Научно-техническая политика КНР в новой стратегии ее экономического развития

NovaInfo 138
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 16, ГРНТИ 22.01, УДК 330.56

Аннотация

Статья посвящена вопросам новой экономической модели развития КНР в планах 14-й пятилетки (2021–2025) и до 2035 года. Приоритетом устойчивого роста национальной экономики и направление нового курс определены расширение внутреннего спроса и достижение лидирующих позиций в сфере высоких технологий. Новая стратегия экономического развития КНР, названная «двойной циркуляцией», призвана сбалансировать внутренний и внешний рынки и тем самым приблизить китайскую макроэкономическую модель к развитым странам и преобразовать страну в государство инновационного типа.

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА «ДВОЙНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ», ЦЕЛЕВЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Текст научной работы

Введение. В ходе реформ и модернизации КНР провела огромные социально-экономические преобразования и на новом этапе развития перед ней стоят важные задачи по дальнейшему росту благосостояния всех слоев населения (ИДВ РАН, 2022). В докладе Председателя КНР, Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на XX съезде КПК «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификацией, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства» (16 октября 2022 года) особо отмечено, что планы дальнейшей модернизации требуют «ускорения процесса создания новой архитектоники развития, рассматривающей внутреннюю циркуляцию как основу национальной экономики и предполагающей взаимное стимулирование двойной циркуляции — внутренней и международной». В достижении этих целей «образование, наука и техника, кадры являются базисной и стратегической опорой» и «образование — это наиправейшее дело партии и государства». К 1935 году Китай должен укрепить собственный научно-технический потенциал и войти в число лидирующих государств инновационного типа.

Объектом исследования являются экономическое развитие КНР в условиях перехода к государству инновационного типа, основанного на экономике знаний.

Методы исследования. Использовались методы сравнительного, статистического, историко-хронологического анализа, метод экспертных оценок и сопоставлений, а также приёмы прогнозного и ситуативного моделирования.

Обзор литературы. Анализ литературы показывает, что большинство научных трудов было направлено на изучение отдельных направлений экономического роста КНР и недостаточно комплексно охватывали вопросы взаимосвязи развития человеческого капитала с образованием и научно-техническим прогрессом.

Результаты исследования заключаются в оценке возможности применения опыта КНР в инновационном развитии экономики.

Новый экономический курс КНР выдвигает внутренний спрос с приоритетом устойчивого роста национальной экономики и направлен на достижение лидирующих позиций в сфере высоких технологий с тем, чтобы преобразовать страну в государство инновационного типа со снижением зависимости от внешнего рынка (Грибова Н. В., 2021). Новый курс форсированной структурной трансформации экономической модели КНР в планах 14-й пятилетки (2021-2025) и до 2035 года обусловлен нестабильным состоянием мировой экономики и ее неопределенностью в условиях геополитических изменений, неустойчивостью на внутренних рынках и накопленными системными рисками в экономике самого Китая. Новый курс, названный «двойной циркуляцией», вобрал в себя известные этапы в истории макроэкономической политики современного Китая. В 1950-70-е гг., как известно, страна была закрыта для внешнего мира и опиралась лишь на внутренний рынок. В 1980–2020 гг. Китай проводил политику реформ и открытости, которая поставила его в зависимость от внешних рынков и экспорта продукции. Стратегия «двойной циркуляции» призвана сбалансировать внутренний и внешний рынки и тем самым приблизить китайскую макроэкономическую модель к развитым странам, то есть увеличить долю конечного потребления в ВВП (Заклязьминская Е.О., 2022).

Для Китая характерно использование программно-целевого подхода и плана в управлении научно-технологической сферой (Васильев А.А. и др.,2020). Макроэкономическая модель «двойной циркуляции» опирается на ускоренное развитие науки и техники в КНР и преемственность государственных целевых научно-технических программ, тесно увязанных между собой. В последние четыре десятилетия КНР реализовала ряд крупных научно-технических программ, направленных на развитие фундаментальных исследований, разработку высоких технологий. Благодаря этим мерам удалось создать большое число научно-технологических промышленных парков, крупных высокотехнологичных предприятий и инновационных бизнес-инкубаторов.

Специальные научно-технические программы и инициативы КНР способствовали быстрому росту цифровизации и внедрению новейших технологий в различные области китайской экономики (Заклязьминская Е.О., 2022). Большое внимание, уделяемое Китаем развитию научно-технического потенциала, позволило ему подняться в рейтинге ГИИ (Глобальный индекс инноваций) с 29-го места в 2015 году до 11-го места (55,3 балла) в 2021 году (ГИИ 2022). КНР остается единственной экономикой со средним уровнем дохода, находящейся в группе 30 ведущих инновационных стран (топ-30), согласно ГИИ 2022. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в 2019 г. КНР впервые в истории стала лидером по количеству поданных международных патентных заявок и сумела опередить по этому показателю США (Грибова Н.В., 2021).В инновационном развитии Китая можно отметить несколько этапов. Отличительной особенностью нынешнего этапа,2020–2035 гг., является вхождение в мировую инновационную систему с опережающим ростом китайского производства на основе высокотехнологичных инноваций, конкурентного на глобальном рынке (Шкваря Л.В.,2022).

КНР в целом показала способность осваивать иностранные высокие технологии и создавать свои собственные, осуществляя последовательную и долгосрочную политику по устранению чрезмерной зависимости от внешнего рынка. Решение этой задачи предусмотрено в программе «Сделано в Китае 2025», принятой Госсоветом КНР в сентябре 2015 года. Основная цель программы — трансформация лозунга «Сделано в Китае» в «Создано в Китае», то есть «китайский темп и масштабы» должны перейти в высокое «китайское качество» продукции с узнаваемым «китайским брендом» (Qian Dai, 2017). В том же 2015 году, когда была принята программа «Сделано в Китае 2025», Госсовет КНР одобрил инициативу «Интернет Плюс», направленную на внедрение интернет-технологий в отрасли промышленности и призванный содействовать интеграции реальной и онлайн-экономики Китая. Следует отметить, что в Китае сформировалась собственная модель цифровой экономики, отличающаяся от модели США и стран Европы и имеющая сравнительные преимущества во многих сферах экономики. Понятие цифровой экономики используется уже 20–30 лет. Оно зародилась в 90-х гг. XX века с развитием и широким применением интернета в экономике США и других развитых западных стран. Впервые в официальном документе Китая выражение «цифровая экономика»появилось в 2017 г., когда в отчете о работе правительства было указано: «Углубленное развитие концепции «Интернет Плюс», стимулирование ускоренного роста цифровой экономики принесет существенную выгоду и предприятиям, и населению».Цифровизация позволила широко применять новые финансовые технологии и тем самым резко увеличить масштабы финансовых услуг. Интернет — способствовал росту объемов торговли. Цифровой экономикой охвачено более 30,6% ВВП Китая (Ма Хуатэн и др., 2019).

Таблица 1. Основные показатели научно-технического развития Китая в 2000г. и в 2025 г

2020

2025

Рост ВВП, среднегодовой, %

2,3

6,0

Уровень урбанизации, %

60,6

65

Рост расходов на НИОКР, среднегодовой, %

6,0

7,0

Затраты на фундаментальные исследования в общем объеме финансирования НИОКР, %

6,0

8,0

Количество изобретений на 10 000 человек, ед.

6,3

12

Рост стоимости сектора цифровой экономики, % от ВВП

7,8

10

Средний срок образования, лет

10,8

11,3

Составлено по данным: The Outline of the 14th Five-Year Plan for Economic and Social Development (2021–2025) and Long-Range Objectives through the Year 2035 of the People’s Republic of China / https://en.ndrc.gov.cn/policies/2022/03/15

Повышение качественных показателей человеческого капитала Китая в результате реформ в сфере образования и, в том числе высшего, обусловливает дальнейшее развитие научно-технической сферы страны, и повышение ее конкурентоспособности. С трансформацией глобальных знаний и изменениями в экономической системе, информационные ресурсы становятся важным фактором содействия ее развития, а знания — экономического роста. В условиях инновационно-технологического прогресса научно-техническая информация, наряду с трудом и капиталом, выступает ключевой его составляющей, и ее главным источником рассматривается наука (Shu, Fei et al., 2022).

Китай является мировым лидером по масштабам информационной инфраструктуры. К концу 2020 г. количество интернет-пользователей увеличилось до 989 млн, а коэффициент распространения интернета достиг 70,4%, что на 16,1 процентных пункта больше, чем в 2018 г. В Китае находятся самые большие в мире оптоволоконная сеть и сеть 5G и 718 тыс. базовых станций, к которым подключено около 200 млн терминалов (Левченко Т. А., 2021).

Ключевым вектором инновационной стратегии Китая является продвижение новых технологий в мировом масштабе (Фань Доунань, 2022). В области зеленой энергетики КНР добилась выдающихся результатов: с 1% производства солнечных панелей в 2000 году страна увеличила свое производство до 70% мирового производства (доля США за тот же период снизилась с 30 до 1%). Четыре из десяти крупнейших производителей ветряных турбин — китайские, на долю которых приходится 40% мирового производства (доля США здесь составляет 12%).

Таблица 2. Основные показатели развития цифровой экономики Китая в 2018–2020 гг

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Изменение (2020г. к 2018г.)

Количество интернет-пользователей, млн чел.

828,5

896,4

989,2

160,7

Коэффициент распространения интернета, %

54,3

64,5

70,4

16,1

Объем цифровой экономики, трлн юаней

31,3

35,8

39,2

7,9

Доля цифровой экономики в ВВП, %

32,8

36,2

38,6

5,8

Добавленная стоимость цифрового сектора, трлн юаней

6,6

7,1

7,8

1,2

Источник: составлено по данным (Левченко Т. А., 2021)

Китай занимает лидирующее положение по многим компонентам для производства солнечных панелей, аккумуляторов, включая литиевые и другое оборудование для экологически чистой энергетики (Салицкий А.И.,2022).КНР занял ведущие позиции в таких областях искусственного интеллекта (ИИ) как распознавание лиц, и обработка естественного языка и устанавливает международные технологические стандарты для технологий блокчейна и связи 5G. С 2017 года реализуется инициатива «Искусственный интеллект следующего поколения», направленная на превращение Китая к 2030 году в ведущий мировой инновационный центр в сфере ИИ и предполагающая его внедрение в разные сферы общества, включая общественное управление и национальную оборону. Вместе с тем Программа «Сделано в Китае 2025» встретила жесткое противодействие со стороны США, Великобритании и ряда стран ЕС (Волошина А. В., 2022). В этой связи на основе Программы «Сделано в Китае 2025» была принята новая программа под названием «Китайские стандарты 2035» («China Standards 2035»), или «Цифровое развитие Китая». Госкомитет по стандартам КНР опубликовал ее в 2020 году. Цель программы — достичь лидерства на рынках интернета вещей, искусственного интеллекта и новых поколений радиосвязи. Более того, программой предусмотрено осуществить глобализацию китайских технологических стандартов в этой сфере с их распространением, в первую очередь, в странах, участвующих в проекте «Один пояс, один путь». Базовым компонентом «Китайских стандартов», вероятно, станет китайский крипто-юань. В 2014 году в Китае правительственная рабочая группа провела тщательное изучение возможности введения в обращение виртуального крипто-юаня. Для всестороннего ознакомления с этой проблемой был создан научно-исследовательский институт электронных валют. На заседании Политбюро ЦК КПК, посвященного вопросам Blockchain и цифровым технологиям, выводы рабочей группы получили одобрение. Создание контролируемого государством крипто-юаня было признано особым инновационным направлением цифровой экономики. Председатель КНР Си Цзинпинь призвал ускорить принятие блокчейн-технологий и рассматривать блокчейн как прорывное достижение для инновационного развития ключевых технологий и рекомендовал уточнить основные направления их улучшения, нарастить инвестиции и ускорить рост показателей в разных индустриях. Стандартная монета будет иметь, с одной стороны, все преимущества цифровых денег (почти мгновенные транзакции, надежность, неизменность, необратимость), а с другой — тот же суверенитет, что и обычный юань, при этом имея твердые гарантии ликвидности. Китай 25 апреля 2020г. запустил национальную блокчейн-платформу BSN (The Blockchain-based Service Network) и приступил к тестированию цифровой валюты в четырех городах с общим населением более 38 млн человек. Исходя из того, что цифровая валюта «не будет выпущена в больших количествах» для публичного использования в краткосрочной перспективе, в обращении она «не приведет к инфляции». Проект разрабатывается и финансируется консорциумом крупнейших телекоммуникационных компаний и банков Китая. Он объединяет в единую сеть 128 городов внутри страны, а также семь точек за её пределами: Париж, Сидней, Сан-Паулу, Сингапур, Токио, Йоханнесбург и Калифорнию.

Отличительной особенностью выполнения научно-исследовательских работ и осуществления инновационной деятельности в КНР является то, что основной их объем финансируется предприятиями, на долю которых приходится 77,5% всех затрат на науку.

Развитая и диверсифицированная промышленность КНР выступает основным бенефициаром научно-технических услуг (Иванов С. А., 2018). Поскольку большая часть расходов на НИОКР в Китае принадлежит не государству, а корпоративному сектору, фундаментальная наука финансируется недостаточно. Значительная часть совокупных расходов на НИОК расходуется на совершенствование существующих продуктов, коммерциализацию и внедрение результатов интеллектуальной деятельности (Кузнецов В. И. др., 2021).

В усилении инновационного потенциала КНР важная роль принадлежит мегаполисам, которые выступают центрами высшего образования, науки и высоких технологий, формируя уникальную географию пространственного распределения человеческого капитала науки (талантов) по городам страны (Gu Hengyu et al, 2021). С 2018 г. неуклонно растет число китайских городов, входящих в топ-100 «ГИИ 2021». За последние пять лет этот список пополнили Циндао, Чунцин, Шэньян, Далянь, Чжэнчжоу, Сямынь и Ланьчжоу. Из них последние три были включены в ГИИ в 2022 г., в результате чего Китай и США впервые достигли паритета по числу таких городов. Среди топ-20 мировых городов по числу патентных заявок на изобретения — 16 китайские, причем десять из них, обеспечили почти треть общемирового числа патентных заявок в 2017–2019 гг. В 2020 г. заявители из Китая подали суммарно (в стране и за рубежом) более 1.4 млн патентных заявок на изобретения и их вклад в мировой фонд патентуемых изобретений достиг 44.4%, что почти втрое превышает отметку 2010 г. (15.4%). Центром инновационного развития Китая считается Восточный регион (побережье Желтого, Бохайского, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей), в котором расположены девять китайских городов из топ-100 ГИИ-2022. Центры инноваций локализуются и в других частях страны: пять городов-инноваторов Китая (по версии ГИИ-2022) расположены в Центральном экономическом районе, четыре — в Северо-Восточном, три — в Западном. Во всех новых китайских городах ГИИ-2022 действуют различные льготные экономические режимы (Боос, В. О. и др., 2022).

В ходе 13-й пятилетки (2016–2020 гг.) численность научно-исследовательского персонала Китая увеличивалась быстрыми темпами (более 7% в год), и в начале 2016 г. она составляла 3,88 млн. человек и 2020 г. превысила 5,23 млн человек. Растет количество сотрудников, занятых фундаментальными исследованиями, и их доля в общей численности научно-исследовательского персонала страны в 2019 г. составила 8,2%. Ранее, в течение десяти лет подряд, она не превышала 6%. Однако Китай по-прежнему остро нуждается в высококвалифицированных и талантливых учёных, что требует от правительства дополнительных усилий по развитию кадрового научного потенциала (Грибова Н. В., 2021). В 14-й пятилетке (2021–2022) планируется на фундаментальные исследования выделять до 8% от общего объема инвестиций в НИОКР (Шкваря Л.В.,2022). Расходы на научно-исследовательские работы и конструкторские разработки планируется в 2021-2025гг. увеличивать не менее чем на 7% ежегодно в течение пяти лет (Ерохин В. Л., 2021).

Научно-технические достижения КНР опираются на крупнейшую в мире образовательную систему (CEIC, 2022). На всех этапах инновационного развития КНР ключевая роль отводится высшему образованию, которое также прошло ряд этапов реформирования в ходе модернизации экономики страны, и его значение особо возрастает в связи с задачами по созданию государства инновационного типа к 2035 году (Гулева М. А., 2020b). Наиболее важными инвестициями, которые Китай планирует сделать в 14-й пятилетке и до 2035 года, являются инвестиции в образование. Для этого Китай намерен продолжить осуществить ряд реформ, необходимых для улучшения образования и расширения социальных услуг (Кузнецов В. И. и др.,2021). Новые задачи по укреплению научно-технической сферы страны и трансформации КНР в инновационное государство, ориентированное на принципы экономики «двойной циркуляции», будут решаться c опорой на усиление человеческого капитала и собственного технологического потенциала.

Читайте также

Список литературы

  1. CEIC (2022). Базовая статистика образования в Китае /https://www.ceicdata.com/en/china/basic_ statistics_of_education;
  2. GII,2022. Global Innovation Index 2022/ https://www.globalinnovationindex.org
  3. Gu Hengyu et al. (2021). Geography of Talent in China During 2000–2015: An Eigenvector Spatial Filtering Negative Binomial Approach/ Gu Hengyu, Francisco Rowe, LiuI Ye, Shen Tiyan . Chinese Geographical Science, 31(2): 297−312. https://doi.org/10.1007/s11769- 021-1191-y
  4. Qian Dai (2017). China and the next production revolution / In OECD (2017), The Next Production Revolution: Implications for Governments and Business, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/ 10.1787/9789264271036-en
  5. Shu, Fei et al.(2022) China’s Research Evaluation Reform: What are the Consequences / Fei Shu, Sichen Liu,Vincent Larivière. Minerva (2022) 60:329–347.https://doi.org/10.1007/s11024-022-09468-7. Accepted: 1 April 2022 / Published online: 30 April 2022
  6. Боос, В. О. и др. (2022). Города-инноваторы Китая / В. О. Боос, Е. А. Иванова, Е. С. Куценко, К. С. Тюрчев, Е. А. Стрельцова/ Институт статистических исследований и экономики знаний Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 08.12.2022. Иинтернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ https://issek.hse.ru;
  7. Васильев А. А. и др. (2020). Национальное правовое регулирование науки и научно-технического сотрудничества в Китае и России: сравнительный аспект/ Васильев А. А., Шпопер Д., Печатнова Ю. В. // Идеи и идеалы. — 2020. — Т. 12, № 1, ч. 2. — С. 353–368. — DOI: 10.17212/2075–0862–2020-12.1.2-353–368;
  8. Волошина А. В. (2022). Современные китайско-американские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство. В кн. Мир после пандемии: глобальные вызовы и перспективы развития (Мировое развитие. Выпуск 23) / Под ред. А. А. Давыдова, З. А. Мамедьярова, М.В. Хорольской и др. — М.: ИМЭМО РАН, 2022. — С. 28–37.;
  9. Грибова Н. В. (2021). Перспективы развития научнотехнического потенциала Китая в 14-й пятилетке (2021–2025 гг.). Проблемы национальной стратегии, № 6 (69). 2021. — С.93- 114.;
  10. Гулева М. А. (2020). Развитие системы образования КНР в период 13-й пятилетки: достижения и новые тенденции / В кн . Экономика КНР в годы 13-й пятилетки (2016 — 2020) / В кн . Экономика КНР в годы 13-й пятилетки (2016–2020) / Рос. акад. наук, ин- т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А. В. Островский. — М.: ИДВРАН, 2020.- С. 2016–2019;
  11. Ерохин В. Л. (2021). Пятилетний план Китая на 2021–2025 годы и долгосрочные ориентиры развития экономики страны // Маркетинг и логистика. — 2021. — № 2 (34). — С. 5–15.;
  12. Заклязьминская Е.О. (2022). «Двойная циркуляция» — новая посткризисная модель экономического роста в Китае. В кн. Мир после пандемии: глобальные вызовы и перспективы развития (Мировое развитие. Выпуск 23) / Под ред. А. А. Давыдова, З. А. Мамедьярова, М.В. Хорольской и др. — М.: ИМЭМО РАН, 2022. — С. 19–25.;
  13. Иванов С. А. (2018). Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. 2018. № 2. С. 6–23. doi: dx.doi.org/10.24866/2542–1611/2018–2/6–23;
  14. ИДВ РАН (2022). Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019–2021: монография/ Рос. акад. наук; Ин-т Дальнего Востока. — М.: ИДВ РАН, 2022. — 354 с.;
  15. Кузнецов В. И. и др. (2021). Анализ экономики Китая в XXI веке/ В. И. Кузнецов, Е. И. Ларионова, Т.И.Чинаева. Статистика и экономика, Т. 18, № 2. 2021. — С.57- 70.;
  16. Левченко Т. А. (2021). Цифровая экономика Китая: уровень и факторы развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 3. С. 28–36. DOI: 10.24143/2073–5537-2021-3-28-36;
  17. Ма Хуатэн и др. (2019). Цифровая трансформация Китая.Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики / Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей; Пер. с кит. — М.: Интеллектуальная литература, 2019.- 250 с.;
  18. Салицкий А.И. (2022). Китай на пути к мировому технологическому лидерству/А.И. Салицкий , Е. А. Салицкая. Вестник РАН, 2022, T. 92, № 5. — С. 451–457. DOI 10.31857/S0869587322050085.;
  19. Си Цзинпинь (2022) Доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 года/ https://ruchina.org;
  20. Фань Доунань, 2022. Инновационная политика Китая: этапы формирования // Креативная экономика. — 2022. — Том 16. — № 1. — С. 331–344. — doi: 10.18334/ce.16.1.114085;
  21. Шкваря Л.В.,2022. Инновационное развитие Китая и задачи на будущее. Азия и Африка сегодня. 2022. № 1. С.32-39. DOI: 10.31857/S032150750018296-7.

Цитировать

Сарсембекова, Д.Н. Научно-техническая политика КНР в новой стратегии ее экономического развития / Д.Н. Сарсембекова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2023. — № 138. — URL: https://novainfo.ru/article/19915 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться