Роль педагога в формировании коммуникативной культуры студентов

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств обучающихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя, как считает автор. Потому что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение, в котором главенствующим фактором выступает взаимодействие педагога и ученика.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ВОСПИТАНИЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Текст научной работы

Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств обучающихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Потому что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение (специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми). Выделяют три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная - обмен информацией, интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждение собеседника и др.), перциптивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения является неотъемлемой частью всего педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. – общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Существенным отличием данной стороны общения от двух остальных является то, что если взаимопонимание между коммуникантами не достигнуто, то процесс коммуникации не состоялся. Для того чтобы убедиться в том, что коммуникация состоялась, нужно располагать обратной связью (о том, как люди поняли друг друга, восприняли информацию, как отнеслись к проблеме), что немаловажно в педагогическом процессе. Причинами неудачной коммуникации в педагогическом процессе часто могут быть следующие факторы, исходящие от самих преподавателей:

  1. Стереотипы, которые формируются у педагога относительно отдельных линий поведения или ситуаций, в результате которых объективный анализ и понимание своих подопечных, ситуаций, проблем не формируются.
  2. Предвзятые представления - склонность опровергать все то, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (по принципу - верим тому, чему хотим). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.
  3. Плохие отношения между людьми, потому, что если отношения враждебны - трудно убедить в справедливости своих взглядов.
  4. Отсутствие внимания и интереса собеседника - интерес возникает тогда, когда человек осознает значимость информации для себя.
  5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного количества фактов.
  6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность доводов.
  7. Неверный выбор тактики и стратегии общения.

У человека, кроме всех данных ему от природы способов передачи информации, есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим:

  • язык и другие знаковые системы,
  • письменность в ее разных видах и формах (тексты, схемы, рисунки),
  • технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника, магнитная, лазерная и другие формы записей).

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного ушел вперед за последнее время.

Общение (коммуникация) - это базовый, повсеместный процесс каждой группы. Общение - это вербальный и невербальный процесс, по средствам которого отдельные личности образуют группу, поддерживают ее и координируют свои усилия. Без общения нет группы. Существует несколько определений термина «общение». Оно определяется как процесс, с помощью которого люди создают и посылают сигналы, которые другие люди получают, интерпретируют и посылают свой ответ. Целью этого процесса для малой группы является истолкование смысла, значения информации, которая будет адекватно воспринята членами группы для эффективного выполнения группового задания. Общение составляет сущность педагогической деятельности, имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативно-организаторские склонности личности педагога, его умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, участвовать в общественных мероприятиях, позитивно влиять на воспитанников, инициативность и др. непосредственно направлены на сотворчество и соавторство, которые способствуют эффективному педагогическому общению.

Во время учебного процесса педагогом используются различные элементы техники общения, которые усваиваются студентами чаще подсознательно, интуитивно, на уровне подражания. Поэтому каждому преподавателю вуза, независимо от той дисциплины, которую он преподает (будь то гуманитарный цикл, или технический) нужно весьма требовательно относиться к своей коммуникативной культуре. Хотя, особо значимыми для привития культуры общения все-таки и остаются гуманитарные учебные предметы. Преподавание иностранного языка является в данном случае благотворной почвой для успешного овладения как общих коммуникативных навыков и умений студентов, так и для развития, совершенствования и формирования специальных, тесно связанных с иностранным языком.

Коммуникативные умения педагога, в которых приоритетными являются общие (умение общаться в самом широком смысле), педагогические и специальные умения (производные по отношению к общим коммуникативным умениям) часто не выступают едино в процессе обучения. Тогда как педагогические коммуникативные умения нужны для осуществления педагогического взаимодействия в учебном процессе, а специальные коммуникативные - для общения на иностранном языке. Общие и специальные коммуникативные умения формируются с ориентацией на профессиональные коммуникативные умения преподавателя и структуру общения, основанные на концептуальной модели трехкомпонентной структуры общения, принятой в социальной психологии, состоящей из социального отражения, эмоционального взаимоотношения и поведенческого взаимоотражения (Мясищев, 1960; Бодалев, 1983). В соответствии с этой моделью общения Петривняя И.В. выделила три основных компонента коммуникативного умения:

  • психотехнический - является базисным и связан с фундаментальными психологическими свойствами личности, определяющими эффективность и особенности самореализации человека в общении, определяет успешность передачи – приема информации в учебном процессе восприятия и запоминания информации и проявляется в культуре и технике речевого, невербального общения;

  • экспрессивный - включает разнообразие средств и приемов выразительности в поведении участников процесса общения, ;

  • интеракционный - связан с техникой взаимодействия людей в процессе общения, умению чтения контекста и др. интеракции (Лабурова, 1990).

Развитию психотехнического, экспрессивного и интеракционного компонентов коммуникативных умений будущих учителей способствуют использование опыта социальной психологии и знания языка тела, которым в современной педагогике отведено незначительное место. Тогда как именно язык тела часто помогает педагогу в такой рутинной работе как объяснение нового материала, его закрепление и пр. Для выявления значимости интерактивного компонента в коммуникативных способностях в учебном процессе нами было проведено исследование и выявлено , что самооценка личностных коммуникативных качеств педагогов часто отличается от оценки их обучающихся. Нами была предложена анкета «Невербальная выразительность педагога» студентам 1 – 2-х курсов технолого-экономического и физико-математического факультетов Кузбасской государственной академии, в которая включала 16 вопросов, касающихся трех основных компонента коммуникативных умений преподавателей. Обработка анкетных данных производилась по предложенному ниже ключу: 1-ая шкала отражает формально-динамические параметры невербального поведения педагога, 2-ая шкала - эстетическую гармоничность невербального репертуара 3-ья шкала - способность к управлению и рефлексии невербального поведения на уроке. Подсчитывался также общий балл невербальной выразительности преподавателя - как сумма результатов первых трех шкал, показатель от 0 до 7 говорит о низкой невербальной выразительности учителя, от 7 до 12 - о среднем уровне, от 12 до 16 - высоком (от 100 до 75% - высокая; от 74 до 50% - средняя, от 49 до0% - низкая). Сопоставление результатов самооценки и оценки невербальной выразительности педагога со стороны обучающихся представлено в таблице.

Данные самооценки учителя и оценки учащихся

 

I серия

2 серия

испытуемые

I

11

111

 

I

11

111

 

преподаватели

73

93

68

75

80

80

64

72

Студентки

81

75

64

71

79

74

63

67

студенты

78

70

58

66

74

75

55

68

среднее

79

72

60

68

76

75

59

67

Результаты оценки обучающихся и самооценки невербального поведения учителя по шкалам и сериям. Формально-динамический параметр (шкала 1): 1. На занятиях объяснения самооценка преподавателя по данной шкале оказалась заниженной в сравнении с оценкой, данной студентами. Оценка студентов - высокий уровень, преподавателя – средний уровень, что можно объяснить тем, что при объяснении новой темы педагог часто остаются недоволен темпом подачи мате риала. Как показывают результаты исследования, студенты оценили почти одинаково подачу нового материала. 2. На уроках повторения самооценка преподавателя совпадает с оценкой обучающихся, хотя некоторые студенты дали оценку чуть ниже. Оценка студентов - высокий уровень, педагога - высокий уровень. Оценка студентов попадает на один уровень и совпадает с оценкой учителя. Таким образом, на уроках повторения учителя более довольны собой. Общая оценка эстетической гармоничности невербального репертуара учителя (шкала 11). 1. На уроках объяснения нового материала самооценка преподавателя завышена по отношению к оценке обучающихся (педагога - высокий уровень). Студентки остаются довольны невербальным репертуаром учителя, а студенты оценили только лишь на средний уровень.. Данные результаты можно объяснить тем, что в неязыковом общении студентки преподавательницу понимают быстрее. Этот факт нужно учитывать при работе со студентами. 2. На уроках повторения, когда (по результатам исследования) происходит снижение уровня невербальной коммуникации педагога, оценка студентов совпадает (оценки учеников - высокий уровень). Способность учителя к управлению и рефлексии невербального поведения (шкала 111). 1. Уроки объяснения нового материала. Студенты оценивают своих педагогов по этой шкале только на 66% - это средний показатель. У студенток 71 % - средний показатель. У педагогов 75% - высокий показатель, они довольны тем, как они управляют собой, при этом необходимо отметить более низкую оценку детей. 2. На уроках повторения самооценка преподавателя совпадает с оценкой класса - средний уровень. Однако оценка, данная студентами, более низкая (55%) в сравнении с оценкой девушек (63%) ~ самим педагогом (64%). Это говорит о том, что независимо от типа урока юноши критичнее девушек. Таким образом оценка общей невербальной выразительности педагога во время занятий более высокая, чем по результатам опроса обучающихся. Более всего учителя переоценивали эстетичность и гармоничность своего невербального языка. Т.е. для того, чтобы формировать у студентов коммуникативные навыки, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всем компонентам коммуникации.

Для развития и коррекции коммуникативных (вербальных и невербальных) умений были разработаны и внедрены соответствующие приемы в учебный процесс. Элементы данных приемов частично использовались во время занятий по английскому языку в условиях адаптивной системы обучения и показали их целесообразность, что представляет участникам педагогического процесса необходимые возможности для общения. Мы считаем, что системное использование элементов коммуникативных тренингов для совершенствования коммуникативной культуры не только возможно, но и целесообразно.

Для практического решения проблемы коррекции и развития коммуникативной культуры будущих учителей, нами были сформулированы комплекс задач по обучению приемам:

  • психической саморегуляции и психотехники, управление своим состоянием, развитие наблюдательности и др.;

  • повышения социально-психологической компетентности, за счет методики эффективной коммуникации и взаимодействия;

  • эффективно «подавать» себя в общении, владение культурой речи и языка тела;

  • «читать по лицам», знание языка жестов.

Приемы развития и коррекции коммуникативных умений будущих учителей в процессе обучения в педагогическом вузе многообразны и представляются в целом комплексе: лекции и практические занятия по педагогике и психологии, значительным достижением, по нашему мнению, является возобновление на физико-математическом факультете специальности «Психология» в Кузбасской государственной академии и др. Рационально введение спецкурса по проблемам педагогического общения, культуре речи и коммуникативной культуре педагога.

Большие возможности в формировании коммуникативных задач представляет изучение английского языка в адаптивной системе обучения. Решение сформулированного комплекса задач будет успешнее путем введены элементов коммуникативных тренингов в учебный процесс, которые помогут корректировать и развивать такие профессионально значимые качества, как внимание, наблюдательность, интуиция, воображение, готовность к импровизации и т.д. Для формирования экспрессивного эффективными являются познания языка тела. Таких как: зрительный контакт, мимика, жестикуляция, осанка, поза, выразительность движения и др. Приемы методики эффективной коммуникации в условиях адаптивной системы обучения английскому языку будут способствовать повышению уровня социально-психологической компетенции будущих учителей, совершенствованию их общих коммуникативных умений и улучшению результатов языковой подготовки. Языковая подготовка английскому языку также несет в себе воспитательный и образовательный характер. Так как обучение грамматическому минимуму по предмету в основном базируется на сравнительных характеристиках родного языка, прививая, таким образом, любовь, уважение и умение грамотному выражению своих мыслей.

В данном исследовании умение грамотно изъясняться рассматривается немаловажным и обязательным для носителя русской языка и культуры, представляющего коммуникативную культуру педагогического общения. Мы также считаем, что умение правильно манипулировать языком тела является значительным фактором коммуникативной культуры личности педагога. Коммуникативная культура личности достигается только во взаимосвязи вербального и невербального общения, так как основной формой передачи информации во время учебного процесса является общение (во всех его формах), т.е. язык (речь) и язык тела.

Исследования методической, педагогической и др. литературы показали, что культура речевой и невербальной коммуникации во взаимодействии, а так же языка жестов, как ее отдельного феномена, будущих учителей изучена недостаточно. Одиннадцатилетний опыт работы в педагогическом вузе и анализ проводимых тестирований показал, что у многих, непосредственно участвующих в педагогическом общении, а в частности – будущих учителей, нет четкого представления, о языке жестов. Проведенное исследование коммуникативных способностей студентов 1 – 2-х курсов физико-математического и технолого-экономического факультетов Кузбасской педагогической академии и анализ результатов (Прил. №1, Рис. 1-3) показали, что многие студенты сталкиваются с проблемами в речевом, и особенно в невербальном общении (язык тела). Нами было выявлено, что проблема общения является наиболее принципиальной и важной в развитии личности учителя нового поколения.

Фактором развития будущего учителя мы рассматриваем коммуникацию, как естественную потребность индивида, от ее простых (эмоциональный контакт) к более сложным формам (сотрудничество и сотворчество преподавателя и студентов, личностное общение и др.). Мы также считаем, что непосредственное общение существенно влияет на развитие других способностей (наблюдательность, самоконтроль и др.). Сотрудничество подразумевает взаимодействие педагога и студента в совместном участии в процессе воспитания и обучения, в совместной деятельности.

«Сотворчество преподавателя и студентов – фундаментальная характеристика профессионального обучения, реализующего задачи, становления специалиста в профессиональной культуре. «Ставшая» педагогическая культура и культура участников процесса обучения являются точками опоры их сотворчества» (Ю.В. Сенько, Гуманитарные основы педагогического образования, 2000 г.).

Одной из немаловажных задач профессиональной подготовки будущего учителя является владение и умение манипулировать речевыми и невербальными средствами общения на таком уровне, чтобы эффективно реализовать основные функции общения в своей педагогической деятельности. Таким образом, целесообразно развивать и корректировать различные функции коммуникативного общения студентов во время аудиторных занятий и самообразования. Функциями общения могут быть информационно, регуляционно и аффективно-коммуникативные. В них проявляются внутренние связи коммуникативной подсистемы с когнитивной и регулятивной психики (И.В. Петривняя, Куйбышев, 1990г.). Когнитивная – часть психологии человека, связанная с его подсознательными процессами и сознанием, включающая в себя знания о мире и о самом себе (Р.С. Немов). Регулятивная часть психологии человека, связана с его физиологическими регулятивными процессами. Информационно-коммуникативная функция общения связана с информационным взаимодействием. Во время занятий, в процессе общения между педагогом и учащимися информация передается - принимается и формируется. В связи с этим, как считает И.В. Петривняя, возникает в исследовании информационно-коммуникативных функций общения актуальная проблема влияния общения на динамику когнитивных процессов. Педагог, в процессе общения может воздействовать на сознание и подсознание учащегося посредством коммуникативного воздействия. К регуляционно-коммуникативной форме общения относится регуляция поведения. И.В. Петривняя считает, что благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и других, а также испытывать регуляционные воздействия с их стороны. В педагогическом процессе педагог в ходе общения может воздействовать на мотив, цель, программу, на выполнение отдельных действий и их контроль. При высоком уровне педагогического мастерства, его коммуникативной культуре, воздействия на личность учащегося буду весьма глубокими. Педагог сможет оказывать позитивное влияние в целом на личность воспитуемого, которое будет нести положительные результаты в течение длительного периода времени. С регуляционно-коммуникативной функцией общения связанны: подражание, внушение, убеждение (И.В. Петривняя).

Профессией, от которой требуется мастерское владение языком тела, является профессия преподавателя, учителя. Это обусловлено воспитательным характером личного примера наставника: выражение лица и манера поведения порой способны творить чудеса. От того, как воспользуется своими коммуникативными способностями педагог, зависит: убедит ли он, внушит ли позитивные побуждения, как будет подражать ему учащийся. Путем анализа возможностей невербальной коммуникации можно вывести модель эффективного невербального поведения преподавателя.

Педагог должен (Гордон Уэнрайт):

  • излучать дружелюбие,

  • проявлять душевную щедрость,

  • быть терпимым,

  • поощрять к учебе,

  • должен наладить контакт с каждым обучающимся,

  • внушать доверие к своей компетенции,

  • быть организованным

  • эмоционально устойчивым.

Важным качеством преподавателя является внимание к реакции учащихся и признание их вклада в совместную работу.

Педагог не должен:

  • высмеивать своих подопечных,

  • демонстрировать сарказм,

  • быть враждебным,

  • показывать высокомерие,

  • раздражаться.

Преподаватель должен учитывать национальные и культурные особенности языка тела, привитые средой внешкольного образования.

Вышеперечисленные качества педагога могут быть ярче проявлены с помощью невербальных средств, если он будет тонко чувствовать приемлемость тех или иных форм физического контакта с учащимися, при этом восприимчив к нюансам комфортной для учащихся дистанции, уважительно относиться к их личному пространству. Коммуникативная культура педагога будет непроизвольно передавать за счет личного примера педагогической культуры преподавателя. Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности (И.Ф. Исаев, Профессионально-педагогическая культура преподавателя, 2202).

Коммуникативная функция педагогической культуры реализуется эффективнее, если в общении точки зрения преподавателя и учащихся совпадают на выбор средств и методов общения, при общей заинтересованности. «Осуществление коммуникативной функции педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции преподавателя и субординированной позиции студента к личностному, равноправному сотрудничеству» (И.В. Исаев).

Большую роль в общении играет речевая культура (знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы), что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает и дисциплинирует их речевую грамотность и мышление. Утверждение различных способов общения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза требует от педагогов овладения умений, обеспечивающих проникновения во внутренний мир обучаемого, понимания его мировоззрения. Знание языка тела не разрешит полностью вех поставленных пред педагогом задач, но поможет ему лучше понять своих подопечных, сблизиться с ними. В частности, знание языка тела позволит анализировать, проецировать и предвидеть варианты ответной реакции, прогнозировать ход мыслей и действий студентов. Коммуникативная функция, таким образом, обусловливает необходимость развития таких составляющих как речевая культура, культура вербального и невербального общения, культура межнационального общения.

