Формирование навыков общения у детей с ДЦП с помощью методов альтернативной коммуникации

№27-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены проблемы обучения коммуницированию детей с ДЦП. Автор рассматривает различные варианты обучения общению детей с разными стартовыми возможностями. Особенность этой статьи заключается в рассмотрении вариативных форм обучения коммуницированию. Автор делает вывод о том, что работа по внедрению календарной системы работы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных ситуациях.

Похожие материалы

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устной речи как системы кодирования. Невербальные коммуникации – это сообщения без использования устной речи, например, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда. Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Картинный календарь выполнен полиграфическим способом, сделан самим педагогом или представляет собой фото-календарь. Такие календари вводятся в работу с детьми, имеющими сохранное зрение, глухими или слабослышащими умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и др. Эффективность работы определяется тем, какой календарь лучше воспринимает тот или иной ребенок. Затем усложняется и этот тип календарей: к изображению добавляется слово. Однако этот календарь для детей более сложен. Его можно предлагать тем, кто уже прошел определенные этапы обучения. «Календарь» - это контейнер в виде скрепленных коробок или одной деревянной коробки с разграниченными неглубокими отделениями. Одна из задач работы с календарем — планирование деятельности на определенный отрезок времени.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

Система символов-пиктограмм постоянно дополняется. Карточка, на которой изображен символ, включает в себя и его название, это готовит к овладению глобальным чтением. За основу взяты знаки, представленные в книге «Лёб - система» [9]. Все графические символы вводились в ежедневно повторяющихся ситуациях. Пиктограммы прикреплялись к дверям всех кабинетов, в которых занимаются дети, по пути следования из класса в класс, в столовую и т.д. [11] Пиктограммами обозначались реальные предметы. Учащиеся с помощью взрослого учились соотносить реальный предмет с его символическим обозначением. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок с ДЦП подавал сигнал погремушкой, световой указкой на шапочке либо просто показывал на символы, закрепленные на доске или стене. Если ребенок находился в коляске, его подвозили к подоконнику либо к тому месту, где располагались символы, и он указкой показывал на символ, означающий его желание.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1981.
  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
  3. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина «Я – говорю!» Рабочая тетрадь для занятий с детьми - М., 2007
  4. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
  5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
  6. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
  7. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей  с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
  8. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М.; СПб., 1998
  9. Леб-система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Пер. Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.
  10. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
  11. Методический пособие «Эффект рекламы». Автор: учитель – логопед ГБОУ ЦЛП и ДО «Наш дом» Орешкина Е.М.
  12. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.