Эффективность двух этапного развития информационного и человеческого капиталов для формирования специалистов экономики основанной на знаниях

№39-1,

экономические науки

В настоящее время происходит бурное создание и внедрение новых технологий, что требует привлечения и подготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов. В связи с чем, важным является развитие человеческого и интеллектуального капитала, которые закладывают основу для дальнейшего развития инновационной экономики или экономики знаний. Для достижения вышеуказанной цели одним из важнейших компонентов является выявление интеллектуального потенциала и способностей на ранней стадии, и его дальнейшее серьезное развитие. Одним из эффективных средств выявления потенциала и первоначального развития ЧК и ИК являются школьные олимпиады, проводимые на городском и федеральном уровне.

Похожие материалы

Для преодоления глобальной экономической рецессии, модернизации экономики и формирования инновационной экономики (основанной на знаниях), необходимо создание специальных условий, которые будут способствовать формированию ЧК и ИК, с необходимыми параметрами и качествами, т.е. ИК и ЧК отвечающего требованиям современной экономики, а именно, высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем интеллекта, адаптивных и мобильных, с большим творческим потенциалом, мотивированных и ориентированных на создание чего-то нового, готовых совершенствоваться и работать с самоотдачей. Для выполнения поставленных задач необходимо двух этапное развитие ИК и ЧК. 1-й этап – выявление потенциала и первоначальное развитие ЧК и ИК путем создания и использования системы олимпиад в области точных наук и 2-й этап - углубленное развитие ЧК и ИК на базе высшего профессионального образования. Опыт, реализуемый на кафедре КТ Университета ИТМО, показывает, что такая система дает высокие результаты и содействует формированию ЧК и ИК с необходимыми параметрами.

Развитие и использование системы олимпиад имеет много преимуществ. Прежде всего, олимпиады важны для самих подростков, будущего ЧК и ИК, т.к. помогают определиться с выбором будущей профессии. Выбор профессии является важным фактором для дальнейшей удовлетворенности жизнью. В Европе молодое поколение находится в состоянии депрессии, что не может не сказывать на экономике страны, а депрессия ведет к усугублению кризиса (по материалам конференции «позитивное развитие молодежи»). Современная экономика, и соответственно рынок труда, требуют высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем интеллекта. Правильно выбранное ремесло способствует максимальной отдаче любимому делу и самореализации, и влияет на продуктивность труда. Мотивированным и высококвалифицированным специалистом может быть только тот, кто увлечен своей работой, занимается любимым делом, а также получает от этого выгоды, т.е. может обеспечить себе достойный уровень жизни. Более того экономика основанная на знаниях, не может осуществляться без наличия именно такого трудового ресурса.

Для государства система олимпиад еще важнее, т.к. олимпиады могут использоваться как система отбора и фильтрации, которая помогает выявить и отобрать способных и талантливых подростков в области точных наук для развития их потенциала и формирования в будущем высоко интеллектуальных и квалифицированных трудовых ресурсов.

Также использование олимпиад как системы отбора, способствует созданию специальных условий подготовки специалистов, т.к. уже имеющийся серьезный уровень подготовки на момент поступления в ВУЗ позволяет начать обучение с более высокой ступени. Еще одним достоинством использования системы олимпиад является выявление мотивированной молодежи, увлекающейся точными науками, имеющей интеллектуальный потенциал, необходимый для того, чтобы стать профессионалом.

Именно в детстве и юности человек получает основную массу знаний. Система отбора помогает отбирать подростков с более высоким уровнем знаний, т.е. имеющих хороший уровень подготовки. Это позволяет начинать обучение с более высокого уровня и реализовывать более насыщенные, сложные и углубленные образовательные программы, и как результат готовить специалистов с более высоким интеллектуальным уровнем и трудовым потенциалом. Программа обучения включает большое число специальных дисциплин и технологических компетенций. Дополнительными преимуществами реализации сложных образовательных программ является то, что такие образовательные программы учат обрабатывать большие объемы информации, выстраивать приоритеты в решении вопросов и организовывать время наиболее эффективным образом. Они вырабатывают адаптивность и мобильность. Чем выше уровень подготовки специалиста, тем лучше он адаптируется к происходящим переменам. Использование сложных, углубленных образовательных программ и системы отбора позволяют готовить высококвалифицированных профессионалов с высоким уровнем интеллекта, т.е. специалистов высокого уровня в сфере информатики, прикладной математики, вычислительной физики и разработки программного обеспечения, которые смогут применять новейшие достижения науки к конкретным проблемам индустрии ИТ.

Дополнительными плюсами такой системы являются конкурентная среда и эмоциональный климат. Олимпиады и система отбора позволяют сконцентрировать талантливых, способных подростков в одном месте, что создает конкурентную среду и внутригрупповую конкуренцию, которая способствует развитию и самосовершенствованию. Отобранная когорта обучающихся является очень амбициозной, желание стать первым для многих является серьезным мотивом. Так же конкурентная среда вырабатывает навыки соперничества и конкурентной борьбы, что может пригодиться в будущем на рынке труда.

Соревнования и конкурсы, устраиваемые различными ИТ компаниями на лучший проект, являются отличными методами стимулирования. Многие подростки, являясь амбициозными, пытаются сделать все возможное, чтобы стать первыми, что толкает их к совершенствованию и развитию. Соревнования и конкурсы создают состязательную атмосферу, которая развивает упорство, заставляет бороться и находить наиболее творческие подходы к решению поставленных задач. Они мотивируют студентов, тех кто проиграл, заставляют уделять больше времени изучению областей науки необходимых для победы и тесно связанных с программой обучения. Те обучающиеся, которые побеждают, становятся более уверенными в себе, т.к. успехи положительно влияют на появление амбиций и устремлений. Становясь более уверенными в том, что у них в жизни все сложится удачно, им легче идти по жизни. Как отмечают сами обучающиеся кафедры КТ, «конкурсы и соревнования являются праздниками, а праздник это всегда радость и хорошее настроение». Эмоциональный климат влияет на усвоение информации, т.е. на производительность человека и определяет воспроизводство его интеллектуальных способностей и творческого потенциала.

Среди ряда исследований, проводимых на кафедре КТ, были исследования по уровню удовлетворенности жизнью и степени открытости обучающихся новым знаниям. Его результаты представлены на рисунке 1. Анализ показывает, что большая часть подростков удовлетворена жизнью, а следовательно, они имеют позитивное к ней отношение, что позволит им далее развиваться и изменить что-то в жизни в лучшую сторону.

Уровень удовлетворенности жизнью.

Рисунок 1: Уровень удовлетворенности жизнью.

Такая система отбора и подготовки востребованных специалистов диктует требования и к преподавателям занятым в области подготовки кадров и к осваиваемым обучающимися образовательным программам. Будущий прогресс определяется не только созданием новых знаний, но и тем, насколько широко и результативно используются уже полученные знания, поэтому важна их передача, трансляция, тиражирование и использование. Знания являются значимым фактором конкурентоспособности. В связи с чем, обучение должны проводить преподаватели, владеющие современными знаниями, информацией о последних достижениях в изучаемой области, т.е. преподаватели, занимающиеся научной деятельностью или работающие в современных, инновационных компаниях. Также быстро меняющиеся требования рынка труда к подготавливаемым специалистам требуют постоянного обновления и адаптации образовательных программ. Образовательные программы должны соответствовать требованиям современной экономики, т.к. это напрямую влияет на востребованность подготавливаемых специалистов на рынке труда. Интеллектуальный капитал подвергается быстрому моральному износу, он быстро обесценивается. Эта проблема решается только при помощи обновления образовательных программ и концепции «обучения в течение всей жизни».

Еще один подход содействующий подготовке высококвалифицированных специалистов это производственная практика, являющаяся интегрированной частью учебного процесса. Производственная практика является необходимым условием формирования профессиональных компетенций у обучающихся. Студенты должны быть вовлечены в практическую среду, реальные проекты, позволяющие совершенствовать навыки и овладевать мастерством в области приобретаемых знаний. Это связано с тем, что компетентность и квалифицированность достигаются только в ходе решения проблем, которые возникают в процессе работы.

Также следует отметить полезность прозрачности образовательных программ и достижений выпускников. Понятие «преуспевание» субъективно, поэтому должны быть сайты с достоверной информацией о карьерном росте бывших выпускников, их доходах и занимаемой позиции. осведомленность о карьере бывших выпускников, а также знание средней зарплаты по региону и стране, позволяют выбрать специальность, соответствующую их представлению о карьере и доходах.

Использование всех указанных подходов вместе обеспечивает самореализацию, приобретение востребованной профессии, финансовое благополучие выпускников и как результат достойный уровень жизни, что доказывается исследования проводимые среди обучающихся 2-4 курсов кафедры компьютерных технологий (КТ) Университета ИТМО в 2014 г.

На рисунке 2 представлены результаты исследования о том, что по мнению обучающихся, они получат в будущем при помощи получаемой специальности.

Что гарантирует в будущем высшее образование в рамках получаемой специальности.

Рисунок 2: Что гарантирует в будущем высшее образование в рамках получаемой специальности.

Анализ данных показывает, что наибольшая доля у «самореализации» - 40,3%. Самореализация – это реализация существующего потенциала личности, осуществление своих желаний, своих знаний, умений и способностей. В данном контексте самореализация означает найти свое призвание и реализовать себя в нем. Также это подразумевает постоянное самосовершенствование, что важно для экономики знаний, для концепции «обучение в течение всей жизни». Соответственно, 40.3% будет «развивать» и «транслировать» полученные знания, самореализация «заставит» постоянно повышать свою квалификацию и развиваться. Также самореализация важна для чувства удовлетворенности жизнью и успешного дальнейшего развития. 28,4%, связывают пользу с будущим финансовым благополучием. Это означает, что они будут иметь достойный уровень жизни и перед ними откроются дополнительные возможности, которые в последствии могут заставить их развиваться дальше. Совершенствование навыков и умений приведет к тому, что они станут еще более высококвалифицированными работниками, а их заработная плата. 13,4 % - нравится учиться и приобретать новые знания.

Исследования, направленные на выявление востребованности получаемой специальности среди обучающихся магистратуры кафедры КТ показали, что все обучающиеся (100%) уверены в том, что проблем с трудоустройством у них не возникнет. Основаниями для такого оптимизма служат: а) трудоустройство обучающихся еще во время обучения; б) осведомленность о трудоустройстве и карьере выпускников; в) высокий уровень образования.

Высокий уровень зарплат подтверждается данными публикуемыми в журнале «Зарплатомер» [1], согласно которому специалисты данных профессий имеют зарплату выше среднего по региону. Что позволяет выпускниками иметь высокий уровень и качество жизни, а также предоставляет им дополнительные шансы в жизни.

Заключение

Двух этапное развитие ЧК и ИК с использованием олимпиад, позволяет сформировать ИК и ЧК с необходимыми качествами для специалистов экономики основанной на знаниях. Совместное применение подходов приводит к синергетическому эффекту в подготовке высококвалифицированных специалистов в области точных наук, которые становятся способными ярко проявлять многие достоинства и полезные качества в своей профессиональной деятельности. Исследования доказали, что обучающиеся мотивированны, позитивно настроены и открыты новым знаниям, они являются высоко квалифицированными и имеют высокий уровень интеллекта и творческого потенциала. Таким образом, совокупность подходов двух этапной системы развития формирует оптимальный набор качеств, позволяющих специалистам, обладающих ими, эффективно выполнять сложные, инновационные проекты.

Главным преимуществом двух этапной системы развития ИК и ЧК является выявление способной молодежи в области точных наук, отбор и первоначальное развитие ИК и ЧК, что создает возможность для дальнейшего серьезного и основательного формирование ИК и ЧК, отвечающего требованиям современного рынка труда. Также такая система имеет пользу и для современной молодежи, т.к. оказывает помощь в выборе профессии и обеспечивает в дальнейшем достойный уровень жизни выпускникам.

Список литературы

  1. Зарплатомер. Ежемесячный обзор заработных плат. - ООО «СуперДжоб».- № 3 (51) март, 2013 г. - 48 с.
  2. Buchmann M. “Self-Investments of Adolescents and their Cognitive Development”, Paper read at the conference “Positive Youth Development (PYD) in the Context of the Global Recession”, Praha, Check Republic, October 2014.
  3. Del Boca D., Monfardini Ch., Nicoletti Ch. Self-investments of adolescents and their cognitive development. – 2012. Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2145897
  4. Fiorini M., Keane M. How the allocation of children’s time affects cognitive and non-cognitive development. – 2011. Дата обращения: 11.11.2014 г. Режим доступа: https://www.business.unsw.edu.au/About-Site/Schools-Site/Economics-Site/Documents/M.%20Fiorini%20-%20How%20the%20 Allocation%20of%20children%27s%20Time%20Affects%20Cognitive.pdf
  5. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.
  6. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.
  7. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2004.