Успешный опыт внедрения дуальной системы обучения в России и за рубежом

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена актуальной в современных условиях и новой для отечественного профессионального образования теме дуального обучения в колледже. Представлены суть и отличительные особенности данной модели обучения. Изложены результаты, полученные в ходе реализации партнерского проекта «Будущее белой металлургии».

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ПАРТНЕРСКИЙ ПРОЕКТ

Текст научной работы

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. При этом на освоение обучающимися практических навыков по выбранной специальности отводится 60-70% общего объема учебного времени. Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная модель обучения, которая широко распространена в Германии, предполагает прямое участие компаний в профессиональном образовании студентов [2]. Предприятие предоставляет условия и техническую базу для практического обучения и несёт все связанные с ним расходы. Компаниям выгодно инвестировать в образование, так как в итоге они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. К тому же, существенно снижаются финансовые расходы, предусмотренные на поиск и подбор специалистов, их переучивание и адаптацию. Студенты, закончившие обучение по дуальной модели, успешно трудоустраиваются по выбранной специальности, быстрее адаптируются к реальным производственным условиям и не испытывают психологического стресса.

Анализ педагогических исследований позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика дуальной подготовки кадров в Германии, Австрии и Швейцарии. Причем в большинстве развитых стран (США, Великобритания, Финляндия, Корея и др.) в системах обучения присутствуют элементы дуальной модели.

Основой концепции развития трудовых ресурсов в Свердловской области стал инвестиционный проект Первоуральского новотрубного завода и Первоуральского металлургического колледжа, который уже зарекомендовал себя как один из самых современных и эффективных образовательных проектов в области. Теперь обучение студентов и специалистов компании проводится по уникальной программе «Будущее белой металлургии». Разработан инновационный рабочий учебный план с элементами дуальной формы обучения, согласно которому студенты 30% времени проводят в учебных аудиториях и лабораториях, а 70% - на производстве и экспериментальной площадке [1]. Таким образом, было обновлено содержание профессиональной подготовки в сторону увеличения компонента практической деятельности, а также фундаментализации дисциплин общетехнического цикла.

Анализ результатов, полученных выпускниками на государственной итоговой аттестации, показал, что за два года их средний балл был выше, чем в других учебных заведениях города и области. Отличительными характеристиками выпускников корпоративной программы «Будущее белой металлургии» являются усиление ориентации студентов на овладение новыми информационными технологиями и техническим английским языком [1]. В качестве дополнительных новообразований работодателями было отмечено умение выпускников колледжа выявлять различные факторы, влияющие на решение производственных проблем. Эксперты отметили соответствие профессиональной подготовки запросам работодателей, и наиболее высокий уровень удовлетворенности в части «способность к быстрому изучению специфики производства» (99%), «исполнительность, ответственность, стремление к профессиональному росту» (98%), «способность применения теоретических знаний на практике» (98%) и «уровень знаний в области специальности» (98%). По оценкам руководителей производственной практики со стороны предприятий студенты колледжа способны к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в новых трудовых условиях, умеют использовать полученные знания на практике, а также способны к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Успешный опыт немецкой дуальной системы образования представляет большой интерес для нашей страны, так как способствует инновационным процессам в современном образовании, позволяет преодолеть отставание в качестве трудовых кадров от реальных требований современного производства и возможность обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами промышленные предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Югфельд Е.А. Анализ эффективности дуальной модели обучения при подготовке специалистов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник высшей школы «Alma mater». 2014. № 9. Стр.44-47;
  2. Югфельд Е.А. Характеристика структуры профессионального образования Германии: дуальность обучения // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2013 г.: в 5 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». Стр.161-163.

Цитировать

Югфельд, Е.А. Успешный опыт внедрения дуальной системы обучения в России и за рубежом / Е.А. Югфельд. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2506 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться