Влияние налогов на развитие инвестиционной деятельности в полиграфии

№1-1,

экономические науки

Налоги являются важнейшим звеном общественных экономических отношений и финансовой политики государства в современном мире. В цивилизованном обществе налоги – это основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм дополнительно используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса.

Похожие материалы

Налоги являются важнейшим звеном общественных экономических отношений и финансовой политики государства в современном мире. В цивилизованном обществе налоги – это основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм дополнительно используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса.

В России налоговые отношения регулируются не только принятыми главами Налогового кодекса РФ, но и более чем 20-ю федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и Федеральной налоговой службы. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое количество законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов, которые оказывают существенное влияние на все сектора экономики, в том числе и на полиграфию.

Рынок печатных СМИ в России активно развивается, и, соответственно, растут поступления от его деятельности в государственный бюджет, однако дальнейшие темпы развития полиграфической отрасли напрямую зависят от:

  • оптимизации системы налогообложения;
  • снижения налогового бремени;
  • упрощения налоговых процедур.

В нынешней ситуации все зависит не только от позиции и решений нашего правительства, но и от инициативности самих полиграфистов (в лице отраслевых организаций) в отношениях с властью.

В то же время хотелось бы обратить внимание на активизацию правительства и политического руководства страны в диалоге с полиграфистами (и надо сказать, уже есть благоприятные тенденции).

Также хотелось бы обратить внимание на наиболее важные для полиграфической отрасли налоговые преобразования, вступившие в силу с 1 января 2009 года и предусмотренные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты»:

Первое из них – снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль (с 24 до 20 %). При этом уменьшилась только та часть налога, которая поступает непосредственно в федеральный бюджет (с 6,5 до 2,5%).

Второе важное изменение – это освобождение от НДС ввозимого из-за границы технологического оборудования, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, при условии, что его аналоги не производятся в РФ. Данная поправка в первую очередь дает ясный и прямой сигнал иностранным инвесторам, что российское правительство готово стимулировать и развивать иностранные (и в то же время инновационные производства), но только с новыми технологиями, которые отсутствуют в России. Полиграфическое машиностроение в нашей стране в настоящее время находится в упадке. Безусловно, это дает широкие возможности и весомые льготы для новых инвесторов на полиграфическом рынке. Однако необходимо помнить, что Правительство РФ включило медиаиндустрию в состав стратегически важных отраслей народного хозяйства и вручную регулирует доступ иностранных инвестиций в эту отрасль, что является политически сдерживающим фактором, который может нивелировать положительный эффект от данных изменений.

Третье – поправка, благодаря которой с 1 января 2009 года амортизационная премия была увеличена с 10 до 30 % для основных средств третьей – седьмой групп (к которым относится полиграфическое оборудование со сроком полезного использования от 3 до 20 лет). Полиграфическая отрасль – одна из самых капиталоемких отраслей (то есть отрасль производства с большой долей основных средств в структуре активов). На основании этого данная поправка позволяет предприятиям частично решить проблему окупаемости нового оборудования путем включения в расходы отчетного (налогового) периода до 30 % первоначальной стоимости основных средств. Учитывая то, что в полиграфии новое оборудование обычно приобретается под конкретные перспективы его использования – это позволяет возвратить до 30 % вложенных средств уже в первый год (то есть в самый активный период использования оборудования) засчет уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.

Четвертое – это благоприятные изменения для тех, кто применяет УСН. Теперь региональным властям разрешено снизить ставку налога для «упрощенщиков» до пяти процентов (до этого компании, применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», платили налог в размере 15 %), что, естественно, благотворно повлияет на малые предприятия полиграфической отрасли.

И последнее – у Минфина появилось право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате налогов предприятиям, чья задолженность составляет свыше 10 млн. рублей, на срок до пяти лет, что особенно актуально для бизнеса в период кризиса.

Остальные изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса РФ, направлены на:

  • устранение пробелов в налоговом законодательстве;
  • создание более комфортного режима налогообложения;
  • упрощение налогового администрирования и снижение административных расходов налогоплательщиков, среди которых (особенно важна для бухгалтеров) есть и отмена обязанности контрагентов перечислять друг другу сумму НДС платежными поручениями при неденежных формах расчетов (п. 4 ст. 168 и п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ), что избавляет предприятия от лишнего документооборота и неудобств;
  • упрощение процедуры подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте периодики в ближнее зарубежье.

Также необходимо обратить внимание на желание нашего правительства уже в 2010 году снизить НДС с 18 до 12 % и тем самым уменьшить налоговую нагрузку на бизнес (хотя еще в начале 2008 года тогдашний Президент РФ Владимир Путин дал соответствующим министерствам поручение о плановом снижении НДС в 2009 году). Однако против такого снижения выступил глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин, аргументировав это огромной суммой выпадающих доходов государства (2 % ВВП или более 800 млрд. руб.) и тем, что это может негативно сказаться на государственном бюджете. Тем не менее в поддержку вышеуказанной инициативы выступили Минэкономразвития России, Счетная палата России, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, отраслевые ассоциации: Московский Полиграфический Союз, ГИПП, РСПП, АРПП, а также общественно-политические организации такие как «Единая Россия», «Деловая Россия» и Общественная палата РФ. «Для российской полиграфической базы снижение НДС является одним из элементов государственной политики по выравниванию позиций российских и зарубежных полиграфистов» (Вице-президент МПС Сергей Тарубаров). Восполнить же выпадающие государственные доходы предлагается засчет компенсирующего повышения акцизов, роста поступлений НДС (рост будет обеспечен, кроме роста деловой активности, и, соответственно, роста объемов производства, еще и снижением объемов мошенничества с НДС: правительство признает, что только из-за фиктивного экспорта ежегодный ущерб государственному бюджету составляет 10 – 30 млрд. руб.), а также неналоговых механизмов.

Между тем Московский Полиграфический Союз уже подсчитал эффект от снижения НДС. Только для журнальной полиграфии ежегодный объем высвободающихся средств составит более 600 млн. рублей (в среднесрочной перспективе это позволит существенным образом изменить технологический облик российской журнальной полиграфии).

От положительных изменений необходимо перейти к обзору проблем в сфере налогообложения полиграфической отрасли. Очевидно, что применительно к данной сфере многие нормы современного российского налогового законодательства нуждаются в изменении или корректировке с целью приведения их в соответствие со сложившейся российской и мировой отраслевой практикой. Особенно хотелось бы отметить следующие пункты:

1. Списание нереализованных тиражей изданий. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации допускается списание нереализованной продукции в пределах до 10 % от объема тиража. Однако Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ в статью 250 НК РФ был внесен пункт 21, согласно которому к внереализационным доходам относятся доходы «в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса».

Таким образом, если реализован не весь тираж печатного издания, то по истечении сроков, указанных в статье 264, всю стоимость нереализованного тиража необходимо включить во внереализационные доходы. При этом в расходы может быть включена только та часть стоимости изданий, которая указана в пункте 44 статьи 264 (10 % от общей стоимости тиража). В результате мы получаем парадоксальную ситуацию: часть стоимости нереализованного тиража, помимо убытков, увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль и, как следствие, предприятия вынуждены платить дополнительные налоги на несуществующие доходы.

Двигаемся дальше: как юридически оформить отношения между заинтересованными сторонами в данной ситуации? В настоящее время нереализованный тираж приходится оформлять как продукцию, обратно выкупаемую издателем. В итоге НДС оплачивается дважды: сначала при отгрузке продукции распространителю, а затем при обратной «покупке» нереализованных тиражей у распространителя.

Учитывая особенности издательского бизнеса, можно говорить о том, что в данной сфере всегда существует риск возврата нереализованных тиражей, и, естественно, это будет ложиться неприятным, алогичным и дополнительным налоговым бременем на баланс предприятия. Хотя еще на экспертном собрании коллегии РосПечати в 2007 году предлагалось ввести нормы списания нереализованных тиражей периодических печатных изданий на уровне их реальных возвратов по каждому виду в отдельности: ежедневные издания – до 25 %, еженедельные издания – до 30 %, ежемесячные издания – до 45 %, а также отменить алогичную норму НК РФ, устанавливающую, что стоимость печатных изданий, подлежащих замене либо списанию, должна учитываться как внереализационные доходы.

2. Довольно часто возмещение НДС (путем зачета или возврата) налоговыми органами осуществляется либо с нарушением сроков, установленные законодательством, либо не в полном объеме, либо вообще не осуществляется. Поэтому, чтобы тот или иной налогоплательщик мог оперативно решать спорные ситуации с налоговыми органами, их (налоговиков) необходимо обязать в определенные жестко установленные сроки информировать данного налогоплательщика о решении по возмещению НДС.

3. Предоставление льготного режима налогообложения НДС со ставкой 10 % (8 % или 5 %) на продукцию учебного и общекультурного характера (в том числе выпущенную на электронных и магнитных носителях в качестве приложений к учебным пособиям и печатным СМИ) как на товар особой социальной группы. Это позволит снизить расходы на производство и распространение указанных товаров (что соответствующим образом отразится на их цене для потребителей) и тем самым – увеличить тиражи и доступность данной печатной продукции для населения (что в свою очередь благоприятно скажется на уровне образованности нашего общества).

Эти и более мелкие проблемы в сфере налогообложения сдерживают развитие полиграфического бизнеса в нашей стране (при этом необходимо иметь в виду, что данные проблемы не решить без заинтересованного участия органов государственной власти). Поэтому для скорейшего разрешения этой весьма непростой ситуации необходимо срочно внести в Налоговый кодекс РФ законодательные изменения, направленные на облегчение налогового бремени, упрощение или отмену бюрократических и фискальных процедур, а также на введение налоговых льгот, предназначенных в первую очередь для стимулирования предпринимательской деятельности в сфере выпуска социально значимой, научной и культурной продукции.

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о положительных изменениях и обнадеживающих тенденциях в отношениях между властью и полиграфическим бизнесом (со временем это будет способствовать более активному развитию отрасли, ее финансовой прозрачности, росту рентабельности и инвестиционной привлекательности, и как результат – налогообложение полиграфической отрасли будет приносить в госбюджет все больше и больше доходов).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты».
  2. Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: www.fapmc.ru.
  3. Официальный сайт Московского Полиграфического Союза: www.printunion.ru.
  4. Официальный сайт российского информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг»: www.rbc.ru.
  5. Официальный сайт Содружества Бумажных Оптовиков: www.sbo-paper.ru.