Процесс формирования мотивации к профессиональному росту педагогов

NovaInfo 134, с.97-99, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 34
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы формирования мотивации педагогов. Отмечается, что проблемы повышения уровня мотивации к профессиональному росту педагога подтверждается исследованиями по теории и методике профессионального педагогического образования. Автор определяет профессиональный рост как не только количество профессиональной информации, но и применение этой информации с пользой для самореализации в профессии. Профессиональный рост распознают по более качественному или более быстрому выполнению поставленных задач.

Ключевые слова

МОТИВАЦИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОС, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГ

Текст научной работы

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. В современной системе открытого информационного пространства очень важно, чтобы среда отдельно взятого образовательного учреждения способствовала формированию потребности в профессиональном развитии.

Профессиональная деятельность педагога не существует вне социальной жизни, вне соотношения с ситуацией развития. Какой человек выйдет в общество в первую очередь зависит педагога. Сформировать личность, отвечающую по свои качествам, интеллекту, способностям ожиданиям государства и общества может только педагог с высоким уровнем культуры, профессионально компетентный, отличающийся творческим подходом к решению проблем, способный к постоянному саморазвитию, со стремлением к самообразованию, с гуманистическими принципами в работе.

Высокие требования современного общества к личности, уровню профессиональной компетентности и деятельности работников образования и как следствие новые требования к подготовке педагогических кадров и повышению квалификации учителей в системе профессионального образования допускают развитие не только их профессионально значимых качеств, но в целом личности как субъекта жизнедеятельности и саморазвития [5, c.137].

Профессиональный рост педагога — прежде всего, это эффективность педагогической деятельности, на которую влияет непрерывный процесс раскрытия личностью своего потенциала. Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн определяют профессиональный рост педагога как «цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья детей» [6, c.54].

Для развития профессионального роста необходимо постоянно повышать свою квалификацию, а как максимум — получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в своей профессиональной области.

Рассматривая психологические аспекты профессионального становления личности, Л. М. Митина отмечает, что «исследования в этой области позволяют сделать два основных вывода [5, c.203]:

  • необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь;
  • профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

Профессиональный рост — это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере за счет приобретения необходимых практико-ориентированных знаний и развития соответствующих практических навыков, которые формируют определенные компетенции личности как специалиста. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции сотрудника или же на погружение в одну определенную, узкую область профессии [5, c.205].

Один из показателей профессионального роста педагога — это профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагогов предполагает [3, c.36]:

  • уметь перестраивать и анализировать свою профессионально — педагогическую деятельность на основе научной и учебной информации;
  • в решении педагогических ситуаций иметь способность выйти на надситуативный уровень, к постановке комплексных и вариативных целей своей профессионально — педагогической деятельности и поиску способов их решению посредствам планирования педагогических задач;
  • уметь на основе рефлексивного анализа ситуации, а не по стереотипному образцу решать профессиональные педагогические задачи;
  • обновлять методы и формы педагогической деятельности, иметь способность осваивать новые профессиональные компетенции;
  • к изменениям в профессиональной педагогической среде иметь адаптивность (в связи с расширением вариативности образовательных услуг перестраивать свою деятельность);
  • высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности.

М.Н. Артемова рассматривает мотивацию как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, направленность, ориентированную на достижение определённых целей» [2, с. 45].

К.А. Беляков выявляет были следующие мотивы труда [3, c.37]:

  • возможность повышения квалификации, размер заработка, содержание работы. На мотивацию труда значительное влияние оказывает типологические особенности личности: уровень образования, некоторые личностные характеристики, пол, вихраст.

О. И. Аргашокова рассматривает два типа мотивации [1, c.23]:

  • внешняя мотивация и соответственно внешне мотивированного поведения и внутренней мотивации и соответственно внутреннего мотивированного поведения.

Профессиональный рост педагога осуществляется двумя путями:

  • посредствам самообразования;
  • осознанного, обязательно добровольного участия педагогов в организованных мероприятиях, которые объединяются в методическую работу.

Возникающие проблемы повышения качества образования и гарантирование высокого уровня при реализации образовательных стандартов, с одной стороны, увеличивают временные затраты педагога на повышение своей профессиональной компетентности через самообразование.

Пути решения возникающих проблем в современных условиях видится в следующих направлениях [1, c.24]:

Во-первых, повышение качества образования необходимо продолжить решать с помощью повышения квалификации педагогов.

Во-вторых, для стабильно высоких оценок профессиональной деятельности педагогических работников при установлении квалификационной категории необходимо продумать эффективные пути по организации и сопровождению процесса аттестации педагогических работников в образовательной организации. Продолжить работу по развитию профессиональной компетентности экспертов по вопросам аттестации педагогических работников, так как часть педагогов является экспертами.

В-третьих, необходимо разработать программы грамотных управленческих решений для введения Профессионального стандарта педагога, что неизменно повлияет на профессиональное саморазвитие педагогов.

Учёные рассматривают личность педагога, его образование, развитие и профессиональную деятельность как многосоставную, сложную, развивающуюся систему, в которой одну из ведущих ролей занимает внутренняя мотивация, которая связана с самоутверждением себя как профессионала, активизирует на личностно — профессиональное развитие.

В условиях мотивации к профессиональному росту педагогов на содержание своей деятельности можно сделать акценты на заинтересованность каждого педагога и стимулирование мотивации, важности личностного развития педагога, использовать максимально возможно богатый потенциал человека, важность личностного развития педагога, самореализация каждого педагога и его профессионального развития, улучшение качества организационных решений. По совершенствованию мотивации профессионального роста педагогов, можно выстроить следующие условия [3, c.38]:

  • усиление дифференцированной и индивидуальной работы с педагогами путем определения стратегии планирования и взаимодействия для его карьеры;
  • обеспечение благоприятной мотивационной среды для совершенствования организационно-педагогических условий;
  • обновление механизмов материального и морального стимулирования педагогов.

Таким образом, условия мотивации к профессиональному росту педагогов способствуют для достижения высокого уровня на рынке образовательных услуг конкурентоспособности, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, как следствие формирование профессиональных кадров. Можно предположить, что наиболее важными условиями являются интеллектуально-творческие и статусные способы мотивации педагогов образовательной организации способствуют их профессиональному и образовательному росту, в том числе карьерному удовлетворение материальных и социальных потребностей педагогов, а также их стремления к личностному росту и самоактуализации.

Читайте также

Список литературы

  1. Аргашокова, О.И. Проблемы управления мотивацией персонала / О. И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. — 2020. — № 4(16). — С. 23-31;
  2. Артемова, М.Н. Мотивация профессионального развития педагога как ресурс повышения качества образования / М.Н. Артемова // Национальные концепции качества жизни. — 2016. — № 1. — С. 45-47;
  3. Беляков, К.А. К вопросу изучения профессиональной мотивация педагогов / К.А. Беляков // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии, 2017. — №5. — С. 36-38;
  4. Гребенщиков, В.Ю. Мотивация педагогического труда в условиях современной образовательной организации / В.Ю. Гребенщиков, Н.А. Белякова // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. — 2020. — № 2. — С. 419-425;
  5. Митина, Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов / Л. М. Митина. — М.: Юрайт, 2022. — 430 с;
  6. Старикова, Л.Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — М.: Юрайт, 2022. — 125 с.

Цитировать

Караулова, Т.Н. Процесс формирования мотивации к профессиональному росту педагогов / Т.Н. Караулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 97-99. — URL: https://novainfo.ru/article/19407 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться