Структура работы с клиентом, консультации клиентов в состоянии горя и способ удержания психотерапевтически проблемной области согласно рилив-терапии

NovaInfo 25, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В настоящей статье предъявлена профессиональному сообществу рилив-терапия в качестве нового направления и подхода в психотерапевтической методологии, методике и практике; представлена структура работы с клиентом в рилив-терапии; по рилив-терапии системно обосновано психологическое консультирование клиента в состоянии горевания и в состоянии психической травмы; приведено комплексное описание некоторых основополагающих психотехнологий и психотехник рилив-терапии (метод «удержание проблемной области» и методика «достижение инсайта по проблемной области», состоящие из целого ряда методических приёмов).

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, РИЛИВ-ТЕРАПИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХОТЕХНИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА, МЕТОД РИЛИВ-ТЕРАПИИ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, КЛИЕНТ, ГЛУБИННАЯ ТЕРАПИЯ, ПСИХОАНАЛИЗ, ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ЭМОЦИЯ, СИМПТОМ, СОБЫТИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ФАКТ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Текст научной работы

Понятие, актуальность и направленность рилив-терапии

Мы полагаем, что максимальная цель психологического консультирования – помочь человеку быть синтонным (самоидентичным, полностью соответствующим самому себе как личности), помочь человеку обрести душевный покой и гармонию с самим собой, с окружающими его людьми и с окружающим миром, то есть, фактически, – обрести счастье. [1,4,11,15]

Разум человека можно представить в виде гигантского мегаполиса, и в идеальной физиопсихической норме он работает отлажено и чётко, как механизм швейцарских часов. Тем не менее, социальные проблемы, душевная боль, разнообразные страхи и тревоги – существенно мешают карьерному росту, создают трудности в общении с людьми, провоцируют сложности в семье и, даже, проблемы со здоровьем. [4,11,15,16]

Раскроем понятие «relive» («рилив»). Слово «relive» является английским глаголом и буквально означает «вновь переживать», «возрождаться». «снова вернуться к жизни», «оживить в памяти». [15,16,17,18,19,20,21,23]

Основа психологического консультирования – это базовые методы и приёмы психологической работы с клиентами и основополагающие психотерапевтические технологии, на которых строится вся профессиональная практическая деятельность психолога-консультанта. В современном быстро меняющемся окружающем мире и социуме нужны актуальные современным реалиям и действенные психотерапевтические средства, такие как «рилив-терапия». [5,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Глубинные чувства и мотивы, смысл жизни, страх смерти, неудовлетворённость жизнью, семейными отношениями, родительско-детскими отношениями, браком, мучающая ревность, предательство, чувство вины и/или стыда, неразделённая любовь, потеря родных, утрата близких ... Все эти и многие другие проблемы людей психотерапевтически решает рилив-терапия. [1,3,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Таким образом, для рассматриваемого направления психологического консультирования нами выбрано наименование «рилив-терапия». Это название в точности отражает процесс применяемой нами терапии. Для получения психотерапевтического эффекта нам достаточно психотерапевтически эффективно оживить в памяти клиента все значимые события из его жизни, так или иначе связанные с психологической проблемой клиента, чтобы эта проблема была решена и перестала быть проблемой. Мы понимаем рилив-терапию в качестве нового психотерапевтического метода, являющегося актуальным в силу своей универсальной эффективности в современных социальных условиях. [11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Рилив-терапия разработана в качестве краткосрочной глубинной терапии для клиента, пришедшего к консультанту без формального запроса. Она должна была помочь человеку выговориться, освободиться от стресса, снять избыточное внимание с беспокоящих проблем. В процессе апробации, рилив-терапия показала свою универсальность при работе с самым широким спектром проблем, а благодаря тому, что она работает с максимально расплывчатым запросом, оказалась чрезвычайно клиент-ориентированной. Психолог сам не выбирает направление работы (вопросы для переработки) с психологической проблемой клиента (не действует директивным образом), он движется, во первых, за симптомом (за психологическими проявлениями проблемы) и, во-вторых, за клиентом (за запросом клиента). [11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Методические приёмы рилив-терапии можно включать в терапевтическую беседу, регулируя глубину погружения клиента в терапию. При работе с детьми такое погружение может быть минимальным, и беседа становится, в большей степени, не терапевтической, а развивающей. [15,16,17,18,19,20,21,23]

Рилив-терапия как психотерапевтический подход

Особенности подхода рилив-терапии состоят в том, что мы, прежде всего, рассматриваем не поведение, когниции, эмоции и/или переживания клиента, а сами события жизни человека как таковые, как раз и ставшие источником соответствующих состояний и/или переживаний. Изменяя отношение человека к произошедшим в его жизни событиям, мы, согласно аналитическим позициям классической психотерапии, безусловно изменяем его картину мира и его актуальное состояние. [15,16,17,18,19,20,21,23]

В рамках метода рилив-терапии психотерапевт предстаёт не экспертом или консультантом всей жизни и деятельности клиента, а лишь направляет его произвольное внимание на определённые события и/или области его жизнедеятельности и удерживает это целенаправленное внимание, не позволяя в психотерапевтической сессии переходить на другие темы. Цель терапии – собрать максимальное количество фактической информации о значимой проблеме в жизни клиента. Нас интересует, прежде всего, память человека о произошедшем значимом событии: его восприятия, мысли, эмоции, двигательная активность, побуждения в тот момент времени, зафиксированные в его памяти. [15,16,17,18,19,20,21,23]

В таком понимании вопроса, психотерапевт следует не за желаниями клиента, а за симптоматикой клиента, и в ходе психотерапевтического общения с клиентом производит усиление выявленного симптома (то, что ещё З. Фрейд называл психологической интервенцией). Через усиление симптома мы обнаруживаем события, вызвавшие его возникновение. Психотерапевт направляет осознанное внимание клиента на симптом и на однородные события, в которых данный симптом присутствует (присутствовал). Симптом формируется после возникновения определённого количества однородных событий и в силу их жизнедеятельностного опредмечивания. Логично предположить, что по завершении психотерапевтического рассмотрения и проработки некоторого количества этих событий (особенно – наиболее ранних во всём жизненном пути человека событий), данный симптом будет устранён. Эта гипотеза полностью подтверждается в нашей психоконсультационной практике. Такое ведение психоконсультативной сессии вполне можно назвать активным и направляющим слушанием. [15,16,17,18,19,20,21,23]

Все психотехнические приёмы рилив-терапии направлены на совместный с клиентом поиск и доведение до высокой степени осознания клиентом всех его мыслей, ассоциаций, эмоций, переживаний, телесных ощущений, двигательных реакций, – всего того, что запечатлено в субъективном опыте человека в связи с конкретным событием его жизни. Психотерапевт для клиента фактически является проводником по прошлому клиента. Клиент, под руководством гида-психотерапевта, определённым образом группирует события своей жизни, самостоятельно переоценивает их, принимает свои собственные новые решения относительно своих жизненных фактов. Это, на современном этапе, в точности соответствует идее З. Фрейда о том, что для решения проблемы достаточно довести внутриличностный конфликт до его осознания человеком. [15,16,17,18,19,20,21,23]

Согласно представлениям психоанализа и транзактного анализа о том, что все проблемы человека, его жизненный сценарий, формируются в раннем детстве, можно сделать следующие утверждения. Во-первых, все события, происходящие во взрослой жизни человека, имеют чёткую обусловленность более ранними событиями, событиями детства. Во-вторых, проблема или травма возникают не в момент, когда они осознаются человеком, мешают его жизни, адаптации, функционированию, а гораздо раньше. Для формирования нежелательного симптома, например, нарушения в поведении, должно произойти определённое количество травмирующих ситуаций, которые и толкают человека на принятие определенных решений, фиксируют симптом. [1,9,11,12,15,16,17,18,19,20,21,23,25]

Суммировав все приведённые выше соображения и проверив их на практике, мы получаем, в процессе многолетнего практического новаторства, использования и совершенствования, универсальную психотерапевтическую технику – рилив-терапию, которая способна решать широкий круг проблем людей. [15,16,17,18,19,20,21,23]

В зависимости от этапа психотерапевтической работы с клиентом и от типа проблемы клиента, рилив-терапия будет иметь некоторые дополнения и модификации, но суть психотерапии в данном подходе остаётся неизменной. В начале психотерапевтического процесса сессии имеют невысокую структурированность. Основными психотерапевтическими задачами являются: уточнение запроса, сбор субъективной информации о запросе (восприятия клиента), улучшение эмоционального состояния клиента и подготовка к этапу целенаправленной работы с запросом. По мере того как клиент выговорится под влиянием психотерапевта (направляющее слушание), мы получим определённый набор проблемных сфер его жизни, нуждающихся в более интенсивной проработке. Вопросы и воздействия психотерапевта постепенно становятся всё более узкими по смыслу, а ведение сессии становится всё более содержательно чётким и последовательным. Каждая значимая для клиента тема психотерапевтически доводится консультантом в сессии до психологического перерешения её клиентом. [9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23,24]

Структура работы с клиентом в рилив-терапии

Внутренний локус контроля клиента позволяет оценить продолжительность терапии, чётко выстраивать программу терапии. Психологические срывы, обиды, конфликты, которые будут неизбежно возникать в жизни клиента параллельно с терапией, можно будет быстро урегулировать в психотерапевтической сессии и продолжать программу работы с клиентом. Такой клиент не нарушает границы контакта, заинтересован в своем состоянии, активно участвует в терапевтическом процессе. [1,3,5,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Клиенты с жёстким внешним локусом контроля и клиенты, имеющие личностные расстройства, менее заинтересованы в своем гармоничном состоянии, слабо погружаются в терапию. Они часто находятся в одном из двух состояний – в состоянии спокойной текущей жизни, созерцают её, либо находятся в состоянии войны с окружающим миром, в состоянии поиска врагов. Эти состояния могут переключаться с любой скоростью – один раз в месяц, раз в неделю, раз в день (это зависит от лабильности данного цикла у конкретной личности). Наряду с этим, в зависимости от того, как чувствует себя клиент, текущая встреча будет либо продуктивной, либо непродуктивной, в силу чего предсказать реальные сроки терапии не представляется возможным. Обычно с такими клиентами продолжительность терапии увеличивается в 2-4 раза. В этом случае трудно держать границы, клиент постоянно пытается их нарушить, включить психолога в отношения, не относящиеся к терапии, обвинить терапевта во всех своих неудачах. В силу вышесказанного, всё, что, описывается в данной статье, в первую очередь относится к клиентам с внутренним и нейтральным локусом контроля. [2,4,11,13,15,16,17,18,19,20,21,23]

Уровень мотивированности и осознания проблемы клиентом хорошо диагностируется и корректируется при помощи матрицы игнорирования транзактного анализа. Данная техника прекрасно описана в транзактном анализе и не нуждается в детальном рассмотрении в рамках данной статьи. [1,4,9,11,24]

Запросы, заявляемые клиентами, можно разделить на четыре основные группы. 1. Запросы в отношении реально существующей проблемы. Например, психологическая травма, возникшая в результате экстремальных ситуаций, или частые конфликты в семье, которые являются результатом неудачной адаптации, а не играми по Эрику Берну. 2. Запросы, которые нуждаются в дальнейшем уточнении. Это могут быть игры в понимании транзактного анализа, мнимые проблемы, с которыми человек как бы может справляться, например, конфликты в семье при невозможности реализоваться в профессиональной деятельности, разнообразные переносы, психосоматические проблемы. 3. Личностный рост, достижение заявленных человеком целей жизни. 4. Экзистенциальные кризисы – самая сложная категория запросов. [1,2,5,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,23,24,25]

Вопрос о том, на какой стадии развития и переживания травмы или проблемы находится клиент, важен для выбора стиля ведения сессии и, соответственно, цели, которую мы ставим в терапии на данном этапе. [3,4,9,11,12,13,15,16,17,18,19,20,21,23,24,25]

Базовые методы, техники и приёмы рилив-терапии

В проанализированном выше контексте рассмотрим психотерапевтическую работу с горем по умершему близкому человеку, а также работу с последствиями перенесённого клиентом насилия, – то есть, психотерапию психической травмы средствами рилив-терапии.

Факт принятия человеком произошедшей травмы или экстремальной ситуации и их последствий крайне важен. Если человек не принял произошедшую потерю или утрату, то это говорит нам о том, что он находится на первой стадии горевания (шок и тотальное эмоциональное отрицание случившегося) или на второй стадии горевания (злость и ощущение несправедливости произошедшего). В данном случае любое соприкосновение с травмой влечёт так называемую вторичную травматизацию, и недопустимо. [3,6,7,8,11,12,15,16,17,18,19,20,21,23,24]

Если же человек принял потерю или утрату (третья стадия горевания – печаль и сожаление) и выказывает желание преодолеть последствия потери или утраты (четвёртая стадия горевания – восстановление), то мы можем эффективно использовать предлагаемую в рилив-терапии модель. [2,3,6,7,8,9,11,15,16,17,18,19,20,21,23,24]

Здесь можно обоснованно провести параллель между состоянием клиента и четырьмя стадиями горевания в случаях горя и утраты.

Начнём с описания того, какого рода клиента можно сопоставить с человеком в первой стадии горевания – стадии шока. В состоянии шока человек функционирует как бы автоматически, его жизнь похожа на обычную повседневную жизнь обычного человека, но он в ней как будто не участвует. В случае единичной травмы, потери это состояние длится от нескольких часов до нескольких недель, а при остром хроническом стрессе оно не ограничено по времени. Основной признак такого состояния – это нарушение коммуникации человека с окружающим миром и людьми. На этом этапе целью терапии будет восстановление сферы общения человека. Браться сразу за заявленный запрос было бы огромной ошибкой. Для решения поставленной задачи можно использовать множество психологических средств. Если память о травматическом событии сколько-нибудь доступна, можно обсуждать общение человека с различными людьми, животными, предметами, о которых он может говорить без лишних усилий. Если же это реализовать невозможно, надо задействовать средства арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, коммуникативные тренинги, упражнения на контакт с окружающим миром (из гештальт-терипии). В особо сложных случаях клиента можно подключить к групповому консультированию в качестве пассивного члена терапевтической группы. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Стили ведения психотерапевтической сессии для этой стадии: 1) эмоциональная поддержка, 2) активное слушание, конгруэнтность, 3) разговор-воспоминание об окружающих людях, животных, предметах и других объектов, которые максимально не связаны с проблемным запросом, со стрессами, с травмами. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Вторая стадия горевания – злость и ощущение человеком несправедливости. В терапевтическом процессе эта стадия также просматривается достаточно чётко. Клиент жалуется, бунтует, высказывает претензии к людям, обиды. Он может вести себя вызывающе, предъявлять претензии терапевту. На данном этапе основная задача терапии – дать возможность клиенту отреагировать все свои эмоциональные реакции, высказать претензии и недовольства; происходит пассивная разрядка проблемы. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Стили ведения сессии для второй стадии: начинаем с неактивного слушания, основным инструментом которого является принятие, и постепенно переходим к активному слушанию (метод «Случайного попутчика»). При этом мы работаем не только с отдельной проблемной ситуацией клиента, а со всеми такими ситуациями в жизни. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Третья стадия горевания – печаль и сожаление. К началу этой стадии клиент принимает свою проблему и хочет её решить. В это же время он испытывает печаль и сожаление по поводу заявленной проблемы. На третьей стадии цель терапии – решить заявленную проблему. Основной стиль ведения сессии – направляющее слушание, которое начинается с метода «Случайный попутчик». В какой-то момент времени терапевт замечает, что человек продолжает рассказывать о своих переживаниях как-то механически. Если в начале работы он реагировал эмоционально ярко, вспыхивал, вспоминая о проблеме, то теперь он рассказывает только потому, что его об этом спрашивают. Этот момент в сессии важно не пропустить, так как метод «Случайный попутчик» на этот момент уже отработан, и дальнейшее его использование вызовет у клиента эмоциональное замешательство непонимание смысла терапии. К этому времени становится заметно, что в целом у клиента жизнь уже не нагромождение проблем, а беспокоят его только отдельные локальные области. В ходе терапии важно вести записи и отмечать такие области в психотерапевтическом протоколе. Используя метод удержания проблемной области, можно довести её до разрешения, то есть – до инсайта (что мы подробно рассмотрим ниже) и перевода её в ранг не проблемных. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Четвертая стадия горевания – восстановление. Жизнь клиента наладилась, и дальше мы уже работаем не с проблемой, терапия переходит в терапию личностного роста. Мы по согласованию с клиентом выбираем те области его жизни, которые он хотел бы «просмотреть» и/или улучшить. Можно предложить ему список тем и вопросов, с которыми целесообразно психологически работать в сессии. [2,3,6,7,8,9,11,14,15,16,17,18,19,20,21,23]

Особые психотерапевтические случаи. Важно держать под контролем взаимоотношения клиента и его окружения. Значимо вовремя отслеживать вовлечённость клиента в игры (по Эрику Бёрну). Если клиент в ходе этих игр испытывает серьёзное давление со стороны окружающих, является жертвой, и это сильно мешает его жизни и терапии, – необходимо попросить его изучить соответствующие разделы книги Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры» и провести с ним анализ текущих игр, найти способ вывести его из-под давления со стороны. В противном случае терапия будет малоэффективной, клиент будет часто как бы зависать на текущих событиях. Если же клиент сам является водящим, то есть – агрессором, то проводить анализ игр с ним нельзя, так как этим мы обучим его играть ещё лучше. Необходимо использовать, в дополнение к психотерапии основной игры клиента, метод «Случайный попутчик» и в работе делать акцент на том, кто и когда играл с ним в эту игру. Также в этих случаях неплох метод «Похвастайся, как это у тебя получается, научи меня». Клиент постепенно приходит к мысли о неэтичности своих действий и отказывается от такой игры. [1,11,15,16,17,18,19,20,21]

Несомненно, важна работа с проекциями, интерпретациями, необходима обратная связь. Это инструменты психоанализа, и в рамках рилив-терапии в классическом варианте используются крайне редко и только с клиентами, которые прошли большой объём терапии (не менее 150-250 часов). По имеющемуся опыту, клиенты очень хотят получить обратную связь, но на бессознательном уровне ответ психолога воспринимается как оценивание и разрушает раппорт (эмоциональный психотерапевтический контакт) в сессии, либо срабатывает как внушение. Из-за этого на первой же сессии необходимо разъяснить клиенту, что он не получит обратной связи, даже если будет об этом просить, также он не услышит интерпретации его проблемы или запроса. Интерпретации лучше проводить для выстраивания процесса терапии и проверять их, задавая клиенту соответствующие вопросы. Такая тактика работы позволяет избежать ошибок в интерпретациях и неверных оценок, воспринятых клиентом в качестве истины о проблеме. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Метод удержания проблемной области в рилив-терапии

Метод удержания проблемной области используется тогда, когда клиент выговорился, и у него больше нет эмоционального желания о чем-либо говорить. Он готов слушать и отвечать на задаваемые вопросы. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Чем меньше по объёму рассматриваемая тема, тем легче клиенту с ней работать. Это суждение дает нам два вывода. Во-первых, мы не должны позволять клиенту, как говорится, перепрыгивать с темы на тему, для того, чтобы его внимание не распылялось между большим количеством проблем. Мы удерживаем внимание клиента, задавая один и тот же по содержанию вопрос. Во-вторых, обсуждаемую тему необходимо разделить на части, оговорив с клиентом структуру вопроса и то, какой ответ мы от него ожидаем. В противном случае клиент будет дезориентирован и не уверен в своих действиях. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Как достичь поставленной психотерапевтической цели? Если у клиента хороший отклик на задаваемый вопрос, то мы работаем с полученной реакцией. При этом вопрос необходимо задавать без каких-либо изменений и дополнений, чтобы не изменять затрагиваемую тему. Например, два близких по смыслу вопроса «Вспомни родителей» и «Подумай о родителях» будут затрагивать разный психологический материал. Первый вопрос относится к прошлому, а второй – к настоящему. При этом вопросы «Подумай о родителях» и «Подумай о своих родителях» также не тождественны друг другу. В первом случае клиент волен выбирать любых родителей – своих собственных, своего супруга, своих знакомых, а во втором – только своих родителей. Замена одного вопроса на другой в процессе психотерапевтической сессии приведёт к тому, что человек вспомнит большое количество случаев, но после сужения темы не сможет их обработать в сессии и в итоге уйдет неудовлетворённым психотерапией, [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Если ответы приходят медленно, с трудом, с большой задержкой (такое бывает обычно в начале терапии, либо тогда, когда тема для работы выбрана неверно и мы столкнулись со слишком большим психологическим сопротивлением со стороны клиента), то вопрос необходимо постоянно модифицировать, используя разные его смыслы, чтобы психотерапевтически поднять тему, получить к ней больший доступ. При этом следует как бы истощать воспоминания человека по каждому модифицированному вопросу. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Прорабатываемую тему можно делить на полярности, как в гештальт-терапии. Этот приём даёт более быструю и более глубокую переработку темы. Например, вопрос «Вспомните родителей» можно разбить на две полярности: «Что Вам хотелось бы продолжать помнить о родителях?» и «Что Вы хотели бы забыть о родителях?», и использовать их попеременно. Важно разъяснить клиенту, что вопросы являются стимульными, поэтому не следует подвергать цензуре приходящие ответы. Какое событие пришло в памяти, то и будет ответом. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Психотерапевтическую тему можно также делить по активности субъекта. Работая с вопросом «Вспомните обиду», при разборе обид, например, в отношениях с родителями, лучше разделить тему таким способом. Сначала отработать вопрос «Какую обиду нанесли тебе родители?», довести вопрос до сглаживания реакций, а затем взять вопрос «Какую обиду ты нанес родителям?» и довести его до завершения. Вопросы следует отрабатывать именно в таком порядке, потому что пока человек обижен на кого-то, он не может быть критичен к своим действиям и не найдёт в себе, какие обиды нанес он сам. Если же мы отработаем первый вопрос, но забудем про второй вопрос, то мы, таким образом, повлияем на локус контроля нашего клиента – мы обратим его внимание на действия других, а собственные действия клиента останутся вне психотерапевтической сессии, и он не осознает их последствий для себя и окружающих. Постепенно локус контроля клиента может измениться с интернального на экстернальный (это чётко подтверждается на практике). Верно и обратное: если мы фокусируем внимание в основном на его собственных действиях, то локус контроля изменится с экстернального на интернальный. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Какого ответа мы ожидаем от клиента? Как и всегда в рилив-терапии, мы ожидаем услышать описание конкретного случая. Совершенно не существенно, происходил ли этот случай в реальности, является ли он важным или нет для клиента, происходил ли он с ним лично или с кем-то из его знакомых, или клиент прочитал об этом в книге, видел это по телевизору и т.д. Также можно попросить его придумать такой случай, сконструировать, предположить, как это могло бы быть в реальной жизни, если это было очень давно, и он не может по этой причине вспомнить подробности. Важно, чтобы был ответ. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Как долго необходимо удерживать тему, не меняя вопроса? Достаточно долго, проработка одного вопроса может занимать от 30-40 минут до двух-трёх часов, в зависимости от насыщенности прорабатываемой темы. Это всё также зависит от личностных качеств клиента, от вида, частоты и интенсивности травмирующей ситуации. Это видно в приведённом выше примере про обиды на родителей. Есть обидчивые люди, которые будут часами об этом говорить, кому-то надо высказать несколько действительно серьезных обид; кто-то быстро вспоминает и перерабатывает обиды, а кто-то глубоко погружается в каждый случай и детально разбирает его. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Что нужно считать завершением темы (проработки темы)? Есть некоторый комплекс важных условий, который необходимо получить в итоге. 1). Клиент переосмысливает тему, изменяет своё отношение к ней. В большинстве случаев это сопровождается инсайтом. 2). Клиент приходит в хорошее эмоциональное состояние, ровное и умиротворённое. Визуально это проявляется так: человек оживляется, возникает более активная мимика и пантомимика, улучшается цвет лица, голос становится более выразительным, насыщенным. 3). Клиент теряет интерес к данной теме. Он может продолжать говорить об этом или не продолжать, его внимание постепенно перетекает на другие темы. У него больше нет желания что-либо делать в связи с рассматриваемой темой, он не хочет никому об этом рассказывать или предпринимать что-либо ещё. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

В психотерапевтических случаях с обидами на родителей, по первому указанному выше вопросу человек приходит к мысли, например, что это его родители, что они ему дороги, а обиды на них для него настолько не важны по сути, что и говорить об этом не стоит. Он удивляется, почему это он раньше был так обижен на своих родителей. По второму указанному выше вопросу, клиент приходит к выводу, что он обижал родителей своими действиями, но теперь он понимает, что его переживания о прошлом ни к чему не приведут, и у него постепенно уходит чувство вины. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Методика достижения инсайта по проблемной области в рилив-терапии

Итак, подчеркнём ещё раз то, почему используется именно такой подход для работы с выбранной для психотерапии темой. Человек редко испытывает серьезные проблемы или расстройства, столкнувшись с трудностью один раз. Для этого надо, чтобы травмирующий стимул действовал либо на протяжении определенного времени, либо повторился достаточное количество раз. Возникает эффект последней капли, когда самое позднее, даже незначительное, травмирующее воздействие приводит к изменению картины мира человека. Под действием самой недавней травмы человек личностно принимает негативное суждение о себе, о мире, о другом человеке. Возникает негативный инсайт, новое знание, которое становится его руководством к действию в жизни. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Если ребёнок недополучает внимания от матери, то он приходит к заключению, что он никому не нужен и руководствуется данным решением в течение всей последующей жизни. Для того, чтобы такое решение было принято, необходимо, чтобы мать относилась к своему ребёнку амбивалентно, – не только плохо, но и хорошо. Он ожидает хорошего отношения, получает плохое, возникает фрустрация и принятие соответствующего решения. В противном случае, если отношение к ребенку было только плохое с самого рождения, то он не знает, что может быть иначе и воспринимает подобное отношение как нормальное, фрустрации нет, негативных последствий так же не будет. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Таким образом, в случае существования какой-либо проблемы, трудной жизненной ситуации, человек не только знает, как должно быть, но и имеет большой опыт позитивного пребывания в подобной ситуации, что и станет в дальнейшем для него ресурсом и базой для перерешения проблемы и его отрицательного отношения к проблеме. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Итак, мы в процессе психотерапии разворачиваем процесс переживания в обратном направлении относительно времени переживания негативных событий. Человек вспоминает некоторое количество негативных событий, которые связаны с конкретным стрессором в прошлом этого человека. Клиент находится в это время в комфортных условиях, под руководством психотерапевта работает со своим прошлым и, постепенно перерабатывая накопленные эмоции, получает облегчение, расставаясь с отрицательными эмоциями и убеждаясь в том, что стрессор был не таким сильным, как казалось в момент происходящего события. Благодаря всему этому, клиент находит решение для той стрессовой ситуации, которая явилась психотравмирующим воздействием в настоящем, возникает новый, позитивный инсайт и данная тема для него становится не травмирующей и не актуальной. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Полученный результат полностью оправдывает существенные затраты времени в сессии. Скорость терапии при таком подходе превышает в разы многие другие психологические направления за счет того, что прежде травмирующие области переходят в разряд ресурсных факторов в личности клиента. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Практическая значимость рилив-терапии

Итак, в рассмотренном эмпирическом и экспериментальном контексте практически важно детально анализировать теоретические и методологические основы психологического консультирования, подробно описывать его способы, тщательно прорабатывать технологию консультативного взаимодействия психолога и клиента, раскрывать психологические механизмы и приёмы коррекционного и развивающего воздействия на клиента, что успешно делается в рамках рилив-терапии. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Рилив-терапия как психотехнология предназначена для всех профессионально ориентированных людей, познающих психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности: студентов-психологов, выпускников психологических факультетов, – бакалавров, специалистов и магистров, для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по психологическому консультированию, а также для начинающих и, даже, опытных психологов-консультантов и психотерапевтов. [10,11,15,16,17,18,19,20,21,23]

Наряду с этим, практически значимо то, что рилив-терапия как техника психологического консультирования может быть продуктивно реализована средствами и методами арттерапии. При этом, при всей методической доступности рилив-терапии как психологической техники работы с клиентами, применение рилив-тарапии на практике показало её высокую положительную эффективность, в том числе в глубокой психотерапевтической работе с психологическими ресурсами клиента, что экспериментально доказано в процессе профессиональной деятельности психотерапевта Е.А. Полякова, – автора рилив-терапевтического подхода. [15,16,17,18,19,20,21,23]

Таким образом, рилив-терапия выступает в качестве нового современного психотерапевтического метода, имеющего исключительную практическую значимость во всех глубоко личностных и социально-психологических аспектах психического восстановления человека. Понимается и применяется термин «relive» («рилив») в качестве комплексного наименования таких психологических аспектов как реабилитация, реадаптация, ресоциализация внутриличностных психических элементов и психосоциальных личностных структур личности в процессе психологического консультирования. [15,16,17,18,19,20,21,23]

Читайте также

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн : [пер. с англ. А. Грузберга]. – М. : Эксмо, 2013. – 576 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984. - 200 с.
  3. Василюк Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке. Под. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. - 247 с.
  4. Гингер С., Гингер А. Практическое пособие для психотерапевтов. – М.: Академический проект, 2010. - 210 с.
  5. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер с англ. Т.А. Ребеко. - 3-е изд. – М.: Академический Проект; Культура, 2013. - 191 с.
  6. Донцов Д.А., Москвитина О.А. Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Выпуск 1. – СПб.: СПбГУ, 2010. С. 192-198.
  7. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психосоциальный подход как многогранное научно-практическое направление в экстремальной психологии и психологической помощи // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция. – Астрахань: Астраханский университет, 2011. С. 16-20.
  8. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психосоциальный подход к ПТСР и к психологической помощи при ПТСР // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. – Казань: Изд-во Отечество, 2011. С. 143-147.
  9. Донцов Д.А. Консультативная психология. Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 – «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. - 139 с.
  10. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В. Комплексное учебно-методическое пособие по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», специальность: 030300.62 – «Психология». – Воронеж: Научная книга, 2013. - 164 с.
  11. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Седых Р.К. Основы психологического консультирования. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2013. - 224 с.
  12. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2007. - 160 с.
  13. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2004. - 288 с.
  14. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. - 288 с.
  15. Поляков Е.А. Социальные особенности психологического консультирования на современном этапе // Психологическое сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации / Материалы научно-практической конференции. – Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2012. - 255 с. С. 250-255.
  16. Поляков Е.А. Метод «Случайный попутчик» в качестве одного из основных способов рилив-терапии как нового направления в психологическом консультировании // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия / Материалы IV международной научно-практической конференции 15-16 мая 2013 года. – Прага : Vedecko vyda-vatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. – 316 c. С. 296-308.
  17. Поляков Е.А. Подход рилив-терапии к психотерапии ПТСР // Прикладные науки и технологии в Соединённых Штатах и Европе: общие проблемы и научные результаты / Материалы 1-ой международной научной конференции (29 июня 2013). Cibunet Publishing. Нью-Йорк, США, 2013. - 234 с. С. 144-146.
  18. Поляков Е.А. Психотерапия ПТСР средствами рилив-терапии. // Современная психология: теория и практика: материалы IX международной научно-практической конференции, г. Москва, 29 июня 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва,: Изд-во «Спецкнига», 2013. – 168 с. С. 114-119.
  19. Поляков Е.А. Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направление в психологическом консультировании // Российский научный журнал, № 3 (34) ' 2013. - 334 с. С. 198-208.
  20. Поляков Е.А. Психотерапия ПТСР методом рилив-терапии // Российский научный журнал, № 4 (35) ' 2013. - 336 с. С. 143-142.
  21. Поляков Е.А. Структура работы с клиентом в рилив-терапии // Научная дискуссия в современном пире. № 8 (16): сборник статей по материалам XVI международной заочной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. - 148 с. С. 135-142.
  22. Поляков Е.А. Метод удержания проблемной области в рилив-терапии // Теория и практика актуальных исследований: Материалы V научно-практической конференции. 17 сентября 2013 г.: Сборник научных трудов. – Краснодар, 2013. - 232 с. С. 110-116.
  23. Рилив-терапия в качестве нового психотерапевтического подхода // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - 166 с. С. 68-74.
  24. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
  25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2007. 384 с.

Цитировать

Поляков, Е.А. Структура работы с клиентом, консультации клиентов в состоянии горя и способ удержания психотерапевтически проблемной области согласно рилив-терапии / Е.А. Поляков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2480 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться