С 1 октября 2013 года введен в Гражданский кодекс новый объект вещных прав — единый недвижимый комплекс. Нововведение должно упростить процесс оформления прав и увеличить эффективность оборота объектов комплекса инфраструктуры. Практическое применение данной правовой конструкции будет зависеть от дальнейшей гармонизации корреспондирующей положений законодательства.
Под единым недвижимым комплексом понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенные на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Иными словами под единым недвижимым комплексом следует понимать, что это совокупность объектов, которым при помощи юридической фикции придается статус одной недвижимой вещи. Данный статус приобретается только после государственной регистрации. Единый недвижимый комплекс может включать в себя не только недвижимые, но и движимые объекты (иные вещи).
Введение в гражданское законодательство этого понятия должно упростить правовой статус и упростить процедуру оформления регистрации прав собственности, а также увеличить эффективность использования в гражданском обороте линейных объектов, которые неразрывно связаны с объектами недвижимого имущества.
Из-за отсутствия специального законодательства статус комплексных инфраструктурных объектов, в том числе и линейных до настоящего времени определялся, в том числе и судом на основании анализа технических и иных характеристик конкретных объектов с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и эксплуатацию. Введение единого недвижимого комплекса позволило унифицировать отнесения комплексных инфраструктурных объектов к объектам одной недвижимой вещи.
Владельцам сложных промышленных объектов включающих комплексные инфраструктурные объекты это упростит ситуацию в случаи когда оформление и оборот активов предполагается в виде единого объекта. В зависимости от правильного и своевременного внесения изменений в земельные, градостроительных отношения, а также в вопросы кадастрового учета и регистрации прав собственности на недвижимое имущество будет определяться эффективность, целесообразность и практическая востребованность нововведения.
О необходимости выделения единого сложного объекта, объединяющего движимые и недвижимые вещи, говорилось давно. В частности, Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривала необходимость включения в ГК РФ в качестве нового объекта гражданских прав технологического имущественного комплекса, который также должен был заменить собой предприятие как имущественный комплекс. В Концепции технологический имущественный комплекс предполагался как сложная или составная вещь (п. 3.7.3 разд. 4). В качестве необходимых признаков такого объекта назывались: 1) объединение различных объектов движимого и недвижимого имущества с единым хозяйственным назначением; 2) наличие в его составе земельного участка (прав на земельный участок), на котором расположены объекты (объект) недвижимости, входящие в имущественный комплекс. Ранее предусмотренная гражданским законодательством концепция признания предприятия в целом как имущественного комплекса недвижимостью не нашла широкого применения, в том числе из-за практическими трудностями регистрации предприятий как единых объектов.
Первоначально законопроектом № 47538 6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) предусматривалось введение в гражданский оборот объекта, поименованного единым имущественным комплексом. Также изначально не предполагалось посвящать ему отдельную статью, а поместить положения о едином имущественном комплексе в п. 2 ст. 130 ГК РФ. Однако, несмотря на то, что определение этого понятия, содержащееся в ст. 133.1 ГК РФ, почти дословно повторяет определение, данное в законопроекте, между ними имеется несколько отличий.
В тексте законопроекта единый имущественный комплекс понимался как совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных аналогичных объектов. В финальной же версии аналогичные объекты были заменены на иные вещи. Последняя формулировка видится более удачной, поскольку непонятно, что в законопроекте понималось под объектами, аналогичными зданиям и сооружениям, в частности, можно ли к ним отнести движимые вещи.
Кроме того, законопроект прямо не требовал государственной регистрации права собственности на единый имущественный комплекс как на одну недвижимую вещь.
Вместе с тем предполагалось отражение в ЕГРП такого объединения нескольких вещей в одну недвижимую вещь, что фактически означало то же самое.
Также необходимо отметить, что, несмотря на введение понятия единого недвижимого комплекса, предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ) также сохранилось в качестве объекта гражданских прав.
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (п. 1 ст. 132 ГК РФ).
Таким образом, не произошло замены одного объекта другим, как это предполагалось сделать согласно Концепции. При этом налицо очевидное сходство указанных конструкций и в настоящий момент неясно, каким образом будут соотноситься эти объекты недвижимости.
С одной стороны, такое нововведение может положительно отразиться на хозяйственном обороте, да и у собственников возникнет меньше проблем с оформлением права собственности. Однако с другой стороны введение в Кодекс понятия «Единый недвижимый комплекс» может вызвать путаницу в законодательстве. Это связано с тем, что данное понятие по смыслу аналогично понятию имущественного комплекса (предприятия), которое закреплено в статье 132 ГК РФ. На данный момент этот вопрос остается повисшим в воздухе.
Изложенное позволяет констатировать, что дальнейшее комплексное, теоретико-правовое исследование научной и практической проблемы права на единый недвижимый комплекс, форм и гарантий его реализации, с учетом введения в действие новых нормативно-правовых актов и изменения правовой, экономической, и других важных сфер нашего государства представляется необходимой научной деятельностью.