Рассматривая эффективное использование основных функций общения в подготовке учителя в адаптивной системе обучения английскому языку на неязыковых факультетах, предусмотрена работа по формированию коммуникативных навыков и умений. Исходя из того, что коммуникативной культуре нужно учить, разработан комплекс приемов и упражнений для формирования коммуникативных умений, развития профессионально-значимых способностей и качеств личности учителя. Так как педагогическое общение является одной из важнейших и сложнейших составляющих педагогической деятельности. Профессиональные коммуникативные умения реализуются в различных условиях общения.

Классификация коммуникативных умений учителя нового поколения (за основу взято у А.А. Леонтьев, 1979):

  1. Управлять собой.

  2. Социальной перцепции.

  3. Адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам.

  4. «Подавать» себя в общении.

  5. Речевого общения.

  6. Речевого и неречевого контакта.

Кан-Калик (1979) объединил в три группы:

  1. Общаться на людях.

  2. Через рационально созданную систему общения организовать совместную творческую деятельность.

  3. Целенаправленно организовать общение и управлять им.

Данные умения формируются в результате обучения коммуникативной культуре, приемам владения речевым аппаратом, правильного использования форм общения, использования коммуникативных тренингов. Так как подготовка студентов к педагогическому общению связана с совершенствованием важных для общения личностных качеств: коммуникабельность, сдержанность, доброжелательность, уравновешенность и др.

Для выявления уровня общительности учителей, студентов и школьников, стиля поведения в различных ситуациях было проведено исследование. Тест В.Ф. Ряховского на выявление общего уровня общительности начинающих учителей (Прил. 1, рис. 1) показал недостаточное развитие коммуникативных способности учителей, только 40% тестируемых обладают средним уровнем коммуникативных способностей. Следует отметить, что среди тестируемых учителей, испытывающих трудности в общении, 60 % - молодых специалистов. Независимо от преподаваемой дисциплины (гуманитарной, технической и др.) преподавателям следует обратить особое внимание на помощь студентам в развитии и формировании коммуникативных способностей. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявской и Б.А. Федорикина использовалась при работе со студентами (Прил. 1, Рис. 2): студенты, испытывающих трудности в коммуникации (при ответах на занятиях, общении и др.) - 20 %, средний уровень общения -33 %. Результаты тестирования педагогов и студентов показали (Прил. 1, Рис. 3), что уровень коммуникативных способностей педагогов выше, что можно объяснить опытом работы и приобретенными знаниями. При выявлении уровня владения речевыми формами общения школьников выяснилось, что из опрошенных старшеклассников примерно 75 % признают потребность в общении с взрослыми. Из них только 30 % имеют доверительные отношения с ними и только у 20 % тестируемых высокий уровень развития коммуникативных способностей, а у остальных - различные затруднения в области отношений, которые могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами. Проанализировав результаты исследования, мы разработали специальные тренинги для коррекции и развития различных видов речевой деятельности. Использовав на занятиях фрагменты методики коммуникативных тренингов, программы тренинга профессионально-педагогического общения и др., мы выявили эффективность данных видов работы.

Не только знания и умения по специальности решают проблемы обучения и профессионального роста молодого учителя, но и многое зависит от личностно-психологических качеств и разносторонностью коммуникативных способностей. Именно на их синтезирование и должна быть направлена работа преподавателя при помощи психолого-педагогических средств, в том числе выбором различных технологий, упражнений и т.д.

При изучении дисциплин гуманитарного цикла следует формировать коммуникабельность и облегчать усвоение учебного материала во время занятий и самообразования.

Читайте также

Список литературы

  1. Рунова, С.А. Педагогическая направленность как условие успешной социально-профессиональной адаптации студентов 1 курса педвузов [Текст] / С.А. Рунова, В.Д.Симоненко // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей: Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 1998 .- С. 55-60
  2. Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация первокурсников в условиях педвуза [Текст] /С.А. Рунова // Качество подготовки и проблемы конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда: Межвуз. сб. науч. статей.- Новокузнецк, 1997. - С. 55-60
  3. Рунова, С.А. Дидактические условия обучения будущих учителей иностранному языку на неязыковых факультетах педвузов [Текст] /С.А. Рунова // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом: Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 1996. - С. 67-70
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Цитировать

Рунова, С.А. Роль педагога в формировании коммуникативной культуры студентов / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2514 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться