Проблема разработки управленческих решений является основополагающей для менеджмента. Управление предусматривает целенаправленное влияние руководящей системы на деятельность предприятий и их подразделений. Определений понятия «управленческое решение» целое множество, однако это определение раскрывает все важные аспекты: «Управленческое решение — это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о системе, направленное на достижение поставленных целей».
«Шесть шляп мышления», как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений. Способствует интегрированию накопленной информации, поэтому значительно повышает эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
Использование метода «шесть шляп мышления» резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе этот метод можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.
Многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, достаточно успешно используют этот метод в своей работе.
Суть метода заключается в концепции параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами. Такой подход помогает преодолеть сложности в разделении мнений путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.
Итак, вот эти шесть шляп мышления:
Красная шляпа — огонь. Чувства. Связана с эмоциями, интуицией и предчувствиями. Обосновывать ничего не нужно, требуется только изложить свои чувства.
Желтая шляпа — солнце. Оптимизм. Нужно стараться найти максимальное количество достоинств и преимуществ, перспектив и возможностей, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа — судья. Осторожность. Критика и оценка. Требуется найти всевозможные недостатки и риски, а также причины, по которым может что-то не получиться.
Зеленая шляпа — жизнь. Развитие. Режим творчества, роста, генерации идей, нестандартного подхода и альтернативных идей.
Белая шляпа — бумага. Информация. Рассмотрение и анализ той информации, которая уже есть, и той. которая нужна для решения задачи. Рассматриваются голые факты и цифры.
Синяя шляпа — небо. Итоги. Наблюдение за процессом мышления.
Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Данный метод способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.
Высказывание Козьмы Пруткова, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к . Поняв принцип методики шести шляп, человек, которому свойственно все критиковать не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и, войдя в роль, сможет высказаться в специально отведенный момент, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.
В заключении необходимо отметить, что подобные методы развития творческого мышления не просто создают атмосферу непринужденной творческой свободы в процессе выработки решения, разработки идеи и т.д., а помогают выработать структурированный комплексный подход к решению поставленных задач. И что еще является не менее важным, закладывает у участников подобных «мозговых штурмов» алгоритм упорядочивания информации в голове и основы критического мышления.