Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятий

NovaInfo 134, с.53-54, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 35
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятий: SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ. Проведен SWOT- анализ на примере ООО «Опеновское».

Ключевые слова

ВНЕШНЯЯ СРЕДА, АНАЛИЗ, PEST, SNW, SWOT, МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Текст научной работы

Результаты анализа внутреннего состояния компании и состояния внешней среды позволяют оценить соответствие возможностей предприятия рыночным возможностям, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведения на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования.

На основе анализа факторов, характеризующих внутреннюю среду фирмы, с учетом результатов исследований внешней среды можно оценить состояние компании, ответив при этом на следующие вопросы:

  1. Насколько эффективна действующая стратегия?
  2. Каковы сильные, слабые стороны компании, какие у нее есть возможности и что представляет для нее угрозу?
  3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?
  4. Насколько прочна конкурентная позиция компании?
  5. С какими стратегическими проблемами сталкивается компания?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно использовать различные аналитические инструменты, к которым, в частности, относится SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ.

Рассмотрим более подробно методы анализа внешней и внутренней среды.

Аббревиатура метода SWOT-анализа происходит от английских слов:

  • Strengths-сила;
  • Weaknesses-слабости;
  • Opportunities-возможности;
  • Threats-угрозы [1].

Под сильными сторонами организации понимают конкурентоспособность, аттестация кадров, умение организации приспосабливаться к изменениям, которые негативно влияют на деятельность компании и т.д.

Под слабыми сторонами организации понимают недостаток чего-либо важного для предприятия

Возможности организации заключатся в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организаций и укреплении слабых.

Под угрозами понимают воздействие на предприятие таких факторов, как:

  • отказ банков выдаче кредитов;
  • используемое оборудование имеет высокий износ, устарело;
  • воздействие конкурентов на организацию через СМИ;
  • демографические изменения;
  • политические изменения в стране и т.д.

SNW-анализ представляет собой уникальную методику, которая позволяет разбить деятельность компании на отдельные сегменты или блоки, проанализировать их и выделить сильные, слабые и нейтральные стороны, риски и возможности в каждом из них.

SNW-анализ дословно можно перевести как:

  • Strength — сильные стороны;
  • Neutral — нейтральная часть;
  • Weakness — слабый сегмент. [1].

Квадрат S символизирует силу и мощь компании, которая может проявляться в отдельных ее частях ил направлениях деятельности.

Нейтральная часть N включает в себя те моменты, которые остаются стабильными на протяжении длительного времени, невзирая на изменения окружающей среды.

Слабые стороны (квадрат W) призван подчеркнуть уязвимые места, текущие и потенциальные проблемы организации, возможности дальнейших действий и оценка рисков.

Для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин "STEP" означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

Существует два основных варианта STEP- и PEST-анализа. Различие их в том, что в варианте STEP-анализа на первом месте находятся социальные и технологические факторы. В PEST-анализе на первое место выходят политические и экономические факторы.

PEST-анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (P), экономических (E), социальных (S), технологических (T) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Политический фактор внешней среды показывает четкое представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намеревается реализовать свою политику.

Экономический фактор позволяет понять, как формируются и распределяются экономические ресурсы на государственном уровне. Для любого предприятия это важнейшее условие деловой активности.

Социальный фактор предприятия направлен на понимание и оценку воздействия социальных явлений, таких как отношение людей к работе и качеству жизни, мобильность людей, потребительская активность и т.д.

Технологический фактор дает возможность прогнозировать возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно реорганизовывать производство и внедрять технологически перспективные продукты, прогнозировать момент отказа от технологий, используемых на производстве [2].

Проведем SWOT-анализ на примере ООО «Опеновское», расположенного в Ишимском районе Тюменской области. Вся продукция, которую реализует ООО «Опеновское», является сельскохозяйственной, это пшеница, ячмень, молоко.

Таблица 1. SWOT-анализ ООО «Опеновское»

Сильные стороны

Слабые стороны

Качественная продукция

Высококвалифицированный персонал

Рост объемов производства

Высокая себестоимость продукции

Отсутствие рекламы

Возможности

Угрозы

Рост спроса на продукцию

Расширение производства

Повышение эффективности производства на основе новейших достижений аграрной науки, применения современных форм и методов управления;

Государственная поддержка АПК

Рост цен на материальные и энергетические ресурсы, водоснабжение

Высокий уровень инфляции

Проведенный SWOT-анализ свидетельствует о том, что ООО «Опеновское» обладает высоким уровнем конкурентоспособности, следовательно, имеет возможность расширения производства, привлечения новых потребителей продукции, производимой предприятием, и как следствие увеличения доли рынка. К сильным сторонам предприятия относится высокое качество производимой продукции, высококвалифицированный персонал, а также наращивание объемов производства. Предприятие имеет определенные угрозы для развития своего бизнеса, такие как рост цен на материальные и энергетические ресурсы, водоснабжение, высокий уровень инфляции, что может неблагоприятно сказаться на хозяйственной деятельности. Поэтому руководству необходимо разработать политику, направленную на снижение указанных угроз.

Читайте также

Список литературы

  1. Бизнес-анализ деятельности организации : учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова [и др.] ; под ред. проф. Л.Н. Усенко. — Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2021. — 560 с. : ил. + доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Магистратура). — ISBN 978-5-98281-358-9. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1245073 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
  2. Ковалев, В. А. Современный стратегический анализ : учебник для вузов / В. А. Ковалев. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 288 с. — Стандарт третьего поколения. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 978-5-496-02020-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1807731 (дата обращения: 10.10.2022). — Режим доступа: по подписке.

Цитировать

Бышкина, Ю.Р. Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятий / Ю.Р. Бышкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 53-54. — URL: https://novainfo.ru/article/19462 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться