Совершенствование правовых основ государственного регулирования животного мира в Республики Башкортостан

NovaInfo 60, с.245-250, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Животный мир представляет собой неотъемлемую часть биосферы и обеспечивает её нормальное функционирование. Он участвует в различных взаимосвязях в живой природе, влияет на формирование растительного покрова и естественное плодородие почв, на биологические свойства воды. Животный мир выступает в качестве природного ресурса, используемого для получения пищевых продуктов. Животный мир очень восприимчив к изменениям условий среды обитания, поэтому необходимо предпринимать правовые меры по его охране со стороны государства.

Ключевые слова

ЭКОЛОГИЯ, ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЖИВОТНЫЙ МИР, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ЗАКОНЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВО, УКАЗЫ, НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Текст научной работы

Мы отметили, что правовое обеспечение в области регулирования охраны животного мира в Республики Башкортостан в Экологическом кодексе Республики Башкортостан и Российской Федерации нуждаются в охране в целях сохранения их популяций. Поэтому необходимо разработать правовое обеспечение охраны животного мира на региональном уровне.

В результате из вышеперечисленного мы предлагаем рассмотреть Федеральные законы и нормативные акты по совершенствованию правовых основ государственного регулирования охраны животного мира в Республики Башкортостан.

Актуальность: охрана животного мира — деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира. Также показана степень сохранности совершенствования правовых основ государственного регулирования охраны животного мира в Республике Башкортостан, а также проведена характеристика сообществ охраны животного мира по созданию условий использования и воспроизводства объектов животного мира.

Цель: Создание правового обеспечения в области регулирования охраны животного мира в Республике Башкортостан в порядке согласованном с федеральными органами исполнительной власти.

В экологическом праве России формирование лицензионно-договорных основ регулирования отношений по использованию природных ресурсов является очевидным. Получение лицензии и заключение договора являются теми юридическими основаниями, которые дают право соответствующим субъектам на осуществление экологически значимых видов деятельности, включая природопользование. Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, допускается, как правило, на основании особых разрешений, выдаваемых уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 30) устанавливает, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, причем перечень этих видов деятельности устанавливается федеральными законами. В науке экологического права под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных или иных работ, касающихся охраны окружающей среды [1].

Сотрудничество государств в области международно-правового обеспечения охраны окружающей среды идет по следующим направлениям. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов, осуществляющих функции по охране водных биологических и охотничьих ресурсов, в настоящее время предполагает 4 уровня: 1) международный, 2) общефедеральный (законы и подзаконные акты); 3) федеральный ведомственный; 4) региональный - субъекта Федерации. Такой подход предопределен нормами Конституции Российской Федерации. Так, ч. 4 ст. 15 Конституции гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Эти положения Конституции законодатель включает во все кодексы и иные основополагающие законы Российской Федерации, в том числе посвященные охране животного мира. Следует отметить, что не только в настоящее время российская правовая система интегрирована с нормами международного права. Исторический анализ показывает, что становлению экологического законодательства, принятию природоохранных уголовно-правовых норм, совершенствованию практики борьбы с экологическими правонарушениями способствовали и международные конференции по охране окружающей природной среды. Важнейшим решением прошлого века, направленного на обеспечение ядерной безопасности и охраны окружающей среды.

Статья 81 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды». Особую практическую значимость имеют положения ст. 82 Закона, в первой части которой установлено, что международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления международного договора Российской Федерации. В случае конкуренции норм международного договора Российской Федерации и настоящего Закона применяются нормы международного договора [2].

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих изучение, воспроизводство, использование и охрану природных ресурсов.

В Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан проводятся все необходимые мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 (ред. от 01.01.2015) [4].

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «О животном мире» разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира. При этом устанавливается две группы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во-первых, субъекты Российской Федерации наделены собственными полномочиями в области охраны и использования объектов животного мира. Данные полномочия закреплены в ст. 6.1 Федерального закона «О животном мире» закрытым перечнем: — принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением; — учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; — разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; — участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

Во-вторых, субъекты Российской Федерации реализуют переданные им Российской Федерацией полномочия в области охраны и использования животного мира, перечень которых закреплен в ст. 6 Федерального закона «О животном мире».

Из преамбулы к Федеральному закону «О животном мире» и ст. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что животный мир является одним из видов природного ресурса и объектом охраны окружающей среды. В связи с этим в некоторых субъектах Российской Федерации общественные отношения по охране и использованию объектов животного мира урегулированы комплексными законодательными актами об охране окружающей среды и природопользовании.

Основные положения нормативных правовых актов регулирующих вопросы охраны и использования объектов животного мира. Анализ законодательных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы охраны и использования объектов животного мира, показывает, что они регламентируют следующие вопросы: 1) общие положения об охране и использовании объектов животного мира; 2) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны и использования животного мира; 3) государственное управление в области охраны и использования животного мира; 4) охрана объектов животного мира; 5) виды пользования животным миром; 6) ответственность за нарушение требований в области охраны и использования животного мира.

Одним из основных вопросов, подлежащих правовому регулированию законами субъектов Российской Федерации, является государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Региональными законодательными актами устанавливаются общие положения о государственном управлении в области охраны и использования животного мира, а также регламентируются отдельные меры (способы, инструменты) такого государственного управления [5].

Еще одна группа средств охраны животного мира — это социальные средства. К ним мы относим: экологическое просвещение и образование; экологическая пропаганда; экологическая этика. Данная группа средств слабо отражена в законодательстве Российской Федерации. Только четыре статьи в законе «Об охране окружающей среды» посвящены формированию экологической культуры. В развитие этих положений более десяти лет разрабатывается закон «Об экологической культуре». Но он неоднократно не принимался Государственной Думой, обосновывая тем, что закон носит поверхностный, декларативный характер, не содержит норм прямого действия, не имеет самостоятельного предмета правового регулирования. На наш взгляд, только в комплексе экономических, экологических и социальных средств охраны животного мира, можно достичь рационального использования животных ресурсов, сохранения имеющегося биологического разнообразия, восстановления и увеличения численности животного мира.

Проблемы формирования и реализации государственной аграрной политики в животноводстве недостаточно изучены в политологической науке. Сложные взаимосвязи между аграрной политикой и одной из основных подотраслей сельского хозяйства представляют особый интерес не только для ученых, но и политических акторов, действующих в ареале аграрных отношений, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей и всего населения [7].

Имеющиеся в настоящее время политические решения и нормативные акты, посвященные развитию сельского хозяйства, носят несистемный разрозненный характер, принимаются по случаю каких-либо неблагоприятных событий в аграрном секторе и также не учитывают природной специфики [8].

Вывод: животный мир — жизненно важная органическая часть окружающей нас природной среды, неотъемлемый элемент биосферы, подлежащий всемерной охране и рациональному использованию. Животный мир очень восприимчив к изменениям условий среды обитания, поэтому необходимо предпринимать меры и по его охране и беречь его.

Предложения

Таким образом, мы предлагаем разработать программу по «Совершенствованию правовых основ государственного регулирования охраны животного мира в Республики Башкортостан и внести поправки в Экологический кодекс Республики Башкортостан для улучшения экологии в целях охраны животного мира.

Читайте также

Список литературы

  1. Бринчук М.М. Экологическое право. [Текст] : учебник для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Бринчук. – М. : Городец, 2014. – 197 с.
  2. Максимов, А.М. Международные нормативные правовые акты об охране животного мира и их влияние на развитие норм Российского уголовного права и на правоприменительную практику / А.М. Максимов., Л.А. Прохоров. – Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). 160-166 с.
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов.
  4. Максимов, А.М. Международные нормативные правовые акты об охране животного мира и их влияние на развитие норм Российского уголовного права и на правоприминительную практику / А.М. Максимов., Л.А. Прохоров. - Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). 160-166 с.
  5. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности» / Б.С. Мастрюков. – Москва : Академия, 2011. – 368 с. (Высшее профессиональное образование. Безопасность жизнедеятель-ности).
  6. Саулин, М.Ю. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере охраны, воспроизводства использования объектов животного мира. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. №2. 151-153 с.
  7. Щедрина, О.Г. Административно-правовая охрана животного мира. Проблемы в российском законодательстве. 2011. №3. 306-308 с.
  8. Канбекова, Д.Р. Актуальность деятельности некоммерческих организацй муниципальных образований / Д.Р. Канбекова., Ю.И. Разина., Г.Г. Хасанова.- NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41.-59-61 с.
  9. Ханнанов, Р.А. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти / Р.А. Ханнанов., Р.Р. Шапошникова. [Текст] : Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3 № 4 (04).- 86-88 с.
  10. Ханнанов Р.А. Аграрное право : Проблемы и пути развития. / Р.А. Ханнанов. [Текст]: Право и политика. 2008. № 4.- 933-940 с.

Цитировать

Гимранова, Л.В. Совершенствование правовых основ государственного регулирования животного мира в Республики Башкортостан / Л.В. Гимранова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 245-250. — URL: https://novainfo.ru/article/11340 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться