Использование средств оздоровления у детей (8-10 лет), имеющих нарушения осанки

№103-1,

медицинские науки

Снижение двигательной активности школьников младших классов очень актуальная проблема на данный момент. Уроки физического воспитания не в полной мере могут восполнить норму подвижности. Необходимо разработать методики проведения дополнительных занятий по корригирующей гимнастике с учащимися младших классов.

Похожие материалы

Согласно проведенным социологическим исследованиям, двигательная активность у младших школьников в наше время снизилась на 50 % по сравнению с дошкольниками, а у школьников старших классов малоподвижность составляет 75 % бюджета времени в состоянии бодрствования. Однако общепринятая система физического воспитания в школе не может в полной мере обеспечить должное физическое развитие организма учащихся. На уроках физической культуры компенсируется всего 10 — 11 % движений, которые необходимы для нормального развития детского организма, что и является одной из причин пополнения специальных медицинских групп.

Объект исследования: младшие школьники 8 — 10 лет.

Предмет исследования: комплексная программа средств оздоровления детей, имеющих нарушения осанки.

Целью работы явилась разработка методики проведения дополнительных занятий по корригирующей гимнастике с учащимися младших классов.

Гипотеза: введение в режим учебного дня школьников, имеющих нарушение осанки, деформацию позвоночника и плоскостопие, дополнительных занятий, включающих корригирующую гимнастику, акробатические и танцевальные элементы, подвижные и спортивные игры, позволит повысить посещаемость занятий по ФК, снизить заболеваемость и улучшить функциональную и физическую подготовленность занимающихся.

Задачи исследования

  1. Определить нарушения осанки и деформации позвоночника у детей.
  2. Разработать и внедрить программу дополнительных оздоровительных занятий в условиях общеобразовательной школы.
  3. Определить эффективность разработанной методики.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для оценки уровня физической и функциональной подготовленности, при составлении содержания занятия оздоровительной направленности воздействия.

Методы исследования

  1. Анализ научно — методической литературы.
  2. Тестирование с целью определения уровня подготовки учащихся.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Педагогическое наблюдение.
  5. Методы математической статистики.

Исследование проводилось в средней школе № 9 г. Елабуга с 2018 по 2019 год. Исследование проводилось в три этапа. Всего в исследовании приняло участие 80 человек. На I этапе была изучена специальная литература по проблеме исследования. Было проведено обследование детей вторых классов, с целью выявления имеющихся нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата. На II этапе на основе полученных результатов был разработан план — график прохождения учебного материала, в который вошли специальные упражнения. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, затем было проведено тестирование уровня подготовленности детей. На III этапе анализировалась эффективность разработанной методики.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали исследования, проведенные во 2-х классах учащихся средней школы № 9, большая группа детей имеет нарушения осанки и другие формы деформации опорно-двигательного аппарата. Из осмотренных 80 школьников 2-х классов выявлено нарушение осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата у 53 учащихся. Это составило 66 % , причем, во 2В — 68 % , во 2Б — 62 % , а во 2А — 67 % . Более всего выявлено нарушений осанки во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка). У 8 школьников (10 % ) определили сколеотический функциональный позвоночник, как правило, в шейно — грудном и грудном отделе, причем отклонения в основном были 1 — ой степени. У 7 учащихся (8,75 % ) выявлены укорочения конечности, не более 1 см., что, по — видимому, явилось причиной развития функционального сколиоза. Уплощенная стопа обнаружена у 7 школьников (8,75 % ), из них у 2-х учащихся имелась ассиметричная осанка. Таким образом, полученные результаты подтвердили имеющиеся научные данные и результаты статистических отчетов о значительном числе учащихся, имеющих достаточно выраженное отклонение от естественного развития опорно-двигательного аппарата, которые в состоянии выявить каждый учитель физической культуры. Количество заболеваемости детей в среднем составляет 25 пропущенных учебных дней в год на каждого учащегося, причем подавляющее большинство заболеваний — это ОРЗ. Поэтому чрезвычайно важно при проведении занятий получить не только специальный эффект по укреплению мышечного корсета, но и повысить устойчивость учащихся этого возраста к простудным заболеваниям. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной у детей значительно снизилось число заболеваний и количество дней, пропущенных по болезни. Таким образом, проводя исследования, обнаружили следующие данные. Если в начале 2018 года число дней, пропущенных по болезни одним ребенком за год во всех классах составило в среднем 25 дней, то к концу исследования в 2019 году этот показатель упал в экспериментальной группе до 19 дней, а в контрольной группе почти не изменился и составил 23 дня. Анализ антропометрических показателей выявил следующее: все исследуемые величины находятся в пределах возрастных норм и практически не отличается друг от друга, только индекс Эрисмана был больше в экспериментальной группе. Изучение функциональной подготовленности учащихся показало следующие результаты: ЧСС и ЧД были одинаковыми в обеих группах, а ЖЕЛ в контрольной группе была на 15 % больше, чем в экспериментальной группе. Тестирование физической подготовленности учащихся в начале эксперимента показали следующее: все изучаемые показатели находились в нижних пределах возрастных норм и не отличались друг от друга. Разработанная программа включает в себя: комплексы корригирующая гимнастика; акробатические и легкоатлетические упражнения; подвижные игры и эстафеты. Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность их составляла 60 минут. Контроль за внедрением программы позволил к марту 2019 получить следующие результаты. Антропометрические показатели достоверно повысились в обеих группах. Уровень функциональной подготовленности достоверно вырос по показателям ЧСС И ЖЕЛ в экспериментальной группе. Наиболее сильное различие отмечается в динамике физической подготовленности у детей контрольной и экспериментальной групп. Достоверный прирост детей из экспериментальной группы (≤0,001) отмечался в броске мяча в цель. В беге на 20 м. в экспериментальной группе показатель снизился на 19 % , а в контрольной на 12 % ; сгибание и разгибание рук в упоре — экспериментальной группе — 62 % , контрольной группе — 29 % .

Список литературы

  1. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
  2. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.
  3. Куклин, П. Ф. Военно – спортивные игры. 7–11 классы / П.Ф. Куклин, Л.А. Тетушкина, Л.А. Лаврова. – М.: Учитель, 2017. – 176 c.
  4. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. – М.: Физкультура и спорт, 2018.– 160 c.
  5. Макеева, Вера Степановна Методы Педагогического Контроля На Уроках Физической Культуры / Макеева Вера Степановна. – Москва: ИЛ, 2018. – 315 c.
  6. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c.
  7. Азаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c.