Субъект как элемент юридического состава административных правонарушений в области дорожного движения

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

Административное правонарушение — это вариант юридичес­кой патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия. Для превенции административных правонарушений необходимо детальное изучение признаком субъекта как важного элемента юридического состава.

Ключевые слова

ПРАВО, ПРАВОСОЗНАНИЕ, РАЗУМНОСТЬ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Текст научной работы

При осуществлении административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения вопрос о субъекте правонарушения имеет важное практическое значение.

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях посвящена регулированию административных правонарушений в области дорожного движения.

В 9 из 37 составов определён такой В 9 из 37ВВ субъект правонарушения как "водитель". В диспозициях остальных статей употребляются различные формулировки, подразумевающие, что субъект этих правонарушений – «водитель».

Для правильного определения субъекта по этим делам необходимо толкование понятия «водитель».

В Конвенции о дорожном движении[1] (Вена, 8 ноября 1968 г.) термин «водитель» определяется как всякое лицо, управляющее транспортным средством, автомобилем и т.д. (включая велосипеды) или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных, вьючных или верховых животных.

В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения»[2], есть аналогичное толкование: «водитель» - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Следовательно, водитель-не тот, кто имеет удостоверение, а тот, кто сел за руль автомобиля.

В Федеральном Законе от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»[3] нет отдельного понятия «водитель», однако в ст. 2 употребляется термин «участник дорожного движения», который понимается как лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод, что для установления признаков субъекта по делам об административных правонарушениях, гл. 12 КоАП, «водителя», достаточно признания факта управления транспортным средством дееспособным физическим лицом и достигшим определённым законодательством возраста.

Важно отметить, что наличие у лица, управляющего транспортным средством, права на его управление, которое согласно ст. 27 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» подтверждается соответствующим удостоверением после сдачи квалификационного экзамена, не является обязательным признаком понятия «водитель».

Существует и иная точка зрения, где водителей транспортных средств относят к категории специального субъекта.

В теории права специальным субъектом правонарушения признается лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (определенный в законе возраст и вменяемость) дополнительными признаками, обязательными для этого состава правонарушения.

Общие признаки субъекта правонарушения не упоминаются в диспозициях норм КоАП, поскольку присущи всем составам правонарушений - должно быть вменяемое достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, совершившее административное правонарушение. Дополнительные признаки субъекта конкретного правонарушения либо прямо названы в диспозиции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толкования. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме. Например, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста[4].

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях[5]. Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа)[6,7]. Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Таким образом, лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

Читайте также

Список литературы

  1. Конвенция о дорожном движении// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. вып. XXXIII с. 385
  2. О правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090// Российские вести. N 227. 23.11.1993.
  3. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 г.№196-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №50. Ст. 4873.
  4. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  5. Коваленко К.Е. Генезис понятия «разумность» в праве//История государства и права. 2013. № 11. С. 36-38.
  6. Kovalenko K.E. The reasonableness as an attribute of organicity legal system// История государства и права. 2014. № 13.
  7. Kovalenko K.E. Some aspects of the new objective reality//Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 6.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Субъект как элемент юридического состава административных правонарушений в области дорожного движения / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2665 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться