Эффективная работа пенитенциарного учреждения зависит от профессионализма и выучки сотрудников. Необходимо отметить, что работа в исправительных учреждениях оказывает влияние на развитие личности, что, в свою очередь, способствует развитию эмоционального выгорания и проявлению деструктивных форм поведения, что приводит к снижению мотивации на качественное исполнение должностных обязанностей.
Профессиональная деятельность сотрудников УИС протекает в условиях риска, в результате которого снижается уверенность в себе, способность быстро ориентироваться в ситуации и профессиональная тренированность в нестандартных ситуациях. В связи с этим, снижается мотивация к личностному росту и эффективному выполнению своих должных обязанностей.
А.В. Чечкова указывает на то, что у сотрудников исправительных учреждений со стажем службы в УИС до 1 года в период их первичной адаптации к организационной культуре исправительного учреждения наблюдаются следующие организационно-культурные феномены [4, с. 64]: недоверие в отношениях с окружающими людьми; дефицит информации и эмоциональной поддержки со стороны других сотрудников; нарушение горизонтальных коммуникаций в системе взаимоотношений сотрудников.
Таким образом, А.В. Чечкова отмечает, что в рамках организации психологического сопровождения молодых сотрудников в период их первичной адаптации необходимо учитывать организационно-культурные феномены в целях повышения уровня адаптационного потенциала и стрессоустойчивости сотрудников УИС, что служит для профилактики деструктивных проявлений в поведении и позволит повысить эффективность и результативность профессиональной деятельности.
Н.Н. Тавтилова подчеркивает, что у психодинамика личностного роста сотрудников исправительных учреждений, которые состоят в резерве кадров на выдвижение, претерпевает различные изменения в зависимости от стажа службы в УИС, поэтому учет этих особенностей позволяет правильно и корректно организовать работу по психологическому сопровождению [4, с. 152]. В соответствии с этим, автор экспериментально установила, что с функционально-динамической точки зрения существуют различия психоэнергетических установок сотрудников, которые различаются в зависимости от стажа службы в УИС:
- В период первичной адаптации (стаж службы в УИС — до 1 года) наблюдается преобладание профессионально-личностного роста, что заключается в стремлении реализоваться как профессионал, получить необходимый опыт работы. Важно отметить, что в данном контексте наблюдается тесная связь личности с занимаемой должностью, что обуславливает потребность в самоутверждении в профессии, в рамках конкретного учреждения и отдела;
- В период вторичной адаптации (стаж службы в УИС — до 5 лет) наблюдается преобладание индивидуально-личностного роста, что заключается в потребности расширения кругозора, появления идеала в профессии в целом, как круга профессионалов. В данном контексте речь идет о стремлении учиться новому у других лиц, не связанных с конкретным учреждением, поиск нового опыта работы, появление разумной инициативы по внедрению новаторских идей и разработок.
О.Н. Ракитская отмечает, что в рамках психологического сопровождения сотрудников УИС необходимо проводить работу по профилактике и коррекции психологического неблагополучия сотрудников в зависимости от их стажа службы [1, с. 302]. В связи с этим, автор подчеркивает, что психологическое благополучие есть индикатор актуального состояния сотрудников исправительных учреждений, который в своей структуре имеет следующие компоненты (показатели психологического благополучия): позитивные отношения с другими; позитивная оценка себя и своей жизни (принятие себя); способность следовать своим собственным убеждениям; контроль над окружающей средой и способность эффективно управлять своей жизнью; наличие целей, придающих жизни направленность и смысл; личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
В свою очередь, Н.А. Самойлик указывает на то, что в рамках организации профессионального сопровождения сотрудников УИС необходимо в процессе психодиагностики исследовать и выявлять особенности проявления индивидуальных характеристик личности в зависимости от профессионально-ценностных ориентаций сотрудников на различных этапах прохождения службы [2, с. 60]. Так, в зависимости от стажа службы, для сотрудников УИС наиболее характерны следующие индивидуально-психологические характеристики личности, выделенные на основании профессионально-ценностных ориентаций сотрудников:
- Для сотрудников со стажем службы в УИС до 5 лет характерны: наличие потребности осознавать необходимости развития профессиональных знаний; наличие формирующейся потребности в расширении кругозора профессиональных знаний;
- Для сотрудников со стажем службы в УИС до 15 лет характерны:
- высокий уровень потребности в формировании паттерна профессионального поведения и индивидуального стиля деятельности, что основано на системе ценностных категорий;
- развитое чувство профессионального долга, что определяет успешность служебной деятельности и результативность ее выполнения;
- дисциплинированность, ответственность, исполнительность, обязательность, что отражает тенденцию к профессиональному росту через призму ценностных ориентаций. Важно отметить, что Н.А. Самойлик подчеркивает, что у сотрудников со стажем службы в УИС до 15 лет данные качества интегрированы в категории, что происходит на основании совершенствования сотрудниками в период профессиональной деятельности своих актуальных способностей;
- увеличение у сотрудников диапазона операционно-деятельностного аспекта служебной деятельности, что выражается в реализации определенной системы служебных действий, квалифицирующих как специалистов, которые умеют выполнять поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.
В свою очередь, общими для сотрудников со стажем службы в УИС до 5 лет и для сотрудников со стажем службы в УИС до 15 лет выступают следующие характеристики:
- наличие мотивации совершенствования знаний;
- удовлетворенность результатами служебной деятельности. Однако у сотрудников со стажем службы в УИС до 15 лет наблюдается сформированность профессиональной самореализации и полноценное осознание социальной значимости своего труда, в то время, как у сотрудников со стажем службы в УИС до 5 лет — только ориентиры для формирования и развития профессиональной самореализации;
- наличие представления о значимости выполнения поставленных государством задач;
- наличие тесной связи между важностью достижения результатов реализуемой деятельности с объективной оценкой качества выполнения профессиональных задач;
- стабильное и объективное представление о продуктивности деятельности служб, в которых они работают.
Итак, психологическое сопровождение сотрудников пенитенциарных учреждений в зависимости от стажа службы базируется на выявлении индивидуально-психологических характеристик личности, выделенных на основании профессионально-ценностных ориентаций сотрудников пенитенциарных учреждений, что позволяет наметить ориентиры для точечного выявления мишеней психологического сопровождения сотрудников УИС и способствует повышению качества и результативности психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий по адаптации молодых специалистов к условиям исправительного воздействия, по профилактике деструктивны проявлений в поведении и профессионального выгорания.