Российский малый и средний бизнес в условиях санкций

NovaInfo 134, с.34-36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 57
CC BY-NC, ГРНТИ 06.51.51, УДК 339.98, ББК 65.59

Аннотация

В данной статье рассмотрены последствия введенных санкций, особо отразившихся на субъектах малого и среднего предпринимательства. Также представлены предложенные Правительством меры поддержки предпринимательства, спрогнозированы новые возможности для малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес в России является наиболее чувствительным к различного рода экономическим воздействиям. Сложившаяся современная геополитическая обстановка в экономическом пространстве усиливает международную напряженность.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, САНКЦИИ, СРЕДНИЙ БИЗНЕС, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ

Текст научной работы

Ухудшение геополитической обстановки в экономическом пространстве наряду с усилением международной напряженности в современном мире являются одними из основных факторов, влияющих на состояние и развитие народного хозяйства стран негативным образом. Данная проблема является особенно актуальной для Российской Федерации, которая за последние годы очень сильно подвержена влиянию различных санкций, имеющих довольно значительное воздействие на экономическое развитие субъектов российской экономики. Чрезвычайно чувствительными к подобному роду воздействиям в виде зарубежных санкций являются малый и средний бизнес.

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.10.2022 в Российской Федерации насчитывается следующее количество организаций, что представлено в таблице 1 [1]:

Таблица 1. Количество субъектов микро, малого и среднего бизнеса в России по федеральным округам

Федеральный округ

Субъекты

Микро

Малые

Средние

Всего

Российская Федерация

5 596 562

213 644

17 953

5 828 159

Центральный федеральный округ

1 783 258

73 894

6 961

1 864 113

Северо-Западный федеральный округ

638 420

26 921

2 215

667 556

Южный федеральный округ

655 938

18 371

1 396

675 705

Северо-Кавказский федеральный округ

197 176

4 727

417

202 320

Приволжский федеральный округ

981 272

39 395

3 138

1 023 805

Уральский федеральный округ

472 790

17 960

1 489

492 239

Сибирский федеральный округ

577 043

21 924

1 662

600 629

Дальневосточный федеральный округ

290 665

10 452

675

301 792

Как видно по данным Федеральной налоговой службы на октябрь 2022 г. на территории Российской Федерации зафиксировано около 5,8 млн. микро, малых и средних предприятий. Из этого числа подавляющее большинство составляют микропредприятия (5,6 млн.), 213 тыс. малых предприятий и 18 тыс. средних. Больше всего исследуемых субъектов экономики расположено в Центральном федеральном округе — 1,86 млн., около половины из которых находятся в Москве. На втором месте — Приволжский федеральный округ (1,02 млн. субъектов микро, малых и средних предприятий, сопоставимо с ЦФО за исключением Москвы), меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном округе (202 тыс. ед.).

Россия начала сталкиваться с пакетами санкций, применяемыми странами Запада, начиная с 2014 г., что ставило в неопределенность развитие российского рынка и негативно отражалось на крупнейших российских экономических игроках на внешних рынках фондирования (Сбер, ВТБ, Альфа-Банк). В результате данная ситуация привела к снижению иностранных инвестиций и ограничила приток иностранного кредита в экономику страны и, как следствие, быстро возрос отток капитала из экономики России.

Негативное влияние санкций на развитие в России малого и среднего бизнеса обусловлено тем, что в отношении Российской Федерации введены все основные вида экономических санкций, предусмотренных международной правовой системой, а именно:

  1. Коммерческие санкции (торговое эмбарго, запрет доступа к рынкам, всем финансовым ресурсам и инфраструктуре);
  2. Технологические санкции (запрет доступа ко всем в целом технологиям и техническим ресурсам, прекращение обслуживания);
  3. Финансовые санкции (арест и замораживание банковских счетов, блокирование зарубежных активов, запрет доступа к финансовым рынкам) [4].

На фоне данных экономических событий особую необходимость в финансовой поддержке ощущает малый и средний бизнес. Одной из наиболее важных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является доступность к финансовым ресурсам. Банковское кредитование является наиболее возможным способом получения денег предпринимательскими структурами. Однако такое кредитование доступно не каждой организации в силу его высокой стоимости [2].

Среди главных проблем, с которыми сталкивается бизнес, являются прогрессирующий рост закупочных цен (86,6%) — происходит увеличение цен; снижение спроса и выручки (62,1%); падение курса рубля (60,9%); разрыв цепочек поставок (39,6%). Последний связан, прежде всего, с импортными товарами, но сложности возникают и с поставками импортозамещенной российской продукцией [3].

Новый кризис требует от государства серьезных мер поддержки малого и среднего бизнеса, особенно того, который еще не полностью восстановился от кризиса в период COVID-19. Государственная поддержка обязана охватить весь малый и средний бизнес, перед которыми встало новое серьезное испытание.

В оперативном режиме ведется разработка и принятие антикризисных мер — два "пакета" законов о поддержке граждан и предпринимателей уже подписаны Президентом РФ. Предпринимаемые меры затрагивают все виды бизнеса, но чрезвычайно важно оказывать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве наиболее значимых кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, разработанных Правительством РФ и Банком России, можно выделить три программы:

  1. Антикризисная. Эта программа была запущена еще в связи с пандемией для предпринимателей, работающих в отраслях, требующих поддержки в условиях введения ограничительных мер в связи с COVID-19, и позволяла организациям и ИП до 31 марта текущего года включительно оформить кредиты на любые цели, в том числе на рефинансирование ранее полученных кредитов, по ставке до 8,5%. Общий объем льготного кредитования по ней — 60 млрд. руб;
  2. Инвестиционная. Данная программа запустилась с 16 марта и позволяет среднему бизнесу получать инвестиционные кредиты по ставке до 13,5%, малому и микробизнесу — до 15%. Максимальный суммарный объем кредитования — 335 млрд. руб;
  3. Оборотного кредитования. Данная программа будет реализовываться непосредственно Банком России. Средние предприятия смогут получить оборотные кредиты со ставкой не выше 13,5% годовых, малые — не выше 15%. Срок действия программы — до 30 декабря 2022 г., общий объем кредитования — 340 млрд. руб. [3].

Среди нефинансовых мер поддержки стоит отметить мораторий на проведение в 2022 г. плановых проверок бизнеса — всего, не только малого и среднего. Также для упрощения работы предпринимателей в текущей ситуации утверждены особенности разрешительной деятельности в 2022 г. Они предполагают автоматическое продление на 12 месяцев лицензий и других разрешительных документов, срок действия которых истекает до конца года, и установление упрощенного порядка получения и переоформления лицензий [2].

Новые санкции, наложенные на Россию в 2022 г., открывают большие возможности для развития малого и среднего предпринимательства. Так, в связи с уходом с российского рынка зарубежных компаний по изготовлению одежды, конструированию запчастей, продуктов пищевой промышленности и прочих товаров, количество российских производственных компаний по выпуску данной продукции должно увеличиться. Большой спрос возникнет на различные сервисы, которые связаны с ремонтом мобильных устройств, бытовой техники, обуви, одежды и тому подобное. Невысокая стоимость электроэнергии позволит выполнять довольно выгодно поставки местной произведенной продукции. Возрастет успех предпринимательства, связанного с продажами на маркетплейсах, а также через «Юлу» и «Авито».

Важно найти предпринимателям малого и среднего бизнеса пути уменьшения рисков, сократить статью расходов до возможного максимума, оптимизировать работу штата сотрудников. Кроме этого, важно фиксировать убытки и ущерб, который несёт собой нынешняя ситуация, что может стать потенциальным поводом для судебных исков по возмещению ущерба [5].

Без финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по снижению процентной ставки по кредитам, введения налоговых каникул, государственных гарантий по кредитам для данных субъектов российской экономики невозможно обеспечить выполнения поставленного курса по импортозамещению и выведению экономики страны из кризиса за счет внутреннего производства конкурентоспособной продукции. Для тех же, кто видит в новом испытании возможность, открываются новые перспективы, которые с определенной возможностью позволят занять опустевшие ниши ушедших предприятий, так и организовать новое дело, не имеющее ранее никаких аналогов в стране.

Читайте также

Список литературы

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. — URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения 07.10.2022). — Текст : электронный
  2. Поддержка бизнеса в условиях санкционных ограничений: льготы для IT, мораторий на проверки МСП и кредитные каникулы. — URL: http://duma.gov.ru/news/53640/ (дата обращения 07.10.2022). — Текст : электронный
  3. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций. — URL: https://www.garant.ru/article/1532971/ (дата обращения 07.10.2022). — Текст : электронный
  4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025 (дата обращения 07.10.2022). — Текст : электронный
  5. Что будет с бизнесом в 2022 году в России после санкций — мнение экспертов. — URL: https://f.partnerkin.com/blog/allinfo/cto_bydet_s_biznesom (дата обращения 07.10.2022). — Текст : электронный

Цитировать

Мурыгина, Л.С. Российский малый и средний бизнес в условиях санкций / Л.С. Мурыгина, А.В. Шабаров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 34-36. — URL: https://novainfo.ru/article/19417 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться