Понятие и характеристика познавательных универсальных учебных действий

NovaInfo 138
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 13, УДК 373.1

Аннотация

Познавательные универсальные действия ученика в обучении выступают единой системой, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного навыка зависит от отношения с иными видами учебных действий и логикой возрастного развития школьника. В состав познавательных универсальных учебных действий входит: применение цифровых ресурсов, компьютерных технологий; выделение необходимой информации; самостоятельное формулирование познавательной задачи; умение структурировать знания, верно выстраивать речевые высказывания (письменно и устно); определение грамотных способов решения задач в зависимости от тех условий, которые заданы; моделирование при помощи знаковых символов и др.

Ключевые слова

ПОЗНАНИЕ И ДР, МЫШЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ПЕДАГОГ, ОБУЧЕНИЕ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Текст научной работы

Универсальные учебные действия предполагают умение обучаться, то есть это способность ученика развиваться через осознанное усвоение общественного опыта. В психологии трактовка универсальных учебных действий рассматривается как совокупность приемов действий отдельного лица и его навыков обучения.

Также здесь предполагается осознание школьником целенаправленности его обучения в школе, воспитание ценностных ориентаций и иных личностно значимых характеристик. Таким образом, понятие умения учиться содержит в себе полное освоение учениками всех основных компонентов обучения, которые включают в себя:

  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные и познавательные мотивы;
  • учебные действия (контроль и оценка, преобразование материала, умение ориентироваться и др.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте познавательные универсальные учебные действия связаны с мета предметными итогами обучения школьника:

  • умение планировать варианты достижения целей, в том числе сопутствующие варианты и отбирать из них самые значимые приемы решения учебных задач;
  • умение самостоятельно оценивать грамотность выполнения разных задач познавательной направленности, оценивать свои возможности в их разрешении;
  • умение устанавливать аналогии, делать выводы, давать понятия, группировать объекты, устанавливать причинные связи, интеллектуально размышлять и др;
  • навыки школьника самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и создавать новые познавательные задачи, развивать интересы и мотивы своей интеллектуально-мыслительной деятельности;
  • умение преобразовывать знаки, схемы, символы в целях решения учебных задач и задач познавательного характера.

Вопросы развития и становления универсальных учебных действий школьников основана на реализации системно-деятельностного подхода. Как подчеркивает В.А. Крутикова системный подход в деятельности основан на положениях теории, которая раскрывает законы процесса развивающего обучения и саму структуру учебной деятельности школьников.

Также по мнению В.К. Кирсанова, С.М. Грибкова системно-деятельностный подход ориентирован на учет возрастных изменений детей, подростков. Необходимость формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий рассматривалась в работах А.А. Алексеева, М.И. Рогова, С.К. Кирилина и др. педагогов-психологов.

Конкретные виды учебных умений и специфика их становления отражалась также в работах А.К. Воронова, М.К. Осининой, В.У. Петрова, С.К. Герина и др. В группе основных универсальных действий в обучении, которые обусловлены ключевыми целями педагогической работы рассматривают четыре блока:

  • познавательный;
  • личностный;
  • регулятивный;
  • коммуникативный.

К.Е. Егорова к познавательным универсальным учебным действиям школьников относит:

  • умение обобщать информацию и делать по ним верные выводы;
  • умение устанавливать связи между явлениями и событиями;
  • умение применять навыки классификации, синтеза, анализа при решении школьных заданий;
  • способность выполнять познавательные задачи в интеллектуально-мыслительной форме;
  • использование в решении познавательных задач отдельных символов, обозначений, рисунков и др;
  • понимание информации, которая представлена в виде схемы, графика, диаграммы и др;
  • навыки самостоятельного поиска информации в учебниках, тетрадях, электронных ресурсах и др;
  • умение слушать и читать;
  • осознанность познавательных задач на внутри личностном уровне и др.

Параллельно с познавательными универсальными учебными действиями принято также рассматривать универсальные логические действия:

  • доказательства;
  • анализ отдельных признаков объектов;
  • синтез (сбор целого их элементов), умение создавать недостающие узлы;
  • обоснование и создание гипотез;
  • установление логических рассуждений, связей и цепочек;
  • обоснование критериев для выведения сравнений, понятий, определений, следствий и др.

Постановка проблем и решение их состоит в обосновании необходимой проблемы и создании способов, средств решения разных вопросов на основе творческого подхода. В основу познавательных универсальных учебных действий положены логические действия. Наиболее приближенным к таким предметам где проявляется логическое мышление выступает в школе математика. В более старших классах физика, черчение, химия.

Перечень логических действий включает:

  • выделение части из целого;
  • упорядочивание по определенному признаку;
  • выведение следствий;
  • расчленение целого на части;
  • опознание чувственных объектов;
  • составление целого из отдельных частей;
  • обобщение, создание общего вывода, опираясь на отдельные части;
  • сравнение признаков, свойств, тождеств, данных;
  • отнесение объекта к определенной группе на основе конкретного признака (классификации);
  • установление аналогий;
  • доказательство — выстраивание логики размышлений, следственных связей, их распознавание;
  • подведение итогов проделанной работы и др.

Также важным элементом познавательных универсальных учебных действий выступает моделирование на основе символов или знаков. Для того, чтобы самостоятельно зашифровать информацию в виде символов и знаков необходимо понимать суть текста, уметь выделять его структуру.

В качестве важных универсальных учебных действий в обучении выступает способность школьника решать задачи и проблемы. Освоение школьниками общих навыков решения задач заключается в формировании логических операций к ним можно отнести анализ объектов, умение проводить сравнения, логическое умножение, мультипликация, классификация, выделение различий и общих признаков.

Познавательное универсальное учебное действие в связи с тем, что оно имеет сложный характер на практике рассматривается как модельная система обучения. Ученик считается овладевшим предметными навыками в том случае, если может решать и ставить перед собой задачи в конкретной научной области, это и есть достижение целей и задач обучения.

При решении познавательной задачи всегда выделяют ряд взаимосвязанных действий:

  • приемы обучения, которые формируют у школьников навыки решения познавательных заданий на практике;
  • приемы логико-математической направленности заключаются в анализе интеллектуальных операций, которые входят в данный процесс;
  • психологический компонент, анализируются мыслительные операции, которые обуславливают ход познавательных задач.

Таким образом, познавательные универсальные действия ученика в обучении выступают единой системой, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного навыка зависит от отношения с иными видами учебных действий и логикой возрастного развития школьника. В состав познавательных универсальных учебных действий входит: применение цифровых ресурсов, компьютерных технологий; выделение необходимой информации; самостоятельное формулирование познавательной задачи; умение структурировать знания, верно выстраивать речевые высказывания (письменно и устно); определение грамотных способов решения задач в зависимости от тех условий, которые заданы; моделирование при помощи знаковых символов; смысловое чтение школьников, осмысление конкретных видов чтения, умение различать разные жанры произведения, определение основной и второстепенной информации; самоанализ собственных учебных действий, контроль результатов, их оценка; восприятие художественных, научных, деловых, официальных стилей текстов, грамотная оценка и понимание средств языка; умение передавать информацию перефразировав, сжато, но не забывая при этом сохранять правила построения текста (объем, стиль, жанр, сюжет и др.).

Читайте также

Список литературы

  1. Есина, С.В. Современные цифровые технологии в области образования / С.В. Есина. — Минск: Лера, 2022. — 255 с.
  2. Жуков, В.М. Развитие интеллекта младшего школьника / В.М. Жуков. — Иваново: Кора, 2021. — 268 с.
  3. Зимина, В.Е. Педагогика и психология / В.Е. Зимина. — СПб.: Стан, 2021. — 13 с.
  4. Заборов, К.М. Познание, мышление, развитие / К.М. Заборов. — Владивосток: Бор, 2022. — 215 с.

Цитировать

Гайфуллина, Д.Х. Понятие и характеристика познавательных универсальных учебных действий / Д.Х. Гайфуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 138. — URL: https://novainfo.ru/article/19914 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться