Психология семейных отношений строится через психологическое взаимодействие в семье. Дадим системные определения семьи и брака.
Семьяи брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.Термины «семья» и «брак» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся, как правило, рядом. Это, действительно, правомерно, поскольку социальные реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья, — не одно и то же, это не тождественные, а, скорее, пересекающиеся, отчасти переплетающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак может иметь место без как таковой семьи [1,2,4,5].
Семья, по воззрениям большинства исследователей, — это малая социальная группа высокого уровня развития, важнейшая форма организации личного быта людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [1,2,4,5]. Такое определение семьи подчёркивает две основополагающие характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи.
Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы высокого уровня развития, — ставит эффективность её функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации. Это проблемы общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения отношений семьи с социальным окружением, — с прародительской семьей, соседями, общими коллегами и друзьями и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы.
Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной (эмоционально-чувственной) интенсивностью и «перенасыщенностью» отношений между членами семьи. В семейных отношениях на одном полюсе, — отношения любви, счастья, принятия и привязанности, а на другом полюсе могут быть отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма [6,7].
Приведённое комплексное определение семьи содержит также указание на две подсистемы структуры семьи — супружескую и детско-родительскую. Два поколения определяют состав современной нуклеарной («двухпоколенной») семьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети — такие же, как и родители, равноправные участники и «строители семьи» [1,2,3,4,5].
Семейные родственные связи имеют три базовых вида:
- кровное родство (единокровные и единоутробные братья и сестры, а так же единокровные (по отцу) и единоутробные (по матери) братья и сестры));
- порождение (родители — дети);
- брачные отношения (муж — жена, –– супруги) [1,2,3,4,5].
Семья– это существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный (эмоционально-чувственный) тон её мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворённости жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Таким образом, важнейшей, уникальной, «внекатегориальной» функцией семьи является фелицитивная (от лат.felido— счастье) функция, — функция удовлетворения потребностей человека в психологической безопасности, в любви, в принятии, в счастье [6,7].
Так же,исследователями (как теоретиками, так и практиками) выделяются следующие определяющие (базовые, основные)функции семьи.
- Комплексная экономическая и хозяйственно-бытовая функция (функция) семьи;
- Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения) функция;
- Функция воспитания детей;
- Сексуально-эротическая функция;
- Функция духовного общения;
- Функция эмоциональной поддержки и разрядки;
- Рекреативная (восстановительная) функция;
- Функция социальной регуляции, социального контроля и социальной oпеки;
- Функция передачи социального статуса (социального положения);
- Общественная (общесоциальная) функция семьи (семья — ячейка общества);
- Рекреационная («игровая») функция семьи [1,2,4,5].
Кон Игорь Семёнович провёл анализ научных работ, посвящённых проблеме культурологических (социально-психологических) и исторических (экономических) особенностей семьи и специфике её развития как уникального социального института. Кон И.С. произвёл данный анализ с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью, включающую несколько генераций (форм), в том числе и объединённых родственными узами, от иной социальной группы, т.е. от «не семьи». Вывод, к которому пришел этот известный исследователь, оказывается весьма банальным и прозаичным (но от этого не менее реальным и жизненным). А именно: критерием дифференциации семьи от «не семьи» является совместное проживание и совместного ведение общего хозяйства. Кон И.С. доказал также, что культурно-исторически, под совместным ведением общего хозяйства так же подразумевается (во всём мире) общий бюджет членов семьи. Таким образом, совместное проживание и общее хозяйство («ведомое» всеми членами семьи) является тем признаком, который исторически принят обществом для спецификации семьи как социального института [1,2,5].
Данный генеральный признак семьи (состоящий из двух основополагающих параметров), хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи. Вновь подчёркиваем, что под «совместным ведением общего хозяйства» традиционно подразумевается общий семейный бюджет, складывающийся из совокупного дохода всех членов семьи. Отсюда — понятие «доход на члена семьи», предполагающее равное распределение общего бюджета семьи на всех членов семьи.
Недаром общеславянский термин «семья» восходит, в частности, к обозначению территориальной общности людей и «общинности» их быта. В русском языке словом «семья» сначала обозначался весь круг родственников (хозяйственно-родовая общность), вместе с «домочадцами и слугами», проживающих на одной малой территории (дворе, подворье) и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий (общинный) быт)). Лишь с XIV-XVвеков, слово (термин, название, наименование) «семья» стало использоваться (пониматься) в более узком, специфическом, особенном, в более современном («не родовом») смысле [1,2,5].
Итак, основными характеристиками семьи являются:
- Брачные и/или кровнородственные связи между членами семьи;
- Совместное проживание (быт под одним кровом);
- Совместное ведение общего хозяйства и общий, пропорционально справедливо распределяемый, семейный бюджет [1,2,3,5,6].
Брак, по мнению большинства исследователей, — это особый социальный институт, это исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.Брак — это общественное установление, общественное «учреждение», это особый общественный (социальный) институт, это специфическая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т.д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом генеральная форма отношений между полами, между мужчинами и женщинами, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям, — к их потомству. Брак — это традиционное средство формирования семьи и способ общественного контроля за семьей. Брак это одно из «культурных орудий», один из путей, один из способов самосохранения и развития общества и государства [1,2,3,4,5,6].
На современном этапе необходимо всячески пропагандировать, поддерживать и укреплять ценности семьи и брака, дабы наша страна, наш регион и наш район были положительным примером развития и формирования семьи как социально-экономической ячейки общества. Одними из особенно остро нуждающихся в специальной социальной пропаганде семейных ценностей, являются, на текущем этапе, следующие ценности. Это социальные ценности совместного ведения хозяйства, т.е. ценности пропорционального возможностям конкретного члена семьи трудового вклада в общий быт, и ценности общего для всех (на всех) членов семьи бюджета, — ценности реально справедливого и пропорционального распределения семейного бюджета на всех членов семьи (на каждого из членов семьи).