Тема исследования социального партнерства в образовании в настоящее время является одной из актуальных. Однако развитию партнерских отношений в данной сфере уделяется недостаточное внимание. Особенно недостаточное внимание уделяется партнерским отношениям образовательной и государственной системы управления.
Социальное партнерство в области образования — относительно новая категория. Возникновение данного института в образовательной среде было вызвано разными реформами системы образования и прежде всего подразумевало под собой партнерство в профессиональном образовании [5]. Данный факт можно объяснить тем, что в условиях современной экономики эффективное взаимодействие предприятий и учреждений профессионального образования позволяет обеспечить рынок труда профессионально подготовленными кадрами в необходимом количестве [4].
Целью социального партнерства в образовательной среде является обеспечение эффективного взаимодействия образовательных организаций с органами власти на различных уровнях, предприятиями и организациями, крупными корпорациями, органами службы занятости, в результате которого будет обеспечено максимальное согласование интересов всех участников этого процесса [6].
Также можно выделить задачи, стоящие перед образовательным учреждением в условиях социального партнерства [2]:
- наладить сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями общественной деятельности;
- создать условия для обеспечения занятости молодежи;
- организовать эффективное воспитательное пространство.
Указанные задачи решаются в соответствии с законодательством государства, а также нормативно-правовыми документами, положениями, инструкциями и приказами, соглашениями в области сотрудничества определенных структур.
Сегодня взаимодействие школы, социальных институтов, государственных структур является необходимым условием развития образовательной организации. Наиболее эффективно развивается то учебное заведение, которое готово к сотрудничеству, реагирует на изменение современного общества, ищет новые условия и способы своего развития.
Как было сказано, важное место занимает отношение системы образования и государственного управления. Для этого образовательным организациям необходимо осуществить эффективные партнерские отношения с органами местной власти. Сегодня школа является важным социальным институтом, становится равноправным партнером в решении социально-экономических вопросов, поэтому социальное партнерство образования и государственных органов управления является неотъемлемой частью всего образовательного процесса.
Образовательные организации в сфере социального партнерства имеют определенные преимущества [1]:
- появляются новые возможности для обеспечения учащихся практическим навыкам на современном оборудовании, приобретение ими необходимых знаний и навыков от профессиональных работников высокой квалификации;
- становится возможным осуществление стажировки преподавателей на предприятиях с целью ознакомления с инновационными производственными технологиями, формирования у них отдельных составляющих структуры профессионально-педагогической компетентности;
- увеличивается возможность подготовки квалифицированных работников с учетом государственного заказа и требованиями региона, что обеспечивает повышение занятости молодежи;
- создаются возможности для реализации совместных проектов государственных и образовательных структур для обеспечения последних новейшим оборудованием и технологиями.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что институт социального партнерства функционирует наиболее эффективно при обеспечении взаимодействия с различными социальными организациями, а также органами государственной власти. Данное сотрудничество осуществляется в рамках закона и направлено на повышение качества образования, подготовки обучающихся, обеспечения занятости молодежи, а также повышение квалификации педагогов образовательной организации.