Психологическое сопровождение сотрудников УИС, зачисленных в резерв кадров на выдвижение

NovaInfo 137, с.154-156, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 6

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности психологического сопровождения сотрудников УИС, зачисленных в кадровый резерв, актуальность исследуемой темы для современной пенитенциарной системы, особенности подготовки психологической компетентности к управленческой деятельности, обозначены характеристики личности руководителя, оказывающие наибольшее влияние на эффективность служебной деятельности.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ, ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

Текст научной работы

Постоянное совершенствование кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы является непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Поиск эффективных методов реализации функций управления в уголовно-исполнительной системе предъявляет к организации деятельности новые, более высокие требования, в том числе, и в области подготовки кадрового потенциала.

В организации работы по формированию и реализациикадрового резервавуголовно-исполнительной системе необходимо обеспечить открытость процесса формированиякадрового резерва, проведение систематической оценки эффективности работы с резервом и уровня индивидуальной подготовленности резервистов, повышение роли вышестоящего руководства и кадровых аппаратов в работе с резервом.

Одним из ведущих направлений совершенствования управления учреждениями уголовно-исполнительной системы является комплектование руководящими кадрами, способными эффективно управлять подразделениями для успешного решения возложенных на них служебных функций и задач.

Основной целью формирования резерва кадров на выдвижение является обеспечение выполнения оперативно-служебных задач путем своевременного замещения руководящими кадрами вакантных должностей в уголовно-исполнительной системе.

Кадровый резерв — это группа сотрудников, которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают требованиям, предъявляемым должностью, прошли отбор и квалификационную подготовку, но еще не назначены на должность.

Поиск эффективных методов реализации функций управления в уголовно-исполнительной системе предъявляет к организации деятельности УИС новые, более высокие требования, в том числе, и в области подготовки кадрового потенциала. Значимая роль в работе с резервом руководящих кадров отводится психологическим службам.

В отечественной психологии существует множество определений понятия «психологическое сопровождение», рассмотрим некоторые из них:

Т.В. Шеломова определяет психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности психологической службы или практического психолога.

Т.Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий.

Н.С. Глуханюк понимает психологическое сопровождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Р.В. Овчарова рассматривает психологическое сопровождение как одно из направлений, возможное поле деятельности психолога и технологию профессиональной деятельности психолога — целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

Психологическое сопровождение сотрудников УИС, зачисленных в резерв кадров на выдвижение — комплексный подход к формированию психологических особенностей руководящего состава учреждений и органов УИС, влияющих на выполнение поставленных задач и эффективность профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение можно определить как поэтапный, упорядоченный способ обеспечения активизации развития профессионально-важных качеств.

Психологическое сопровождение сотрудников УИС, зачисленных в резерв кадров осуществляется по основным функциям психологов в рамках психологического обеспечения профессиональной деятельности. Рассмотрим как данные функции применяются к данной категории сотрудников.

  1. Диагностическая заключается в углубленном, объективном и всестороннем изучении личности, с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, необходимых для осуществления эффективной управленческой деятельности. С помощью результатов, полученных в результате психодиагностики, возможно составить психологический портрет сотрудника-управленца, и понять, обладает ли он управленческим потенциалом, а также выявить профессиональную пригодность сотрудников к должности;
  2. Консультативная направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов. Осуществляется посредством проведения консультирования сотрудников по личным вопросам, по вопросам, связанным со служебной деятельностью и т.п;
  3. Психокоррекционная заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям);
  4. Прогностическая и психопрофилактическая состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности (работа со спецконтингентом), бытовыми, личными и семейными проблемами;
  5. Просветительская заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности сотрудников УИС, формировании у них установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально-значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога. Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.

Целью психологического сопровождения является приобретение профессиональных знаний, выработки умений и навыков, необходимых для прохождения службы по предполагаемой должности руководящего состава. В связи с этим, стоит отметить профессионально-важные качества сотрудников УИС, влияющие на успешность и эффективность управленческой деятельности.

Важнейшим качеством руководителя является профессиональная наблюдательность, включающая в себя такие компоненты, как умение держать в зоне внимания объекты воспитательного воздействия; сосредоточиться на главном; определять по внешним признакам внутренние изменения. Полнота и точность наблюдения зависят от опыта и знаний сотрудника. Люди, обладающие неодинаковым жизненным и профессиональным опытом, системой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по-разному. Чем обстоятельнее знакомство с личностью и средой осужденных, тем объективнее результаты наблюдения, поскольку признаки и свойства предметов и явлений не только подмечаются и фиксируются, но и одновременно оцениваются, осмысливаются и истолковываются соответствующим образом. Профессиональная наблюдательность — необходимая предпосылка правильного прогноза поведения осужденных, позитивного или негативного развития социально-психологических явлений в среде осужденных, а также прогнозирование возможного поведения подчиненных сотрудников.

Эмоциональные качества: уравновешенность и самообладание; умение управлять своим поведением; стрессоустойчивость. Все это укладывается в понятие «эмоциональная зрелость». Эмоциональная зрелость — это способность адекватно на высоком уровне профессиональной культуры реагировать на стрессогенные ситуации, выражать свои эмоции, чувства и принимать управленческие решения в экстремальной ситуации. Доминирование оптимизма, сдержанности и деловитости — показатель эмоциональной зрелости и даже мудрости руководителя. От эмоциональной неуравновешенности страдают и окружающие, и сам сотрудник, здоровье которого может резко ухудшиться. Учитывая, что деятельность сотрудников УИС носит экстремальный характер, эмоциональная зрелость относится к профессионально значимым свойствам руководителей.

Волевые качества: упорство в преодолении возникающих трудностей; уверенность в себе; целеустремленность; выносливость; решительность; мужество. Безволие при прочих положительных качествах не позволяет сотруднику быть последовательным, целеустремленным и полностью решать поставленные задачи. К числу важнейших профессиональных качеств следует отнести выдержку и самообладание: руководитель всегда, даже в самых неожиданных обстоятельствах, обязан играть ведущую роль при взаимодействии, как с сотрудниками, так и с осужденными. Руководителю любого уровня в исправительном учреждении следует всегда контролировать свои действия и поведение, высокий самоконтроль — необходимое профессиональное качество сотрудника УИС.

Понимание принципов мотивации: эффективный руководитель всегда сам мотивирован на достижение наилучшего результата. Кроме этого, он также умеет управлять не только своей собственной мотивацией, но и мотивацией своих подчиненных для достижения целей, поставленных перед его структурным подразделением и им лично.

Коммуникативные качества: хороший руководитель умеет разъяснить свою позицию и грамотно подготавливать документацию, легко вступать в контакты, при возникновении конфликтных ситуаций уметь их разрешать конструктивно, рационально. Он неагрессивен, хорошо излагает свои мысли как устно, так и письменно, логично и аргументированно умеет убедить в своей правоте с учетом интересов организации, руководителя, коллег, при высказывании мыслей говорит по существу.

Нервно-психическая устойчивость: в незнакомой для руководителя ситуации он должен уметь быстро сориентироваться, при принятии решений использовать логику и рациональность, при возникновении стрессовых ситуаций необходима избирательность внимания, умение быстро анализировать происходящие события и получаемую информацию.

Организаторские способности: осуществление четкого планирования выполнения задач, стоящих перед исправительным учреждением, при распределении задач использовать индивидуально-личностные особенности подчиненных сотрудников, проведение объективной оценки работы своих подчиненных. При принятии решений уметь брать ответственность за слова и поступки, так же должен обладать способностью к индивидуальной работе. Не смотря на большой объем работы, руководителю необходимо саморазвитие, ориентация на постоянный личностный и карьерный рост.

Таким образом, перечисленные выше качества эффективного руководителя могут приобретаться, развиваться и укрепляться в процессе психологического сопровождения сотрудников УИС, зачисленных в резерв кадров на выдвижение. Главное, чтобы данный процесс имел постоянную основу, наличие правильной мотивации у сотрудников, а также необходимых ресурсов психолога.

Читайте также

Цитировать

Кизеев, А.М. Психологическое сопровождение сотрудников УИС, зачисленных в резерв кадров на выдвижение / А.М. Кизеев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 137. — С. 154-156. — URL: https://novainfo.ru/article/19861 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться