Модель управления качеством образовательных услуг в образовательной организации

№129-1,

Педагогические науки

Статья посвящена вопросам управления качеством образовательных услуг в образовательной организации, рассмотрена процессная модель управления качеством образовательных услуг в образовательной организации и ее компоненты.

Похожие материалы

Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день, процессы, которые проходят в системе общеобразовательной школы, направленные на интеграцию системы образования Республики Казахстан, актуализирует проблему построения эффективной модели управления качеством управления образовательных услуг.

Следует отметить тенденцию, которая активно проявляется в системе образования — появление новых требований, предъявляемых к школам, что находит свое отражение в обновлении содержания системы образования Республики Казахстан, в котором качество образовательных услуг ставится на первое место.

Для того, чтобы определить содержание работы по управлению качеством образовательных услуг в образовательной организации, разрабатывается определенная модель.

Модель — это схема какого-либо физического объекта или явления. Модель — упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования [5, c.3].

Г.А. Бордовский выделяет следующие виды моделей [2, c.78]:

  • структурно-функциональную;
  • организационную;
  • образовательную;
  • процессную;
  • компетентностную и другие.

Среди видов моделей рассмотрим процессную модель, так как она наиболее полно отражает управление как процесс.

Целевой блок модели включает повышение качества образовательных услуг в дошкольной организации. Именно целевой компонент модели, пронизывая все другие ее компоненты, структурирует модель, делая целенаправленным системообразующий вид деятельности. Содержательный блок представляет собой реализацию управленческих действий, направленных на повышение качества образовательных услуг в общеобразовательной организации: этап проектирования, этап реализации и этап оценки [3, c.12].

Содержание деятельности руководителя по повышению качества образовательных услуг в общеобразовательной организации реализуется через методы, формы и средства работы.

Методы работы разрабатываются для всех субъектов — педагогов и родителей. Для оценки эффективности управленческого процесса по повышению качества образовательных услуг в образовательной организации необходимо определить показатели, на основании которых будет отлеживаться достижение заявленной цели.

И наконец, полученный результат — замыкающий элемент процессной модели управления качеством образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Результат — это реализации заявленных целевых ориентаций [3, c.13].

Далее представим модель управления качеством образовательных услуг в образовательной организации [4, c.206]:

Целевой компонент

Цель: повышение качества образовательных услуг в образовательной организации.

Содержательный компонент:

  • этап проектирования: планирование, мониторинг и анализ текущего состояния системы;
  • этап реализации управленческих действий;
  • этап оценки.

Методы, формы и средства работы:

  • мониторинг исходного уровня качества образовательных услуг в образовательной организации. Методы: наблюдение, анкетирование, анализ;
  • методическая работа (традиционные, активные формы и методы) Организация взаимодействия с родителями (круглый стол, семейный клуб, интерактивные игры, ИКТ);
  • оценка эффективности управленческой деятельности по повышению качества образовательных услуг (мониторинг);
  • критерии оценки (показатели эффективности): открытость и доступность информации об образовательной организации, компетентность работников образовательной организации, удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.

Результат: высокий уровень качества образовательных услуг в образовательной организации.

Мониторинг уровня качества образовательных услуг включает [4, c.207]:

  • определение критериев и направлений мониторинга;
  • проведение мониторинга качества образовательных услуг.

Как отмечает А.М. Моисеев, для оценки каждого показателя можно использовать балльную оценку. Методическая работа направлена на повышение уровня компетентности педагогов и включает [5, c.4]:

  • разработку документации по мотивации труда;
  • улучшение условий труда педагогов;
  • различные формы методической работы (традиционные, активные).

Следует отметить, что для реализации совместной деятельности педагога, родителей и учащихся необходимы особые формы работы. В научной литературе ведется поиск так называемых активных, или нетрадиционных, форм взаимодействия образовательной организации и семьи.

Совместная деятельность может быть организована посредством таких активных форм взаимодействия, как семейный клуб, дискуссия, интерактивные игры, проектная деятельность, интерактивное взаимодействие посредством ИКТ.

Семейный клуб — это такая форма совместной деятельности педагога и родителей, при которой отношения строятся на принципах активности, добровольности и личной заинтересованности. В отличие от родительских собраний в семейных клубах взаимодействие не предполагает назидательно-поучительную форму общения [5, c.5].

Тематика встреч и обсуждаемые вопросы определяются родителями. Дискуссия является одной из форм общения педагогов и родителей, в основе которой — свободное выражение своего мнения, поиск общего решения, учет мнения каждого, поиск компромисса.

Дискуссия может проводиться в форме круглого стола (обмен мнениями по определенным вопросам воспитания и прочее), симпозиума (обсуждение по определенной теме, выступления участников, обмен мнениями), дебатов (обсуждение противоположных точек зрения, спорных моментов).

Интерактивная игра предполагает игровое взаимодействие участников по определенной теме. Игры могут быть ролевыми, деловыми, на которых родители могут на время «стать детьми» или педагогами, чтобы увидеть изнутри особенности личности другого человека. В процессе игр родители осваивают определенные знания и умения по проблеме воспитания детей старшего дошкольного возраста [5, c.6].

Таким образом, модель управления качеством образовательных услуг в образовательной организации включает целевой, содержательный компоненты, формы и методы, показатели эффективности и результат.

Список литературы

  1. Богословский, В.И., Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы [Текст] / В.И., Конасова, Н.Ю. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2019. — № 152 — С. 180-185.
  2. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст]: монография / Г.А. Бордовский. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. — 169 с.
  3. Горева, О.М. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения [Текст] / О.М. Горева, Л.Б. Осипова // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 1. — С.12-20.
  4. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций [Текст] / Т.И. Корчинская // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. — Новосибирск: «Априори», 2019. — 228 с. — С. 206 -211.
  5. Моисеев, А.М. Школа как объект управления: новые черты в понимании [Текст] / А.М. Моисеев // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 3. — С. 3-10.