Роль первого впечатления в педагогическом процессе

NovaInfo 26
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Автор считает, что у педагога, делающего первый шаг при установке контакта на уроке, есть некоторая власть над ситуацией и свои преимущества. Следует только внимательно следить за сигналами, подающими студентами, которые дают ему возможность понять, чего хотят от него оппоненты. Преподавателю нужно чутко интерпретировать поведение студентов, замечать то, что происходит, распознавать язык тела в совокупности сигналов. При соблюдении позитивных невербальных знаков, преподаватель гарантированно может завоевать симпатию своих подопечных.

Ключевые слова

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ, ГОРЯЧИЕ КОГНИЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Текст научной работы

Психологи утверждают, что в первые 12 секунд знакомства на долю невербальных сигналов приходится около 92% всего объема принимаемой информации. В следующие 20 минут отношения между людьми развиваются и утверждаются, строясь на невербалике, составляющей 55% значимости от всего процесса коммуникации. Словам отводятся всего 7%, а интонации - 38%. Практически все наши ощущения, связанные с первым впечатлением, являются результатом реакции индивида на посланные ему сигналы. Поэтому при первой встрече мы часто с удивлением испытываем мгновенно вспыхнувшую симпатию/антипатию к кому-либо и задумываемся над тем, что первое впечатление самое точное. Жизненный опыт практически каждого из нас убеждает в этом, потому что подсознание чаще всего оказывается «умнее» нашего интеллекта, и наши инстинкты опережают наш разум.

Американский психолог Роберт Заджонк установил, что мгновенно вспыхнувшая симпатия/антипатия - это продукты «горячих когниций» (убеждения, которым присущ сильный эмоциональный заряд). Он считает первые несколько секунд встречи решающими. Именно в эти мгновения определяется, понравятся ли оппоненты друг другу или нет, даже если они оба понимают, что знают недостаточно для того, чтобы вынести правильное суждение. Поэтому мы часто посредством общения меняем свое первое впечатление к человеку, а затем возвращаемся к нему же. Это случается потому, что в первом случае (знакомство) преобладающее значение имели «горячие когниции» на уровне подсознания, во втором – наш интеллект, подкрепленный обаянием оппонента, его умением расположить к себе собеседника, а в третьем – обобщенный опыт вербальных и невербальных коммуникаций.

Рассмотрим, как чаще всего возникают отношения в педагогическом процессе. Знакомство в большой аудитории, где много шума и суеты – не лучшее место для завязывания хороших отношений, но педагогу часто приходится производить и получать первое впечатление именно там. Перед тем как обратиться к своим воспитанникам, он «регулирует» выражение своего лица, зная, что от этого зависит многое. Потому, что человеку свойственно оценивать симметричные лица как красивые, а симметричные улыбки как искренние. И, если он обратиться к учащимся с кривой улыбкой, то, скорее всего, они от него отвернутся, хотя и не поймут, почему. Педагог также вынужден регулировать свое поведение, когда он входит в аудиторию, понимая, что не добьется успеха, если он сухо, чопорно поздоровается и заговорит, подчеркивая ту или иную мысль резким движением руки. Студенты, настроенные на другую «волну», встретят его настороженно и, скорее всего, отреагируют неадекватно. Педагогу также придется искать подход к стилям невербальной коммуникации экстраверта (любит общение, шутки, самоуверен, дружелюбен) и интроверта (застенчивый, беспокоится о произведенном впечатлении). По причине того, что разные личностные стили не всегда могут адаптироваться к ритму интеракции друг друга (интроверта обескураживает сильный напор экстраверта, а другого - кажущаяся пассивность интроверта), вследствие чего возникают позитивные или негативные реакции. Именно поэтому, встретившись взглядом с одним - проектируется длительное общение, а с другим - отторжение. Подобный «контакт» с различными личностными типами (стеснительный, уверенный, стеснительно-агрессивный, «нахал» и др.) повлечет за собой шквал эмоций - каждый станет реагировать и привлекать внимание педагога по-разному.

Конфликтующие личностные стили и типы приведут к проблемам в общении, если к ним не подойти дифференцированно - целенаправленное педагогическое воздействие на группы студентов, выделенных педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам, для решения задачи эффективного педагогического общения. Определив преобладающие личностные стили аудитории, преподаватель подготовится к тому, что уверенные учащиеся сами сообщат, кто они, а стеснительные - будут ждать более мощного «сигнала». Стеснительно-агрессивные – не выйдут на контакт, на вид «кроткие» (на самом деле считают себя выше всех остальных), не будут участвовать в происходящем, но станут отпускать замечания с позиции стороннего наблюдателя. «Нахал» – превалирует за счет громкого голоса и попыток перейти на «короткую ногу», а «клоун» – за счет смешных историй. Предвидя поведение учащихся, педагог сможет завладеть вниманием аудитории не из-за того, что всех слушателей заинтересует его учебный предмет, а из-за того, что им оказывалось влияние на чувства неосознанными факторами: язык тела включился во взаимодействие, возникли «горячие когниции». Опытный педагог постарается понравиться не только тем, кому он импонирует по сходным личностным характеристикам, определив, кто обратил на него внимание по манере учащихся держаться и по посланным ему сигналам. Воспользовавшись языком своего тела, он сможет манипулировать их вниманием и поведением и использовать наиболее очевидный способ осаждения «нахала» – заведет разговор, смотря мимо него, разглядывая то, что находится за ним (это затруднит зрительный контакт и дезориентирует его, ведь людям свойственно смотреть на собеседника).

Первые впечатления важны в педагогическом процессе, потому, что от них зависит, появится ли у педагога шанс на создание позитивных отношений. Делать первый шаг всегда нелегко и рискованно, особенно если он сопровождается острыми словечками, вызывающим видом, но, когда педагог преодолевает это, начинаются отношения. Внимание к языку тела учащихся облегчит понимание того, о чем они думают, что чувствуют, хотят и то, чего они не хотят, позволит найти нужный темп для интеракции – комфортный и приятный для всех. Педагогу нужно научиться владеть собой потому, что первые впечатления могут сложиться весьма неудачно из-за излишней нервозности. Если он будет умеренно возбужден, он эффективнее распорядится своими способностями, чем, если он вообще не возбужден - будет отсутствовать мотивация. Напротив, при излишнем возбуждении, он явно переусердствует и, вероятно, наделает ошибок, что приведет к чувству неуверенности, может стать причиной того, что он будет чувствовать себя глупо и, возможно, выглядеть также. «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» А.С. Макаренко (60, Т.5, с. 178). Первые впечатления – это только проба, а не показательные выступления. Гораздо лучше признать, что мы испытываем чувство неуверенности и тревоги, чем пытаться замаскировать их. Жесткий напор при приветствии, только для того, чтобы вселить в себя чувство уверенности, вряд ли произведет хорошее впечатление. Проще показать свою обескураженность, что повлечет за собой сочувствие. Нужно выражать позитивные чувства, а не требовательность, за которой последует напряженность с обеих сторон.

Считается, что тот, кому приходится делать первый шаг, больше рискует получить отказ. Напротив, у педагога, делающего первый шаг, есть некоторая власть над ситуацией и свои преимущества. Следует только внимательно следить за сигналами, которые дают ему понять, чего хотят от него оппоненты, нужно уметь увидеть реакции аудитории, проявить заботу. Преподавателю нужно чутко интерпретировать поведение другого (а не просто видеть то, что он хочет), читать сигналы тела и замечать то, что происходит, распознавать язык тела в совокупности сигналов. При соблюдении даже не всех позитивных невербальных знаков гарантированно можно завоевать симпатию своих подопечных.

Читайте также

Список литературы

  1. Коэн Д. Язык жестов для лучшего взаимоотношения. – М.: Изд-во Эксмо. 2002. – 176с.
  2. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе - М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. - 222 с.
  3. Профессионально - педагогическая культура преподавателя: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.
  4. Рунова, С.А. Коммуникативная компетенция учителя как основополагающая составляющая его профессионализма [Текст] /С.А. Рунова // Образование на рубеже третьего тысячелетия. Состояния. Проблемы. Перспективы: Межвуз. сб. науч. статей. (Выпуск 2) - Новокузнецк, 2000. -С. 40-49.
  5. Рунова, С.А. О необходимости коррекции и развития различных видов речевой деятельности будущих учителей [Текст] /С.А. Рунова // Образование в третьем тысячелетии: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 2002. - С. 86 – 90
  6. Рунова, С.А. Как помочь студентам подготовить доклад [Текст] /С.А. Рунова // Образование и наука в XII веке: Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 2002. - С. 117-123

Цитировать

Рунова, С.А. Роль первого впечатления в педагогическом процессе / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2512 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться