Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2030 года УИС (далее — Концепция) является совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития [1]. Важной и приоритетной задачей для сотрудников исправительного учреждения организовать исправление осужденных таким образом, чтобы избежать рецидивов преступлений. Для этого активно задействуются сотрудники различных служб и отделов исправительного учреждения, где особое внимание уделяется психологическому сопровождению. В рамках проведения психокоррекционной работы важно использовать современные техники и методы, направленные на снижение лиц, потенциального способных к членовредительству, агрессии, манипуляциям, суицидальным попыткам. Это возможно сделать при помощи формирования навыков эмоционального интеллекта, которые заключаются в приобретение осужденными навыков управления эмоциональным состоянием.
В модели Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта, а именно [2]:
- способность распознавать эмоции других людей (по невербальным показателям), а также идентифицировать свои собственные эмоции, то есть восприятие эмоций;
- способность человека активировать свой мыслительный процесс (часто совершенно неосознанно), пробуждать в себе креативные способности, используя эмоции в качестве фактора мотивации, то есть использование эмоций для активизации мышления;
- способность раскрывать причину возникновения эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции с течением времени, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства, то есть понимание эмоций;
- способность подавлять, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей, то есть управление эмоциями. К этому же относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и при выборе стратегии поведения.
На базе ФКУ ИК №28 УФСИН России по Самарской области было проведено исследование эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказания повторно. На основе полученных личностных характеристик, которые заключались в эмоциональной неустойчивости, повышенной агрессивности, импульсивности, неадекватном реагирование на высказывания окружающих была разработана и апробирована психокоррекционная программа, направленная на формирование эмоционального интеллекта осужденных, отбывающих наказание повторно. Групповая психокоррекция позволила выявить наиболее проблемные аспекты во взаимодействии осужденных женского пола и на основе этого были составлены практические рекомендации для сотрудников психологических лабораторий уголовно-исполнительной системы.
Для работы с осужденными необходимо использовать направления когнитивно-поведенческой психотерапии, позволяющей изменять дезадаптивные установки связанные с общением в местах лишения свободы, формировать навыки правопослушного поведения, менять прежние стратегии действия. Например, применение техники градуирование эмоций позволит осознанно подходить к пониманию эмоциональных состояний. Кроме этого, возможно использование арт-терапевтических методик для снижения психоэмоционального напряжение. Например, это может заключаться в рисовании своего чувства, обозначение его специфическими цветами, рисование мандалы. Возможно применение работы с метафорическими ассоциативными картами, которые могут обратиться к бессознательным установкам осужденного и выявлению ресурсного состояния на преодоление сложной жизненной ситуации, заключающейся в отбывании наказания в местах лишения свободы. В содержательной части психокоррекционной программы важно включать развитие таких направлений, как самопознание, саморегуляция, познание других и влияние на эмоции других. Это возможно сделать при помощи игровых практических заданий, позволяющие в безопасном пространстве изучать собственные реакции и обучаться распознаванию эмоций окружающих.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие этапы по организации психокоррекционной работы.
Первый этап заключается в проведении психодиагностики, направленной на выявление лиц, нуждающихся в формировании эмоционального интеллекта.
Второй этап — обучение методам саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание, аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и др.), использование техник когнитивно-поведенческой терапии, работа с психологическими защитами. Преодоление когнитивных искажений (например, прогнозирование или чтение мыслей).
Заключительный этап — содержательная часть психокоррекционной работы, направленной на овладения навыками понимания своих эмоций, распознавания чужих эмоциональных проявлений, формирование эмоциональной устойчивости.