Принцип разумности проникает и занимает свое законное место в сфере права. Во многих случаях сегодня принцип разумности является единственным регулятором взаимоотношений. В развитом демократическом обществе принцип разумности приобретает качество общеправовой категории, поскольку большинство решений в таком обществе принимаются на основе консенсуса. Давление извне используется в минимальной степени. Чрезмерное стремление урегулировать отношения с помощью закона ведет к отставанию законодательства от динамики развития существующих общественных отношений. Не случайно сегодня в высокоразвитых правовых государствах часто высказываются мнения об избыточности правового регулирования и излишней детализации законов. Каждый вид общественных отношений в силу своей специфики требует особой правовой формы. Очевидно, что в современных условиях количество отношений, требующих для своего регулирования принцип разумности неуклонно растет. Представляется, что принцип разумности должен иметь широкое применение в праве, а именно проявляться на стадии правотворчества.
Принцип разумности появился в англо-саксонском праве очень давно, но в результате мощной критики его неопределенности (в силу индивидуальных особенностей каждого человека) он стал значительно менее популярен. Сейчас его применение ограничивается должной осмотрительностью и разумностью в действиях субъектов права в целях соблюдения правовых норм.
Значение разумности демонстрируется чрезвычайно широким применением данного понятия законодателем. В международном правотворчестве в последнее время происходят существенные перемены, а именно ускорение правотворческого процесса в области принятия норм общего права большинством государств. Расширение сферы правового регулирования связано с распространением действия права как на совершенно новые, так и недавно возникшие области социальной действительности. Роль и значение общих принципов права возрастает с появлением новых отраслей, подотраслей, институтов права и законодательства, таких как космическое право, чрезвычайное законодательство, информационное право и другие. Не остаются без внимания и традиционные правовые институты. В частности, претерпевает важные изменения процессуальное законодательство, вводятся нормы, предусматривающие разумные сроки рассмотрения гражданских, уголовных дел и т.д.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется российским государством в разных формах, среди которых по значимости выделяются процессы регулирования посредством установления определенных правил коллективного поведения (правотворчество), посредством своевременной и надлежащей реализации установленных правил поведения (правоприменение) и посредством организационно-материального обеспечения действия и охраны установленных правил поведения (правоохрана).
Вместе с тем, правотворческая деятельность, по своему смыслу и значению предшествует как правоприменительной, так и правоохранительной деятельности. А это означает, что реальное регулирование государством взаимоотношений людей в обществе начинается именно и исключительно с начала процедур правотворчества.
Воля, мысль законодателя, чтобы стать действительным фактором, определяющим поведение людей, должна быть усвоена, воспринята ими. Уяснение воли законодателя в процессе правотворчества достигается через восприятие как действующих, так и создаваемых нормативных установлений, т.е. путем их правотолкования.
Правотворчество является предпосылкой и формирующим началом для правового регулирования. Учитывая изменчивость социальной обстановки, разумность заключает в себе главную цель — обеспечение наибольшей эффективности осуществляемой социально полезной деятельности. Разумность признается таковой только при наличии гарантированной безопасности относительно наступления вредоносных, а порой, трагичных по своим последствиям ситуаций. В сфере договорных отношений фиксация сроков исполнения обязательств сторон, гарантий и условий безопасности — обычная разумная практика. В публичном праве разумность получает в поддержку весь комплекс мер государственного принуждения, включая и меры юридической ответственности.
Расширение сферы правотворчества сопровождается и другой тенденцией, а именно тенденцией к детализации правового регулирования существующих общественных отношений более конкретным и всесторонним их регламентированием. По мнению А.С. Пиголкина, углубление правового регулирования — это главный магистральный путь развития современного законодательства.
Требования общественной нравственности всемерно должны учитываться нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. В 2010г. был принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Данный закон должен приблизить Российскую Федерацию к соблюдению требований ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" (далее — Конвенция). Законодательство о компенсации за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебного решения в разумный срок хотя и связано с правосудием, но имеет самостоятельную юридическую природу и выступает гарантией его стабильности.
Весьма актуальна тенденция изменения роли Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). Прецедентный характер решений ЕСПЧ имеет большое значение не только для их применения при осуществлении юстиции, но и для правотворческой деятельности законодательных органов государств-членов Совета Европы. Важную роль в этой деятельности сыграли так называемые «меры общего характера», выносимые по итогам рассмотрения жалоб ЕСПЧ. В соответствии с ними государства внесли соответствующие коррективы в национальное законодательство и в правоприменительную практику.
Законодательные новеллы всё чаще минуют стадию доктринальной апробации, не обсуждаясь потенциальными правоприменителями. В результате научные работники не в состоянии оценить законопроекты. Проблема заключается в том, что отечественными нормотворцами не была осознана истина о том, что заимствование иностранного опыта в юридической сфере, как, впрочем, и других, должно происходить с учетом национальных особенностей и путем приспособления к российской действительности.
Правотворческая деятельность должна осуществляться на базе основополагающих принципов, в том числе и принципа разумности, представляющие собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Принцип разумности в данном процессе должен представлять собой меру обеспечения единообразия, иначе сам процесс будет носить характер демагогии. В процессе правотворчества решающими должны выступать национальные интересы и морально-нравственные возможности государства обеспечить реализацию соответствующих норм. Недопустимо принимать на себя обязательства, если они заведомо не будут исполняться или будут исполняться в ущерб коренным интересам народа. Поэтому Россия должна использовать различные легальные способы «уклонения» от принятия на себя деструктивных обязательств. Возможностей защитить национальные интересы в условиях юридической стандартизации становится всё меньше. Национальное правотворчество остается одним из таких способов.
Принцип разумности должен обеспечиваться на этапе правотворчества при проведении научных экспертиз, в том числе при проведении экспертиз Общественной палатой федерального и регионального уровней.
Принцип разумности воздействует на правоприменительную деятельность государственных органов. Речь идет о соблюдении принципа разумности в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т.д.), а также при вынесении индивидуального решения по юридическому делу. Юридические акты должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить здравому смыслу.
Применение принципа разумности на стадии правотворчества позволяет учитывать социальные, экономические, культурные, информационные и другие факторы. Такой подход позволит не ограничиваться формально-правовыми методами и использовать при регулировании правоотношений достижения иных наук, что позволит сочетать достижения отечественного и зарубежного права. Правовая практика требует расширения применения принципа разумности, что в дальнейшем будет способствовать не только росту правосознания и правовой культуры, но и развитию правотворческой деятельности.
В настоящее время принцип разумности рассматривается в качестве юридической конструкции, связанной с конкретной отраслью права. Между тем принцип разумности как правовой принцип вполне может быть сконструирован как общеправовой принцип.
Разумность фигурирует практически во всех фундаментальных отраслях действующего российского и международного права, на всех уровнях разветвленной федеративной структуры государства, в связи с чем обоснованно вести речь о том, что это общеправовой принцип права.