Методическое и нормативно-правовое обоснование мониторинга физического развития сельских школьников

NovaInfo 25
Опубликовано
Раздел: Биологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлена характеристика задачам и методам проведения мониторинга физического развития детей и подростков. На примере исследования, проведенного среди сельских школьников Нижегородской области, представлен ход и результаты научной работы. Указаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие выполнение задач мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи.

Ключевые слова

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, МОНИТОРИНГ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, МЕТОДЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО СКРИНИНГА

Текст научной работы

Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации [15,27,28].

Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [26,34,38,39]

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

  1. Выявление причинно-следственных связей между состоянием физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания школьников в современных условиях;
  2. Прогнозирование состояния физического развития детей, подростков и молодежи;
  3. Установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического развития детей, подростков и молодежи;
  4. Формирование регионального информационного фонда (в части информации о состоянии физического развития детей, подростков и молодежи);
  5. Определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое развитие детей, подростков и молодежи;
  6. Подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
  7. Информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Проведение мониторинга включает в себя:

  1. Наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
  2. Сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

В ходе реализации задач Положения «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 проведено исследование морфофункционального развития сельских школьников Нижегородской области в период с 2010 по 2013 гг. на базе Центра здоровья для детей г.Арзамаса, реализующего свою деятельность на основании приказа Минздравсоцразвития № 597н от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» [29]. Работа выполнена в 4 этапа.

Таблица 1. Объем и этапы исследования

Этапы

исследования

Объем выполненной работы

1 этап – организационный (2010 г)

Изучение научных источников в формате статей, авторефератов, диссертаций, монографий, метод. указаний, приказов и др.

2 этап – проведение измерений, формирование

баз данных

(2011-2012 гг.)

Комплексная оценка физического развития (соматоскопия, соматометрия, физиометрия) — 4619 школьников (2137 мальчиков и 2482 девочки). Функциональное тестирование — 964 школьника

(499 мальчиков и 465 девочек).

3 этап — научный анализ результатов, разработка оценочных таблиц, научные публикации, подготовка рукописи диссертации

(2012 г)

Публикации ВАК - 4 статьи

Другие публикации — 4 статьи

Внедрение результатов исследований отражено в документах:

1. Приказ Министерства здравоохранения Ниж.обл. № 1719 от 19.07.2012 «Об утверждении оценочных (центильных) таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области»

2. Комплексная оценка физического развития школьников. Методические указания, 2012.

4 этап —

апробация оценочных таблиц, публикации, подготовка рукописи диссертации (2013 г)

Внедрение результатов исследований отражено в документах:

1. Физическое развитие детей и подростков РФ: Сборник материалов (выпуск VІ) Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы, 2013.

Публикации ВАК – 3 статьи

Другие публикации — 7 статей

На первом этапе (2010 г.) осуществлялся научный поиск и изучение научно-методической литературы по теме исследования; проводился подбор необходимых средств и методов для проведения комплексных обследований. Информационный поиск проводился в следующих направлениях: динамика показателей морфофункционального развития сельских школьников (с 1946 г.), особенности физического развития (ФР) городских и сельских школьников на современном этапе, динамика и оценка ведущих критериев биологического возраста (с 1968 г.), соматотипологические особенности развития, динамика и характеристика функциональных резервов, методологическая основа разработки стандартов ФР детей и подростков на современном этапе, методы статистической обработки данных, методология комплексной оценки ФР. Всего изучено 263 литературных источников, из них 44 иностранных авторов.

На втором этапе (2011-2012 гг.) проведена комплексная оценка ФР 4619 сельских школьников (СШ) (2137 мальчиков и 2482 девочки) из 21 района Нижегородской области (рис.1) сертифицированными врачами-педиатрами Центра здоровья для детей г.Арзамаса (Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин и др.) и врачами-специалистами Нижегородской Государственной медицинской академии (д.м.н., проф. Н.А.Матвеева, д.м.н., проф. Ю.Г.Кузмичев и др.), согласно методическим указаниям Приказа МЗ РФ № 621 от 30.12.03 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Исследования проведены генерализующим методом [31,42].

Районы Нижегородской области, в которых были проведены антропометрические обследования сельских школьников для разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников
Рисунок 1. Районы Нижегородской области, в которых были проведены антропометрические обследования сельских школьников для разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников

Одновременно осуществлялось формирование электронной базы данных с использованием результатов осмотров из типовых карт здорового образа жизни ребенка Центра здоровья для детей г.Арзамаса (ф.№002-ЦЗ/у-2 (приказ МЗ России №597 от 19.08.2009)).

Возраст детей определяли по правилу, принятому в медицинской практике [132,198]. Возрастную группировку полученных результатов производили с различными интервалами в зависимости от возраста обследованных (табл.2.).

Таблица 2. Возрастные группы детей

возрастная группа

(лет)

возрастной интервал

начало

интервала (от)

конец

интервала (до)

7

6 л 6 м

7 л, 5 м, 29 дн.

8

7 л 6 м

8 л, 5 м, 29 дн.

9

8 л 6 м

9 л, 5 м, 29 дн.

10

9 л 6 м

10 л, 5 м, 29 дн.

11

10 л 6 м

11 л, 5 м, 29 дн.

12

11 л 6 м

12 л, 5 м, 29 дн.

13

12 л 6 м

13 л, 5 м, 29 дн.

14

13 л, 6 м

14 л, 5 м, 29 дн.

15

14 л, 6 м

15 л, 5 м, 29 дн.

16

15 л, 6 м

16 л, 5 м, 29 дн.

17

16 л, 6 м

17 л, 5 м, 29 дн.

Примечание: л — лет, м — месяцев, дн. — дней

Критерии включения школьников в исследование: 1) учащиеся 1-11 классов сельских общеобразовательных школ с выделением 3-х возрастных групп по ступеням обучения (1 группа — 7-10 лет; 2 группа — 11-14 лет; 3 группа — 15-17 лет); 2) I-II группа здоровья по результатам комплексной оценки и условно здоровые дети (III гр. при отсутствии обострений 1-2 хронических заболеваний в течение 1-2 лет до момента обследования в соответствии с рекомендациями приказов №№ 113 и 114 МЗ России от 21.03.2003г. «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»); 3) отсутствие острых (в течение 1 мес до начала осмотра) заболеваний и клинически значимых признаков синдрома вегетативной дистонии [6,10,24,26,30,40].

Общая численность обследованного контингента СШ Нижегородской области приведена в таблице 3.

Таблица 3. Характеристика проведенного исследования

Виды исследований

Число

исследованных

параметров

Кол-во

обследованных школьников

Метод исследования

Антропометрическое,

соматоскопическое и

физиометрическое

исследования

29

4619

Комплексная оценка

физического развития генерализующим методом

(соматоскопия, антропометрия, физиометрия)

Функциональное

исследование

11

964

функциональные пробы:

Мартине-Кушелевского,

Штанге, Генчи

Комплексное обследование проведено согласно методическим рекомендациям по эксплуатации программного комплекса АКДО [33]. Программа обследования включала соматоскопию, антропометрию, физиометрию и функциональное тестирование [12,20,24,33,40].

Результаты обследования сельских школьников заносили в разработанную с целью унификации «Карту изучения физического развития школьника» (рисунок 2), включающей 29 параметров, характеризующих морфофункциональное развитие.

Унифицированная карта изучения физического развития сельских школьников
Рисунок 2. Унифицированная карта изучения физического развития сельских школьников

Третий этап исследования (2012 г.). На этом этапе проводили теоретический и статистический анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов. По материалам обследования разработали (при участии автора) оценочные (центильные) таблицы ФР для сельских школьников Нижегородской области в возрасте от 7 до 17-ти лет. Новые нормативы представлены в виде одномерных оценочных центильных шкал для показателей морфофункционального развития, а также таблиц для диагностики степени развития постоянных зубов и половой зрелости.

Четвертый этап исследования (2013 г.) включал апробацию оценочных таблиц ФР сельских школьников, публикацию результатов исследований в научных изданиях. Проводились оформление и апробация данной диссертационной работы.

Результаты работы рекомендованы для принятия решений по здоровьесбережению сельских школьников в деятельности Центра здоровья для детей г.Арзамаса. Разработанные в ходе исследования оценочные таблицы внедрены в учебно-воспитательный процесс изучения дисциплин медицинского блока и научно-исследовательскую работу кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского (рис.1).

План проведенного исследования</em>
Рисунок 3. План проведенного исследования

Методы исследования

Для достижения поставленной цели и реализации задач исследования применялись следующие методы:

  1. Анализ, систематизация и обобщение данных научно-методической литературы;
  2. Комплексная оценка ФР, включающая соматоскопию, антропометрию и физиометрию;
  3. Измерение уровня функциональных резервов;
  4. Методы статистической обработки данных.

Все исследования проводились перед выполнением трудовых, спортивных, учебных нагрузок с соблюдением основных требований к гигиеническим условиям с учетом противопоказаний и правил обследования [24,36,40], а также согласно рекомендациям по организации обследования детей с применением АКДО [33].

Анализ, систематизация, обобщение данных научно-методической литературы

Для решения поставленных задач нами были изучены монографии, диссертационные работы, авторефераты, статьи в журналах, сборниках, содержащие результаты исследований морфофункционального развития и функционального состояния организма детей и подростков.

Комплексная оценка физического развития

В ходе антропометрических измерений проводилось исследование длины и массы тела (ДТ, МТ), окружности грудной клетки (ОГК). Физиометрическое исследование проводилось с определением жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК, ДЛК), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического и диастолического артериального давления (САД, ДАД).

Для каждого ребенка были рассчитаны индексы:

  • весоростовой индекс (BMI = MТ / ДТ2, где МТ — выраженная в килограммах; ДТ — выраженная в метрах;
  • жизненный индекс (ЖЕЛ/МТ), где ЖЕЛ — выраженная в миллилитрах, МТ — выраженная в килограммах;
  • силовой индекс (ДПК/МТх100), где ДПК — выраженная в килограммах, МТ — выраженная в килограммах.

Для изучения динамики показателей ФР использовали материалы научного отчета З.А.Спитковской (НИИ педиатрии) по состоянию здоровья школьников г. Горький и области в 1945/46 г. [37], показатели физического развития сельских школьников, обследованных в 1967/68 гг. (Н.А.Матвеева с соавт.) [41].

Тип телосложения оценивался по конституциональной схеме В.Г.Штефко и А.Д.Островского (1929) в изложении С.С.Дарской (1975), согласно которой типы конституции подразделялись на астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный (табл.4). При выявлении признаков, характерных двум и более несмежным типам, соматотип расценивали как неопределенный. К нему также относили детей с патологическими изменениями грудины и ребер («куриная грудь», «грудь сапожника»)[14,24,44].

Таблица 4. Признаки типов телосложения у детей и подростков

ПРИЗНАКИ:

Тип телосложения

Астеноидный

Торакальный

Мышечный

Дигестивный

Форма спины

сутулая

прямая

прямая

уплощенная

Форма грудной

клетки

уплощенная

цилиндрическая

цилиндрическая

коническая

Эпигастральный угол

острый

прямой

прямой

тупой

Форма живота

впалый или прямой

прямой

прямой

выпуклый

Форма ног

О-образная

нормальная

О- или

Х-образная

Х-образная

Развитие костяка

1 балл

1–1,5 балла

2–3 балла

2,5–3 балла

Развитие

мускулатуры

1 балл

1,5–2 балла

2–3 балла

2–3 балла

Развитие

жироотложения

1 балл

1–1,5 балла

1,5–3 балла

2–3 балла

Биологический возраст (БВ) определяли по числу постоянных зубов (ЧПЗ) и степени выраженности вторичных половых признаков (ВПП).

У детей 7-12 лет при осмотре определяли количество зубов, молочные или постоянные, цвет, форму, положение в зубной дуге, состояние твердых тканей. Результаты осмотра зубов заносили в специальную схему — зубную формулу (табл.4). Горизонтальная линия в схеме обозначала зубы верхней или нижней челюсти, вертикальная — правую или левую половину челюсти. Молочные зубы обозначали римскими цифрами, постоянные — арабскими [24,26,40].

У школьников с 10-11 лет определяли ВПП, развитие которых приуро­чено к конкретному паспортному возрасту и происходит в определенной последовательности.

У мальчиков определяли:

Оволосение подмышечных впадинAx (Axillaris): отсутствие волос — Ах-0 (0 баллов), единичные волосы — Ах-1 (1 балл); редкие волосы в центре подмышечной впадины — Ах-2 (2 балла); волосы густые прямые, распространяющиеся на всю впадину — Ах-3 (3 балла); волосы густые и вьющиеся по всей впадине — Ах-4 (4 балла).

Оволосение лобка — P (Pubis): отсутствие оволосения — Р-0 (0 баллов); появление единичных волос — Р-1 (1,1 балл); оволосение редкое, только по центру лобка — Р-2 (2,2 балла); волосы густые и прямые, растущие неравномерно по всей поверхности лобка — Р-3 (3,3 балла); волосы густые и вьющиеся, растущие равномерно в виде треугольника по всей поверхности лобка — Р-4 (4,4 балла); волосы густые и вьющиеся, распространяющиеся также и по внутренней поверхности бедер — Р-5 (5,5 балла).

Развитие кадыка — L (Larings): отсутствие роста — L-0 (0 баллов); щитовидный хрящ гортани начинает выпячиваться — L-1 (0,6 балла); выпячивание кадыка выражено отчетливо — L-2 (1,2 балла).

Мутация голоса — V (Vox), признаки детского голоса — V-0 (0 баллов); изменение голоса — V-1 (0,7 баллов); голос с мужским тембром — V-2 (1,4 бала).

Оволосение лица — F (Facialis): отсутствие волос на лице — F-0 (0 баллов); оволосение начинается над верхней губой — F-1 (1,6 балла); волосы появляются на подбородке, над верхней губой волосы жесткие — F-2 (3,2 балла); волосы распространяются над верхней губой и в области подбородка, начинают расти бакенбарды — F-3 (4,8 балла); отмечается слияние зон роста волос в области подбородка и над губой, рост бакенбардов хорошо выражен F-4 (6,4 балла); все зоны роста волос соединяются F-5 (8,0 баллов).

У девочек определяли:

Развитие молочной железы — Ма (Mammae): железы не поднимаются над поверхностью грудной клетки Ма-0 (0,0 баллов); кружок около соска и сосок образуют вместе единый конус Ма-1 (1,2 балла); железы значительно приподнимаются вместе с околосоковым кружком и соском Ма-2 (2,4 балла); железы округлой формы с сосками, приподнимающимися над околососковым кружком Ма-3 (3,6 балла).

Оволосение лобка — Р (Pubis): отсутствие волос — Р-0 (0,0 баллов); единичные волосы — Р-1 (0,3 балла); волосы на центральном участке лобка редкие, длинные Р-2 (0,6 балла); по всему треугольнику лобка волосы длинные, вьющиеся и густые Р-3 (0,9 балла).

Оволосение подмышечных впадин — Ах (Axillaris): волосы отсутствуют — Ах-0 (0,0 баллов); волосы единичные — Ах-1 (0,4 балла); волосы редкие в центре впадины — Ах-2 (0,8 балла); волосы длинные, густо вьются по всей впадине — Ах-3 (1,2 балла).

Становление менструальной функции — Ме (Menarche): отсутствие менархе — Ме-0 (0,0 баллов); начало менструальной функции на момент осмотра — Ме-1 (2,1 балла); менструации нерегулярные — Ме-2 (4,2 балла); менструации, регулярно протекающие в течение года — Ме-3 (6,3 балла).

Провели оценку биологического возраста исследуемого контингента по полной половой формуле с ис­пользованием баллов полового созревания (Т.М.Максимова, 1984). Каждый признак половой формулы оценивали в бал­лах [19,22,24,36,40].

Сравнение уровня физического развития и биологического возраста сельских детей и подростков с городскими школьниками провели в соответствии со стандартами физического развития детей г.Нижний Новгород 2011/12 гг. [8,25].

Жизненная емкость легких является показателем вмести­мости легких и силы дыхательных мышц. Измерение ЖЕЛ производится с помощью суховоздушного или водяного спирометра. Испытуемый зажимает нос, после чего делает максимально глубокий вдох, плот­но обхватывая при этом мундштук спирометра губами, и да­лее полный выдох до конца. Процедуру повторяют 2-3 раза и регистрируют наибольший результат. Снижение ЖЕЛ в динамике указывает на ухудшение функционального состояния ребенка.

Динамометрия (мышечная сила кистей рук характеризует степень разви­тия мускулатуры. Измеряется ручным динамометром. Обследуемый при этом стоит прямо, отводит руку в сторону и производит максимальное сжатие 2-3 раза сначала од­ной, а затем другой рукой. В протокол исследования запи­сывают наибольшие показате­ли (отсчет по шкале, в кг).

Частота сердечных сокращений (пульс) — важная характеристика, многосоставная компонента, динамика ее позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Существует ручной пальпаторный метод исследования ЧСС и автоматический.

Частота сердечных сокращений зависит от возраста, индивидуальных особенностей, типа регуляции. У людей с преобладанием симпатической регуля­ции имеет место тенденция к высокой ЧСС (тахикардии), при пре­обладании парасимпатической регуляции — к редкой ЧСС (брадикардии). ЧСС выше в вертикальном положении тела по сравнению с горизонтальным, подвержена суточным колебаниям (биоритмам). Во время сна она снижается на 3-7 и более ударов, после приема пищи возрастает, особенно если пища богата белками, что связано с увеличением поступления крови к органам брюшной полости. Температура окружающей среды оказывает влияние на ЧСС, которая увеличивается в линейной зависимости от нее.

Артериальное давление (АД) определяют с помощью тономет­ра. При измерении АД у подростков 12 лет и старше использу­ют взрослую манжету (13x26 см), у дошкольников и младших школьников — детские возрастные манжеты (табл.5).

Таблица 5. Возрастные размеры ширины манжетки для детей (по стандартам ВОЗ)

Возраст, лет

Размеры манжетки, см

до 1 года

4

1 — 3

5 — 6

4 — 7

8 — 8,5

8 — 9

9

10 — 13

10

14 — 17

13

Изме­рения проводятся на правой и (или) левой руке, освобожден­ной от одежды. Рука должна удобно лежать на столе ладонью вверх. Манжета накладывается на плечо, причем ее нижний край — примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Измерение АД выполняется с точностью до 2 мм рт. ст., три раза с интервалом 2-3 мин. В карту обследования регист­рируются значения всех трех измерений.

Основные правила измерения АД у детей:

  1. В течение 30 мин до измерения АД детям не следует принимать кофеинсодержащие продук­ты и курить (что очень актуально для детей подросткового возраста);
  2. Измерение АД нужно проводить не раньше, чем через 1 ч после приема пищи, прекращения физических нагрузок, пребывания на холоде,
  3. Измеряющий АД должен вкратце объяснить обследуе­мому процедуру измерения, чтобы избежать отрицательной реакции с его стороны, которая может послужить причиной повышения АД;
  4. Во время измерения пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, несмещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры, необходимо создать комфортные условия;
  5. Измерения выполняют в положении сидя или стоя с 2-летнего возраста ребенка; до 2 лет измерение проводится в положении лежа при расположении локтевой ямки на уров­не сердца;
  6. Если повторные величины АД отличаются от предыду­щих значений более, чем на 5 мм рт. ст., следует провести до­полнительные измерения;
  7. АД измеряют на обеих руках и учи­тывают наибольшее; в дальнейшем определение проводят на руке с большим давлением;
  8. При отсутствии подходящих манжет возможна эм­пирическая поправка (табл.6).
Таблица 6. Поправки к показателям САД, полученным при измерении с помощью стандартной манжетки для детей 8-12 лет с разным уровнем физического развития (в мм рт.ст)

Возраст,

лет

Оценка физического развития

нормальное

Дефицит

массы тела

Избыток

массы тела

8

+10

+15

+5

9

+10

+15

+5

10

+10

+15

0

11

+5

+10

0

12

0

+5

0

Примечание: величины ДАД следует рассматривать без поправок, так как различия в их значении при измерении стандартной и возрастной манжетками несущественны

Отмеряют артериальное давле­ние (систолическое и диастолическое) с помощью тонов (фазы звуков) Короткова:

  1. Внезапно возникающие, ясные, «щелкающие» тоны с нараста­ющей ясностью;
  2. Тоны становятся мягкими, превращающимися в шумы;
  3. Звуки вновь становятся звонкими параллельно с усилением звучности;
  4. Тоны теряют звучность;
  5. Полное исчезновение звуковых явлений,

При появлении первых звуков (1-я фаза) отмечают уровень сис­толического артериального давления (САД), резкое ослабление или исчезновение звуков (4-я и 5-я фазы) — диастолическое арте­риальное давление (ДАД).

Разработку нормативных таблиц для оценки физического развития проводили с использованием центильного метода. Для получения объективных результатов провели комплектование однородной стати­стической совокупности: наполняемость каждой возрастно-половой группы составляла более 100 человек и включала практически здоровых детей (I, II, III группы здоровья), посещающих сельские образовательные учреждения.

Центильный метод объективно и реально характеризует распреде­ления индивидуальных показателей в сжатом виде. Все варианты оцениваемого признака распределили от минимального до максимального значения и методом математического преобразования весь ряд разделили на 100 частей. В ко­лонках центильных таблиц показаны границы изучаемого признака для определенной процентной (или центильной) доли всех детей конкретной возрас­тно-половой группы.В используемой шкале выделили границы 3(5), 10, 25, 50, 75, 90, 95(97) центилей. В зависимости от номера центиль­ного интервала (ЦИ), отражающего расположение индивидуального признака обследуемого в ряду, провели оценку в соответствии со следующей схемой:

1 ЦИ — до 3(5) центилей, зона области «очень низких» величин, встречается редко у здоровых детей (не чаще 3 или 5%). Ребенку требуется обследование или консультирование, он относятся к «группе диагностики».

2 ЦИ — от 3(5) до 10 центиля, зона области «низких» величин. Ребенок нуждается в консультировании, если имеются отклонения в состоянии здоровья или развития, он относится к «группе внимания».

3 ЦИ — от 10 до 25 центиля, показатели расцениваются как «пониженные, ниже среднего», определяется у 15 % детей.

4 ЦИ — от 25 до 50центиля, зона области показателей сред­них величин, определяется у 25 % детей.

50 центиль — представляет медиану шкалы.

5 ЦИ — от 50 до 75 центиля, зона области показателей сред­них величин, определяется у 25 % детей.

6 ЦИ — от 75 до 90 центиля, зона области повышенных показателей и выше средних, определяется у 15 % детей.

7 ЦИ — от 90 до 97 (95) центиля, зона области повышенных ве­личин, определяется у 5(7)% детей. Для ребенка показано консультирование, если имеются отклонения в состоянии здоровья или развития, он относится к «группе внимания».

8 ЦИ — от 97 (95) центиля, зона области высоких величин, определяется у 3(5)% детей. Ребенку требуется обследование или консультирование, он относится к «группе диагностики».

Величины признака в 4-м и 5-м ЦИ оцениваются как «средние, или типичные, относительно сверстников по возрасту и полу».

5-й и 95-е центили предназначены для оценивания показателей САД, ДАД, ЧСС и BMI.

К типичным вариантам нормы ДТ относят величины в пределах 2-7 ЦИ, соматометрических признаков 3-6 ЦИ. Оценка ЖЕЛ и мышечной силы рук 7-м или 8-м ЦИ свидетельствуют о высоких функциональных возможностях мышечной и респираторной систем, а в 1-м и 2-м — о низких. За возрастной норматив ЧСС принимаются оценки в диапазоне 3-6 ЦИ; значения ЧСС, соответствующие 2 и 7 ЦИ считаются пограничными. Брадикардия диагностируется при соответствии ЧСС 1 ЦИ, тахикардия — 8 ЦИ [24,25].

По полученным результатам измерений разработали центильные шкалы для оценки физического развития, включающие 17 показателей (ДТ, МТ, BMI, ОГК, ЖЕЛ, ДПК, ДЛК, САД, ДАД, ЧСС, проб Штанге, Генчи и Мартине-Кушелевского).

В шкалах показаны максимальные и минимальные значе­ния каждого признака. Диапазон колебаний признака разделен на 8 центильных интервалов. Использование в практике таких таблиц просто и удобно. Каждый признак находится в конкретном интервале центильной шкалы соответствующей возрастно-половой таблице [7,9,11,18,26,32].

Группы физического развития определяли на основе сочетанной оценки основных антропометрических признаков — ДТ и МТ [24,25]. На основании центильных интервалов ДТ идентифицировали оценку физического развития — от очень низкого до очень высокого. Далее в зависимости от соотношения длины и массы тела через BMI определили группы физического развития по следующей схеме:

  • Нормальное физическое развитие (НФР) — положение параметров ДТ в зоне 2-7 ЦИ и BMI в зоне 3-6 ЦИ;
  • Отклонения в физическом развитии:
  1. Избыточная масса тела (ИМТ) — расположение показателей ДТ в зоне 2-7 ЦИ и BMI в зоне 7-8 ЦИ;
  2. Низкая масса тела (НМТ) — расположение показателей ДТ в зоне 2-7 ЦИ и BMI в зоне 1-2 ЦИ;
  3. Высокая длина тела (ВДТ) — расположение показателей ДТ в зоне 8 ЦИ при любых значениях BMI;
  4. Низкая длина тела (НДТ) — расположение показателей ДТ в зоне 1 ЦИ при любых значениях BMI [24,26].

Измерение функциональных резервов

С целью оценки уровня функциональных резервов (УФР) организма провели измерение отдельных параметров системы кровообращения и дыхания. Это связано с той ролью, которую выполняют сердечно-сосудистая и дыхательная системы в осуществлении ответной реакций целостного организма на воздействия из окружающей среды. Многие авторы рассматривают кардио-респираторную систему как универсальный индикатор функциональных резервов организма [1,4,5,16,17].

Проба Мартине-Кушелевского включала измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления до и после дозированной физической нагрузки. Проба Штангезадержку дыхания после максимального вдоха. Проба Генчи - задержку дыхания после обычного выдоха. Пробы проводились согласно методическим рекомендациям функционального тестирования [41,43]. Данные проб фиксировали в унифицированной карте изучения физического развития сельских школьников (табл.2.3). Перед проведением проб оценили гемодинамические показатели покоя. За возрастной норматив ЧСС, САД, ДАД принимали оценки показателей в диапазоне 3-6 ЦИ. Дети с оценками в 1, 7, 8 ЦИ проходили повторные измерения после 30- минутного отдыха. При получении устойчивых (повторных) показателей ЧСС, САД и ДАД в 1, 7, 8 ЦИ дети были допущены к проведению функциональных проб только после консультации и разрешения врача [23,43].

Результаты проанализировали и сравнили с нормативами показателей уровня функциональных резервов городских школьников [23].

Для оценки степени развития дыхательно-мышечного аппарата проводили измерение экскурсии грудной клетки, составляющей разницу между показателями ОГК при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Полученные результаты сравнили с данными аналогичных измерений в 1967/68 гг. [4,41].

Все использованные в работе данные получены при непосредственном участии автора, как на этапе постановки цели и задач, разработки оценочных таблиц и методических рекомендаций, подходов и их выполнения, организации исследования, так и сбора первичных данных, проведении исследования, статистической обработки, анализа и обобщения результатов для написания и оформления рукописи.

Методы статистической обработки данных

Формирование и обработку баз данных проведенных исследований осуществили в программе ЕХCEL-2003, СУБД FoxPro 2.6. Статистическую обработку и анализ данных провели с использованием прикладных программ Biostatistics v.4.03, Statistica v.6.0 [35].

Для характеристики изучаемых показателей вычисляли среднюю арифметическую величину выборочной совокупности (М). Показателями варьирования полученных результатов служили среднее квадратичное отклонение (σ), m — ошибка репрезентативности (генеральная средняя) и CV — коэффициент вариации. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, доверительный интервал р<0,05-0,001, критерий Т (Манна-Уитни), используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно; критерий χ2 для оценки достоверности различий качественных признаков, корреляционно-регрессивный анализ) [9,13,16,21]. Непараметрический центильный метод использовали при создании оценочных таблиц физического развития сельских школьников, сравнительной характеристики морфофункциональных показателей изучаемых коллективов [18,24,32].

Выводы

  1. За период 1946-2012 гг. у сельских школьников Нижегородской области произошли существенные количественные и качественные изменения тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки) с увеличением всех средних значений показателей и ускорением темпов физического развития на 2-3 года. С 1968 г. произошло снижение показателей функциональных тестов по результатам кистевой динамометрии, пробы Штанге, жизненного и силового индексов;
  2. У сельских школьников за период с 1968 г. произошло ускорение развития вторичных признаков полового созревания — у девочек на 1 год, у мальчиков — на 2-3 года. Между городскими и сельскими подростками выявлены различные сроки проявления вторичных половых признаков с общей тенденцией отставания по уровню биологического развития учащихся сельских школ;
  3. По уровню и структуре морфофункционального развития сельские школьники отличаются от городских разнонаправленностью возрастно-половых показателей. Детей и подростков, проживающих в современных условиях сельской местности, характеризует преобладание мышечной силы кистей рук (7-11 лет на 1,4-3,2 кг, р<0,001), урежение частоты сердечных сокращений (9-17 лет на 3,0-13,3 уд. в мин, р<0,05), более низкие значения систолического артериального давления (на 3,3-8,4 мм.рт.ст, р<0,05). При этом между ними выявлено мало достоверных различий по показателям тотальных параметров тела — длине и массе тела;
  4. Исследование распределения соматотипов показало преобладание среди учащихся городских школ мальчиков и девочек торакального телосложения (на 11,6% и 2,7% соответственно пола), а среди сельских школьников — детей мышечного типа телосложения (на 9,1% и 7,2% соответственно пола). Для детей астеноидного соматотипа характерно отставание биологического возраста (43,6%), а для школьников мышечного и дигестивного телосложения, напротив, ускоренное развитие (21,7% и 20,6%);
  5. Функциональные резервы, оцененные по результатам проб Штанге, Генчи и Мартине-Кушелевского, у 36,6% сельских школьников определены как отличные и хорошие, у 38,2% — удовлетворительные, а у 25,2% учащихся — неудовлетворительные. В сравнении с городскими школьниками, сельские дети и подростки, особенно мальчики, показали лучшие результаты восстановления частоты сердечных сокращений и артериального давления после выполнения пробы Мартине-Кушелевского;
  6. На основании установленных у сельских школьников существенных различий с городскими детьми и подростками в показателях морфофункционального состояния и, учитывая несоответствие их закону нормального распределения, разработали и внедрили в педагогическую и медицинскую практику региональные оценочные таблицы физического развития для учащихся сельских школ в виде центильных шкал.

Читайте также

Список литературы

  1. Аболенская, А.В. Адаптационные возможности организма и состояния здоровья детей / А.В.Аболенская. – М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 1996. – 131 с.
  2. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.Н.Баевский, А.П.Берсенева. - Ставрополь: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
  3. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология / Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов. – 3-е изд. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. – 576 с.
  4. Балыкин М.В., Зайнеева Р.Ш., Каманина Т.В., Платонов А.С. Влияние гипоксической тренировки на кислородтранспортную функцию крови у лиц первого и второго зрелого возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2013. № 29. С. 18-28.
  5. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 197 с.
  6. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  7. Богомолова, Е.С. Методологические основы разработки и использования стандартов физического развития / Е.С.Богомолова [и др.] // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине / под ред. Чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.71–72.
  8. Богомолова, Е.С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Т.В.Бадаева [и др.] // Медицинский альманах. – 2012. – №3 (22). – С.193–198.
  9. Боярский, А.П. Физическое развитие детей и подростков и методы его изучения. Учебно-методическое пособие / А.П.Боярский. – Свердловск, изд. Медицинского института, 1963. – 73 с.
  10. Вайнер, Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – №3. – С.39–46.
  11. Возрастно-половые нормативы некоторых показателей функции внешнего дыхания у детей 6-15 лет: методическое письмо / сост. В.Н.Рязанов, Д.А.Долженко. – Горький: Изд-во ГНИПИ МЗ РСФСР,1969. – 50 с.
  12. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям / под ред. проф. В.Р.Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
  13. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С.Гланц. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
  14. Дарская, С.С. Техника определения типов конституции у детей и подростков / С.С.Дарская. – В сб.: Оценка типов конституции у детей и подростков. – Μ., 1975. – Ρ. 45–54.
  15. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». - URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  16. Дорожнова, К.П. Практические рекомендации к оценке состояния здоровья и физического развития. / К.П.Дорожнова – Горький: Горьковское книжное издательство, 1962. – 76 с.
  17. Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00 / Калюжный Евгений Александрович. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  18. Колядо, В.Б. Непараметрические критерии. Комплексные оценки здоровья населения / В.Б.Колядо, С.В.Плугин, И.М.Дмитриенко. – Барнаул: Триера, 1998. – 36 с.
  19. Кузмичев, Ю.Г. Возрастно-половые нормативы и внутригрупповые особенности морфофункционального развития школьников / Ю.Г.Кузмичев, Н.А.Матвеева, Е.П.Усанова // Советское здравоохранение. – 1987. – № 12. – С.23–26.
  20. Кучма, В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической системе «Здоровье – среда обитания» / В.Р.Кучма. – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  21. Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие / Г.Ф.Лакин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1990. – 352 с.
  22. Максимова, Т.М. К методике построений единых таблиц для оценки физического развития детского населения / Т.М.Максимова, В.Н.Янина // Здравоохранение Российской Федерации. - 1984.- № 11. – С.12– 15.
  23. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2009. – 88 с.
  24. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  25. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, 2011 – 80 с.
  26. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL: http://www.health-control.ru. Дата обращения: 18.11.2012.
  27. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1.06.2000 г. № 426.
  28. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья насе-ления, физического развития детей, подростков и моло­дежи». – М., 2001.
  29. Приказ Минздравсоцразвития № 597н от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  30. Приказ МЗ РФ № 114 от 21.03.2003 «  Об утверждении отраслевой программы Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы».
  31. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru / Дата обращения: 04.11.2012.
  32. Применение центильного метода для оценки состояния здоровья школьников: учебно-методическое пособие / Н.А.Матвеева, Ю.Г. Кузмичев, В.В.Сафронов [и др.]. – Горький: Б.и., 1983. – 50 с.
  33. Программный комплекс «Автоматизированная система скринирующих обследований – АКДО». – ООО «Интеллектуальные программные системы», Санкт-Петербург, 2010. – 107 с.
  34. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: методические рекомендации / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева [и др.]. – М.: Минздравсоцразвития России, 2006. – 47 с.
  35. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica / О.Ю.Реброва. – М.: Медиа Сфера, 2006. – 312 с.
  36. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 608 с.
  37. Спитковская, З.А. Состояние здоровья г.Дзержинска за 1946 год. Отчет НИИ педиатрии г.Горький, 1946. – 21 с.
  38. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  39. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  40. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  41. Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у сельских школьников: методические указания. – Горький: издательство «Правда», 1971. – 46 с.
  42. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  43. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
  44. Штефко, В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных ти­пов / В.Г.Штефко, А.Д.Островский. – М.;Л.:Гос. медиц. изд-во, 1929. –79 с.

Цитировать

Михайлова, С.В. Методическое и нормативно-правовое обоснование мониторинга физического развития сельских школьников / С.В. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2471 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться