Проблеме исследования психологических особенностей осужденных, совершивших рецидивные преступления, посвящено немало исследований, что имеет большое теоретико-прикладное значение для изучения преступлений, совершаемых женщинами повторно.
В своей работе по изучению личностных особенностей осужденных за повторные преступления Г.Б. Калманов и А.П. Азрапкин отмечают, что рецидивность, как устойчивая форма антисоциальной направленности предполагает наличие устойчивых психосоциальных негативных стереотипов, аморальных установок, психобиологических аномалий и других признаков, обусловливающих деструктивную адаптацию в обществе. Личность преступника-рецидивиста характеризуется определенными психологическими особенностями, отрицательным отношением к нравственным ценностям, антиобщественными взглядами, сформировавшимися в процессе социального, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия, которые в результате взаимодействия с отрицательными внешними условиями и обстоятельствами обусловливают совершение повторных преступлений.
Анализируя женскую преступность с позиций психологической науки, многие современные исследователи отмечают, что женщин отличают от мужчин такие особенности, как повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы, которые оказывают влияние на формирование криминальной мотивации.
В статье Н.А. Самойлик, в которой представлены психологические особенности осужденных женщин, отбывающих наказание без изоляции от общества, наиболее характерным отличительным свойством женской психологии называется сложность и дифференцированность эмоциональной сферы. В публикации автор ссылается на исследование Е.П. Ильина в котором отмечено, что стрессовые и проблемные ситуации женщины переживают более эмоционально, нежели мужчины. Данное обстоятельство связывается с повышенной возбудимостью, интенсивностью реакций, эмоциональной неустойчивостью и высокой импульсивностью, выступающими в качестве механизмов психологической защиты и самоутверждения в ситуации неопределенности.
Ю.М. Антоняном отмечается, что среди осужденных женщин значительная доля принадлежит тем, кто имеет невротические нарушения. Среди них распространены тревожно-депрессивные состояния, при которых будущее представляется им в слишком мрачном свете. Конечно, это в немалой степени связано с пребыванием в местах лишения свободы.
Отличие женщины от мужчины в целом заключается в выполнении принципиально иных социальных функций. В первую очередь женщина играет традиционную роль хранительницы домашнего очага. Женщины в большей степени зависимы от семейных отношений и связей.
Одна из гендерных особенностей осужденных женщин — это глубокие переживания, обусловленные разлукой с семьей и детьми, утратой родственных связей. Это самый болезненный и тревожный аспект лишения свободы более чем для 50% осужденных.
Наличие позитивных внутрисемейных отношений у осуждённых женщин способствует снижению уровня мотивации совершения в будущем противоправных действий. Однако условия социально неблагополучных семей образуют трудную жизненную ситуацию и зачастую выступают детерминантами преступного поведения. В этой связи, как констатируют Ю. М. Антонян и В. Е. Эминов, «те женщины, которые перестают ощущать свою связь с семьей, уже не ориентируются на её традиционные ценности и получают значительно больше возможностей действовать, не оглядываясь, каждый раз на неё».
Определенные различия наблюдаются в проявлении такого свойства, как агрессивность. В отличие от мужчин, женщины чаще проявляют агрессию как эмоциональную реакцию на препятствие, как средство выражения гнева и снятия стресса, а не инструмент достижения поставленных целей. Женщины часто оценивают жизненные ситуации как угрожающие им или их близким. Поэтому противоправные действия нередко носят защитный характер и имеют целью оградить себя или свою семью от неприятностей.
Аугоагрессивиое (суицидальное) поведение так же, как и агрессивное имеет гендерные особенности. Известно, что соотношение мужчин и женщин при совершаемых (завершенных) самоубийствах составляет 4:1, в то время как при суицидальных попытках, не заканчивающихся летальным исходом — 1:2 Можно утверждать, структура суицидального поведения имеет существенные гендерные различия. Отличия захватывают многие стороны аугоагрессивного поведения: от целей суицида до его эстетических параметров. Так, целью суицида у мужчины чаще становится поиск решения возникшей проблемы, невозможность в силу обстоятельств найти иные выходы из ситуации, «невозможность поступить иначе». У женщины нередко (чаще, чем у мужчин) отмечается демонстративное суицидальное поведение.
Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, так же имеет специфичные гендерные особенности. Зависимое поведение женщины отличается от зависимого поведения мужчины. У женщин легче, быстрее и глубже формируется пристрастие к алкоголю и наркотикам. По данным ФСИН России ежегодно 80-85% в исправительные учреждения прибывают осужденные женщины, имеющие хронические заболевания. Из них: 16% больны ВИЧ-инфекцией; 11% — наркоманией; 9% — хроническим алкоголизмом; 2% — туберкулезом органов дыхания.
Несмотря на подобные негативные проявления характера, можно заметить, что женщинам более свойственно выражение эмпатии как способности сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, «что может стать одним из условий продуктивного взаимодействия с осужденными женщинами».
Мотивация к правопослушному поведению и исправлению у осужденной женщины достаточно развита. В случае совершения противоправных действий женщинам характерно более сильное чувство вины и тревоги. Они также проявляют больше эмпатической тревоги о вреде, который они могли нанести жертве. Знание этой психологической особенности дает возможность психологу УИС помочь им проработать эти негативные чувства и побудить их к социально полезным действиям, приносящим позитивные эмоции и облегчение.
Таким образом, анализируя подходы к пониманию психологических особенностей осужденных женщин можно отметить, что большинство авторов, среди наиболее характерных свойств осужденных женщин выделяют импульсивность и более высокую, по сравнению с мужчинами, эмоциональность. Кроме того, ряд авторов сходятся во мнении, что для осуждены женщин в большей мере характерна апатичность и склонность к безразличию к собственной судьбе. Разумеется, в рамках различных подходов психологические особенности осужденных женщин различаются в зависимости от возраста, характера преступления или отношения к отбыванию наказания. Поэтому психологическая работа с осужденными женщинами требует, с одной стороны, учитывать гендерные особенности, а с другой, уделять должное внимание индивидуальным аспектам, которые зачастую играют не менее важную роль.