Эффективность применения методов развития творческого мышления в коллективе на примере метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье говорится об эффективности применения методов творческого развития. Описывается суть конкретного метода «Шести шляп мышления» и о том, что закладывается у участников в процессе применения подобных методов.

Ключевые слова

ТВОРЧЕСТВО, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, МОЗГОВОЙ ШТУРМ, СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ

Текст научной работы

Проблема разработки управленческих решений является основополагающей для менеджмента. Управление предусматривает целенаправленное влияние руководящей системы на деятельность предприятий и их подразделений. Определений понятия «управленческое решение» целое множество, однако это определение раскрывает все важные аспекты: «Управленческое решение — это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о системе, направленное на достижение поставленных целей».

«Шесть шляп мышления», как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений. Способствует интегрированию накопленной информации, поэтому значительно повышает эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Использование метода «шесть шляп мышления» резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе этот метод можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, достаточно успешно используют этот метод в своей работе.

Суть метода заключается в концепции параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами. Такой подход помогает преодолеть сложности в разделении мнений путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Итак, вот эти шесть шляп мышления:

Красная шляпа — огонь. Чувства. Связана с эмоциями, интуицией и предчувствиями. Обосновывать ничего не нужно, требуется только изложить свои чувства.

Желтая шляпа — солнце. Оптимизм. Нужно стараться найти максимальное количество достоинств и преимуществ, перспектив и возможностей, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа — судья. Осторожность. Критика и оценка. Требуется найти всевозможные недостатки и риски, а также причины, по которым может что-то не получиться.

Зеленая шляпа — жизнь. Развитие. Режим творчества, роста, генерации идей, нестандартного подхода и альтернативных идей.

Белая шляпа — бумага. Информация. Рассмотрение и анализ той информации, которая уже есть, и той. которая нужна для решения задачи. Рассматриваются голые факты и цифры.

Синяя шляпа — небо. Итоги. Наблюдение за процессом мышления.

Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Данный метод способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

Высказывание Козьмы Пруткова, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к . Поняв принцип методики шести шляп, человек, которому свойственно все критиковать не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и, войдя в роль, сможет высказаться в специально отведенный момент, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

В заключении необходимо отметить, что подобные методы развития творческого мышления не просто создают атмосферу непринужденной творческой свободы в процессе выработки решения, разработки идеи и т.д., а помогают выработать структурированный комплексный подход к решению поставленных задач. И что еще является не менее важным, закладывает у участников подобных «мозговых штурмов» алгоритм упорядочивания информации в голове и основы критического мышления.

Читайте также

Список литературы

  1. Карданская Н.Л. «Основы управленческих решений». - М.: Русская деловая литература, 2008
  2. Лаврова А. Внутренние тренинги: кузница новых идей // Управление персоналом. 2012. № 01. С. 40-43
  3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. М.: Флинта, 2007. – 320 с.
  4. Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59.
  5. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

Цитировать

Тилькиева, Е.А. Эффективность применения методов развития творческого мышления в коллективе на примере метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» / Е.А. Тилькиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2560 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться