Социальное партнерство в образовании

№127-1,

педагогические науки

В представленной статье автор рассматривает сущность социального партнерства в образовании, его особенности и роль в современном обществе. Определяются условия эффективного взаимодействия системы образования с государственными структурами, предприятиями и организациями, а также причины, препятствующие развитию данного института на современном этапе.

Похожие материалы

Тема исследования социального партнерства в образовании в настоящее время является одной из актуальных. Однако развитию партнерских отношений в данной сфере уделяется недостаточное внимание. Особенно недостаточное внимание уделяется партнерским отношениям образовательной и государственной системы управления.

Социальное партнерство в области образования — относительно новая категория. Возникновение данного института в образовательной среде было вызвано разными реформами системы образования и прежде всего подразумевало под собой партнерство в профессиональном образовании [5]. Данный факт можно объяснить тем, что в условиях современной экономики эффективное взаимодействие предприятий и учреждений профессионального образования позволяет обеспечить рынок труда профессионально подготовленными кадрами в необходимом количестве [4].

Целью социального партнерства в образовательной среде является обеспечение эффективного взаимодействия образовательных организаций с органами власти на различных уровнях, предприятиями и организациями, крупными корпорациями, органами службы занятости, в результате которого будет обеспечено максимальное согласование интересов всех участников этого процесса [6].

Также можно выделить задачи, стоящие перед образовательным учреждением в условиях социального партнерства [2]:

  • наладить сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями общественной деятельности;
  • создать условия для обеспечения занятости молодежи;
  • организовать эффективное воспитательное пространство.

Указанные задачи решаются в соответствии с законодательством государства, а также нормативно-правовыми документами, положениями, инструкциями и приказами, соглашениями в области сотрудничества определенных структур.

Сегодня взаимодействие школы, социальных институтов, государственных структур является необходимым условием развития образовательной организации. Наиболее эффективно развивается то учебное заведение, которое готово к сотрудничеству, реагирует на изменение современного общества, ищет новые условия и способы своего развития.

Как было сказано, важное место занимает отношение системы образования и государственного управления. Для этого образовательным организациям необходимо осуществить эффективные партнерские отношения с органами местной власти. Сегодня школа является важным социальным институтом, становится равноправным партнером в решении социально-экономических вопросов, поэтому социальное партнерство образования и государственных органов управления является неотъемлемой частью всего образовательного процесса.

Образовательные организации в сфере социального партнерства имеют определенные преимущества [1]:

  • появляются новые возможности для обеспечения учащихся практическим навыкам на современном оборудовании, приобретение ими необходимых знаний и навыков от профессиональных работников высокой квалификации;
  • становится возможным осуществление стажировки преподавателей на предприятиях с целью ознакомления с инновационными производственными технологиями, формирования у них отдельных составляющих структуры профессионально-педагогической компетентности;
  • увеличивается возможность подготовки квалифицированных работников с учетом государственного заказа и требованиями региона, что обеспечивает повышение занятости молодежи;
  • создаются возможности для реализации совместных проектов государственных и образовательных структур для обеспечения последних новейшим оборудованием и технологиями.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что институт социального партнерства функционирует наиболее эффективно при обеспечении взаимодействия с различными социальными организациями, а также органами государственной власти. Данное сотрудничество осуществляется в рамках закона и направлено на повышение качества образования, подготовки обучающихся, обеспечения занятости молодежи, а также повышение квалификации педагогов образовательной организации.

Список литературы

  1. Благодатских В.Г. К истории развития практики социального партнерства // В сборнике: Октябрь 1917 года: история и современность Материалы научно-практической конференции с международным участием. — 2017. — С. 5-31.
  2. Бывшева М.В. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном образовании детей // Нижегородское образование. — 2018. — № 2. — С. 17-23.
  3. Галимова Г.Д. Социальное партнерство и современная школа // Вестник магистратуры. — 2018. — № 1-3 (76). — С. 109-111.
  4. Гаранжа Н.В. Система социального партнерства в образовательной практике // В сборнике: Актуальные вопросы науки и практики в ХХI в материалы 4-й Международной научно–практической конференции. — 2016. — С. 98-101.
  5. Рогач О.В. Перспективы использования механизма социального партнерства в образовательном пространстве средней школы // Социодинамика. — 2017. — № 1. — С. 16-26.
  6. Шобонов Н.А. Принципы построения социального партнерства в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-2. — С. 301-305.