Инновации в газовой отрасли. Газомоторное топливо — инновационное направление для российской экономики

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье поднимаются вопросы инновационного развития сферы газовой отрасли в Российской Федерации. Обозначена тенденция будущего – переход на газомоторное топливо.

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ, ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО, ГАЗ

Текст научной работы

Газомоторное топливо – это моторное топливо на газе, которое представляет собой уникальное сочетание экологических, экономических и технических преимуществ, выгодно отличающих его от других видов горючего. Газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты, альтернативным по отношению к традиционно применяемым бензину и дизельному топливу.

К тому же газ имеет целый ряд преимуществ по сравнению с нефтью и продуктами ее переработки. В настоящее время из всех массово используемых моторных топлив и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие — вдвое.

Мировой рынок газобаллонных автомобилей стремительно развивается. Число транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, превысило 17 миллионов. Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 г. 50 млн единиц, а к 2030 г. — более 100 млн единиц.

В России использование природного газа в качестве моторного топлива является одним из приоритетных инновационных направлений развития нефтегазового комплекса.

Международный опыт. Аргентина. В 2006 – 2007 гг. в связи с революцией, связанной с развитием сектора сланцевых газов в Соединенных Штатах Америки, началось развитие разрыва между ценами на нефть и газ. При этом цены на газ стали снижаться, а цены на нефть повышаться. Эта разница в цене на нефть и природный газ сохраняется и в наши дни, и ситуация складывается благоприятно для природного газа, цена которого ниже, чем у нефти.

В связи с этим ассоциация NGV Global решила провести исследования в Аргентине, для того чтобы сравнить преимущества использования природного газа по сравнению с дизелем. Было исследовано развитие цен на различные виды топлива, начиная с 2011 до 2014, а именно цены на импортное дизельное топливо, на импортный СПГ, на газ, который по трубопроводу поступает в Аргентину из Боливии, и, наконец, стоимость производства топлива из нетрадиционных источников самой Аргентины. Независимо от любых колебаний конъюнктуры рынка импортный дизель всегда в среднем на 30% стоит дороже, чем импортный СПГ.

Поэтому замена дизельного топлива на природный аргентинский газ позволяет сэкономить для аргентинской экономики свыше трех миллиардов долларов, что вдвое выше тех средств, которые были инвестированы в прошлом году на производство сланцевого газа. Это способствует снижению транспортных расходов, что может благоприятно отразится на благосостоянии народа. Известна корреляция, где любое снижение расходов на транспорт сопровождается снижением расходов на продовольствие.

Российская Федерация

Газомоторное топливо – это задача, которая поставлена в июне прошлого года в рамках поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Сегодня использование природного газа в качестве моторного топлива – это мировой тренд. Россия обладает самыми значительными запасами природного газа и в скором времени войдет в число мировых лидеров в газомоторном направлении. Газомоторное топливо – это реальная альтернатива, это основное на сегодняшний день топливо, которое должно заменить традиционные виды – дизель и бензин.

Результатом маркетинговых исследований, которые были проведены компанией «Газпром газомоторное топливо», является свидетельство низкой осведомленности потребителей о газомоторном топливе и его преимуществах.

В 2013 году компания провела оценку потенциальной емкости региональных рынков. Спрос на газомоторное топливо был проанализирован в 41 субъекте Российской Федерации. К концу 2014 года эта работа завершиться еще в 44 регионах. На основе полученных данных выделены приоритетные территории работы развития, где в настоящее время ведется активная работа по заключению соглашений с потенциальными потребителями газового топлива.

На сегодняшний день ООО «Газпром газомоторное топливо» подписано 250 таких соглашений о намерениях с транспортными предприятиями. Благодаря этой работе будет обеспечена загрузка газозаправочных станций на момент их ввода в эксплуатацию.

В сотрудничестве с региональными правительствами обеспечивается планирование оптимального расположения заправочных станций и их технические характеристики. Таким образом компания формирует свои инвестиционные программы с учетом активности регионов по развитию рынка, а также исходя из объемов закупки газомоторной техники.

Кроме того, ООО «Газпром газомоторное топливо» развивает внедрение сжиженного природного газа на железнодорожном, морском и речном транспорте.

В настоящее время совместный проект по внедрению локомотива реализуется на Урале. Разрабатываются схемы бункеровки, дозаправки судов, обсуждение на Сахалине и в Ленинградской области.

В заключение, пример удачных проектов:

  1. В Санкт-Петербурге: «Севавтотранс» ‒ крупнейший сервисный перевозчик, в этом году закупил 45 газовых автобусов. В Петербурге принята программа, и по которой город будет покупать и коммунальную технику, и пассажирскую технику на газу.
  2. В Самарской области активно внедряется проект экологического такси. Проект начат в 2014 году в Самарской области, и уже продает франшизу в другие регионы. Этот проект очень эффективен, благодаря своим низким издержкам.
  3. Славский проект. Внедрено в этом году 150 газовых мусоровозов.

На сегодняшний день в России инновационный вектор в использовании газомоторного топлива поддержан на всех уровнях, планы по внедрению нового вида топлива на транспорте подтверждаются политикой государства.

В соответствии с поручениями руководства страны необходимо: направить усилия на организацию, разработку нормативно-правовых, нормативно-технических документов в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива; осуществить подготовку к возможным мерам стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива; разработку проекта государственной программы внедрения газомоторного топлива на всех видах транспорта; разработку региональных программ по переводу транспорта на ГМТ.

Успешное решение поставленных задач в итоге позволит достичь комплексных результатов, эффективных для всей экономики страны.

Читайте также

Список литературы

  1. Молодцов К.В. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  2. Егоршин С.М. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  3. Голдин Диего // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  4. Лихачев М.В. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  5. Борони Мария Роза // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  6. Корниенко Д. Г. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  7. Спектор Ю. И. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  8. Клименко А. В. // материалы конференции "Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики". 2014.
  9. Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 209-214.
  10. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

Цитировать

Автайкина, Э.Э. Инновации в газовой отрасли. Газомоторное топливо — инновационное направление для российской экономики / Э.Э. Автайкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2546 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться