Особенности взаимодействия с одаренными детьми

NovaInfo 136
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 97
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность и развитие понятия «одаренный ребенок», продемонстрированы категории одаренных детей, выявлены особенности образовательной и воспитательной видов деятельности одаренных детей.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСТВО, ОДАРЕННОСТЬ, ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Текст научной работы

Одарённость человека на протяжении многих веков была поводом для размышления. Первоначально она находила философское обоснование, которое еще с XVIII века рассматривало это явление как божественный дар. Так считал Платон. Иммануил Кант впервые связывает одаренность (гениальность) с человеческой сущностью. В дальнейшем подход Канта находил всё больше подтверждения и всё больше совершенствовался.

Творческую одаренностью как результат активности субъекта рассматривали Гегель и Фихте. Другие мыслители (Дж. Локк, М. Бахтин, Н. Бердяев, А. Лосев) связывали одаренность с воспитательным влиянием среды, в которой оказывался ребёнок. С середины XIX века оформился новый подход к одарённости, в рамках которого это явление объясняется врожденными способностями человека. Впервые эту гипотезу выдвинул Фр. Гальтон [2, С. 248].

Отечественные психологи выделяют уровни развития способностей: репродуктивный, творческий, одаренность, талант, гениальность. Зависимость развития природных задатков от условий окружающей среды находит своё подтверждение в положениях социально-педагогической виктимологии — составной части социальной педагогики, изучающей различные категории людей — реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Одаренные дети часто становятся латентными жертвами неблагоприятных условий социализации, если рождаются в социуме, который не может или не хочет увидеть их неординарных задатков и не создает условий для их дальнейшего развития [5, С. 34].

Детская одаренность — это развиваемое в течение жизни ценностное, интегрированное качество психики, позволяющее на основе более высоких по сравнению с другими детьми данного возраста интеллекта, креативности и повышенной избирательной увлеченности конкретной предметной деятельности (например, математикой) или несколькими видами деятельности достигать незаурядных, необычных результатов.

Большой вклад в исследование творческой одаренности в российской психологии внес A.M. Матюшкин, который полагает, что проявления творчества «выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность», и выделяет основные компоненты одаренности:

  • доминирующая роль мотивации;
  • исследовательская творческая активность — обнаружение нового в постановке и решении проблем;
  • возможность достижения оригинальных решений;
  • способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Педагогическая практика позволяет определить три категории одаренных детей, которые показывают:

  • высокий уровень общей одаренности;
  • значительные успехи в разных областях деятельности (юные художники, музыканты, спортсмены, математики);
  • высокие показатели в учебной деятельности [4, С. 24].

Однако сегодня повседневная школьная практика показывает неготовность большей части учителей успешно взаимодействовать с одаренными школьниками. Учителя не знают признаки одаренности, характерологические особенности этой категории школьников, индикаторы опасности/безопасности образовательной среды, маркеры школьного насилия, показывающие наличие «жертвы» в классе. Педагоги не используют техники, способствующие раскрытию и развитию потенциала одаренного ребенка, технологии, стимулирующие эффективное включение школьника в образовательный процесс. Так можно выделить пять основных признаков в мотивации одаренного ребенка:

  • повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;
  • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом;
  • повышенная познавательная потребность;
  • предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации;
  • высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [7, С. 220].

Одаренный ребенок требует от педагога проявления особого профессионального такта и деликатности. Но в реальной ситуации конкретного класса такой школьник воспринимается учителем как постоянный раздражитель, мешающий его профессиональной деятельности. Вопросы ребенка, его комментарии и даже критические замечания в адрес педагога — все это вызывает возмущение учителя, отвлекает детей от прохождения программы.

Учитывая гибкость, восприимчивость, пластичность аксиосферы молодых педагогов, мы считаем более перспективной их целенаправленную подготовку в университете к поддержке и сопровождению одаренного ребенка. Подготовка будущих педагогов в ВУЗах к педагогической поддержке одаренных детей — это длительный и противоречивый процесс, который требует координации усилий преподавателей различных дисциплин [6, С. 16].

Взаимодействие педагогов и родителей в работе с одаренными детьми, прежде всего будет заключаться в том, что с учетом возрастных особенностей детей, определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям — сигнал к тому, чтобы усилить внимание к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития [3, С. 143].

Для продуктивного взаимодействия с одаренными детьми необходимо создать среду, где царит атмосфера доброты, чуткости, внимательности. При отсутствии такого отношения способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых. Для развития таких детей родителям придется вместе с педагогами трудиться неустанно, системно, шире используя свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Необходимо помнить, что не всегда «талант сам пробивает дорогу». Если постоянно не работать с таким ребенком все более мотивируя его на еще более лучшие результаты, в соответствии со способностями усложняя задания -, у него пропадет интерес развиваться. Естественно, не перегружая, помня о том, что ему тоже нужен отдых и смена деятельности [1, С. 36].

Таким образом, одаренные дети — это многочисленная группа детей, качественно отличающихся от сверстников (в силу своих психологических особенностей). Основной вид деятельности таких детей — это интеллектуально-творческая (исследовательская) деятельность. Поэтому главным элементом содержания образования является опыт творческой деятельности. Систематическое поэтапное обогащение опыта творческой деятельности одаренного ребенка будет способствовать его самореализации, развитию и позитивной социализации.

Читайте также

Список литературы

  1. Алиханова Р.А. Одаренный ребенок в семье / Р.А. Алиханова // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, — 2021. — С. 35-38.
  2. Дементьева Д.В. Формирование у педагогов-психологов ценностного отношения к одарённому ребенку / Д.В. Дементьева // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы С.В. Пазухина, С.А. Филиппова. — 2020. — С. 247-250.
  3. Звягинцева Л.В. Одаренный ребенок / Л.В. Звягинцева, А.В. Развенкова // Инновационная наука. — 2020. — № 11. — С. 143-144.
  4. Мухина О.Д. Одаренный ребенок: социально-психологический аспект Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия. / О.Д. Мухина // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы С.В. Пазухина, С.А. Филиппова. — 2020. — С. 23-26.
  5. Сажаева Т.С., Гизатулина С.Р. Одаренный ребенок, какой он? В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия /. Т.С. Сажаева, С.Р. Гизатулина // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы С.В. Пазухина, С.А. Филиппова. — 2020. — С. 33-37.
  6. Федотенко И.Л. Подготовка будущих педагогов к превенции социальной изоляции «особых» школьников / И.Л. Федотенко, И.А. Югфельд // Social inclusion in the special education Student-teacher-enviroment, Uniwersytet przyrodniczohumanistyczny w Siedlcach, Siedlce, — 2019. — С. 15–25.
  7. Федотенко И.Л. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке одаренных школьников / И.Л. Федотенко, Л.М. Тарантей // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы С.В. Пазухина, С.А. Филиппова. — 2020. — С. 219-224.

Цитировать

Исхакова, Р.С. Особенности взаимодействия с одаренными детьми / Р.С. Исхакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 136. — URL: https://novainfo.ru/article/19645 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться