Введение
Сколиоз относится к числу наиболее тяжелых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Известно, что подверженность заболеваниям опорно-двигательного аппарата в значительной степени обусловлена генетическими аномалиями развития плюс многими факторами, связанными с растущей урбанизацией, гиподинамией и экологическими проблемами [4, 6]. Несмотря на то, что сколиоз распространен среди заболеваний опорно-двигательного аппарата, он все еще недостаточно изучен во многих аспектах. Особую роль в этой ситуации могут сыграть современные модели службы физического воспитания для предотвращения/обращения вспять потенциальных нарушений здоровья у больных детей и подростков [3, 5].
Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить преимущества модели профилактической/реабилитационной физической подготовки подростков и студентов с диагнозом сколиоз I/II стадии.
Методы и структура исследования
Для 7-летнего исследования в Детском ортопедическом санатории в Геленджике были отобраны девушки 14-17 лет (n=241) и юноши (n=142) с диагнозом сколиоз I/II стадии. Гибкость позвоночника была проверена методом тестов Левита, Захсе и Янда для получения показателей теста на изгиб/разгибание /вращение; при этом данные о гибкости классифицировались как А — (субнормальная) гипомобильность; B — нормальная подвижность; и C — (сверхнормальная) гипермобильность [2]. Асимметрия движений оценивалась с помощью специальных тестовых упражнений, записанных на видео.
Результаты
Известно, что разнонаправленная подвижность позвоночника у детей и подростков со сколиозом значительно различается в диапазоне гипо- и гипермобильности по сравнению со взрослыми. Таким образом, девочки 12-14 и, например, 15-16 лет, как правило, более гибкие, чем мальчики, хотя пропорции протестированных девушек с высокими показателями разгибания туловища и сгибания имеют тенденцию падать и расти с возрастом, соответственно. В рамках этой общей тенденции процент мальчиков с нормальной гибкостью, как правило, выше, чем доля их сверстниц с такими же нарушениями позвоночника.
Так, очень гибким школьницам младшего возраста, у которых диагностирован сколиоз, не рекомендуется заниматься физическими упражнениями с разнонаправленными биомеханическими нагрузками на позвоночник, которые неизбежны, например, в спорте с интенсивной подвижностью позвоночника (художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, ритмические танцы и т.д.).
Большинство (55%) девушек 14-17 лет с ограниченным поясничным лордозом (симптом плоской спины) и сколиозом II стадии обычно проходят тестирование с максимальной гибкостью в сагиттальной плоскости и значительно ограниченным вращением туловища во фронтальной плоскости и амплитудой на выпуклой стороне с повышенной подвижностью в другую сторону. Эти симптомы менее выражены (19%) у их сверстников с начальной стадией деформации позвоночника,хотя средняя подвижность позвоночника имеет тенденцию меняться с возрастом в процессе роста костей, с некоторыми гендерными особенностями. При тяжелых деформациях позвоночника показатели подвижности, зависящие от возраста, могут сильно различаться.
Прогрессирование сколиоза может быть ускорено технически сложными упражнениями, нерациональной физической активностью и манипуляциями с деформированным позвоночником. Общие физиологические биомеханические модели движения деформированный позвоночник и их анализ дают основания пересмотреть общие представления о том, как симметричные / асимметричные практики должны использоваться в школьной и студенческой практике физического воспитания для этих групп здоровья. Известно, что характерная для заболевания асимметрия движений, усугубляемая временными диспропорциями роста в период быстрого роста скелета, связанными с нервно-мышечной недостаточностью, способствует прогрессированию сколиоза.
Коэффициент асимметрии выборки в тестовых упражнениях был обнаружен близким к абсолютным значениям (89%). Серьезные трудности в тестировании испытывала подгруппа с диагнозом сколиоз I стадии, поскольку только одна из трех девочек могла удовлетворительно выполнять упражнения с интенсивной координацией. Тесты выявили прямую корреляцию между прогрессированием сколиоза и координационными качествами.
Однако они не выявили прямой связи между нарушениями осанки и сколиозом. Структурный анализ функциональности позвоночника, патологические стереотипы осанки и базовые двигательные навыки (сидение, наклоны, ходьба) обеспечивают теоретическую основу для исследований физического развития и оценки работоспособности на основе конкретных стадий онтогенеза (у детей 8-11, 12-14 и 15-16 лет). Лечебная физкультура, ориентированная на данную группу заболеваний, должна включать, по крайней мере, следующие три взаимосвязанных компонента: (1) профилактика и лечение сколиоза у детей 8-11 лет; (2) корректирующие действия в чувствительный период; и (3) реабилитационные программы к концу периода быстрого роста скелета у подростков(14-18 лет). Принципы физического воспитания подростков и студентов со сколиозом I/ II стадии должны быть достаточно хорошо продуманы, чтобы предотвратить возможные травмы позвоночника (из-за падений, ударов и т.д.) и чрезмерные продольно-вертикальные физические нагрузки, характерные для занятий поднятием тяжестей, длительных забегов на выносливость, специальных акробатических элементов и т.д.
Вывод
Данные исследования были использованы для анализа преимуществ генетической модели мобилизации двигательных ресурсов и профилактики / реабилитации физической подготовки для групп несовершеннолетних с диагнозом сколиоз, чтобы эффективно компенсировать двигательные нарушения и способствовать прогрессу растущего организма. Данная модель была протестирована для понимания принципов коррекции наиболее важных повседневных двигательных навыков (ходьба, контроль осанки и т.д.) и смягчения специфичных для сколиоза нарушений статической и динамической двигательной функции. Было обнаружено, что активные корректирующие меры по улучшению функциональности мышечной системы предотвращают регресс паравертебральной ткани позвоночника. Результаты исследования позволяют пересмотреть традиционные ортопедические запреты, чтобы расширить спектр применимых средств физической подготовки и эффективно исправить визуальные телесные искажения, стабилизировать позы, удовлетворить естественную потребность этой возрастной группы в физической активности и смягчить психические стрессы, связанные с изменением формы тела.