Лучшие легковые автомобили середины двадцатого века

NovaInfo 27
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье приведен обзор лучших легковых автомобилей середины двадцатого века, в которых было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях; автомобиль выпускался длительное время, его конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации; автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени. Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

Ключевые слова

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ, ГИБРИДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ЦЕНА

Текст научной работы

Легковой автомобиль давно уже является удобным средством транспорта и элементом престижа. Чем лучше автомобиль, тем престижнее им владеть.

Понятие «лучший автомобиль» можно трактовать не однозначно. Например, в Википедии лучший автомобиль (best car) понимается как наиболее хорошо продаваемый (best-selling car) [1].

В предлагаемом обзоре воспользуемся следующими разумными критериями лучшего автомобиля:

  • На автомобиле было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях;
  • Автомобиль выпускался длительное время, т.е. исходная конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации;
  • Автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени: удобство эксплуатации, комфорт, срок службы, экономичность, цена, качество, безопасность и т.д.

Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.

Информация для составления обзора в большом объеме представлена в Интернете, например в [1], в журналах для специалистов автомобильного транспорта Automotive Engineering International, издаваемых в США, например в [2], рекламных проспектах прошлых лет.

1920 — 1929: Chrysler Six 1924 года

Модель Chrysler Six (Рис.1) задумывалась как недорогой, легкий, экономичный в эксплуатации пятиместный автомобиль с длительным сроком службы [3]. В первый год было выпущено 25000 штук. Для тех лет это рекорд. В корпорации Chrysler модель сначала именовалась Chrysler В70, но затем, как это было принято в те годы, получила название по двигателю и публика знает этот автомобиль под именем Chrysler Six.

Автомобиль Chrysler Six
Рисунок 1. Автомобиль Chrysler Six

Шестицилиндровый двигатель автомобиля Chrysler Six имел камеры сгорания типа Рикардо (Рис.2). Турбулизация поступающего в цилиндры воздуха делала двигатель более мощным по сравнению с другими. Степень сжатия 4.7:1 казалась невероятной для середины двадцатых годов прошлого века, нормой было 4.1:1. Двигатель имел характеристики: объем 3.3 л, мощность 68 л.с. при 3000 об/мин, крутящий момент 184 н∙м при 1000 об/мин, диаметр цилиндра 76.2 мм, ход поршня 120.4 мм. Блок цилиндров литой чугунный, поршни алюминиевые, карбюратор двухступенчатый.

Двигатель автомобиля Chrysler Six
Рисунок 2. Двигатель автомобиля Chrysler Six

Автомобиль развивал скорость до 112 км/час, имел гидравлические тормоза на всех колесах. Для моделей такого класса это было большой редкостью, как правило, применялись механические тормоза. Chrysler адаптировал для автомобильного применения тормозную систему самолета Lockheed.

1930 — 1939: Cadillac V16 1930 года, ГАЗ-М1 1936 года

Модель Cadillac V16 (Рис.3) выпускалась до 1940 года и создала для фирмы Cadillac (отделение General Motors) репутацию производителя роскошных элегантных автомобилей [4]. Базовыми были шасси и двигатель, остальное изготовлялось по заказу. В 1930 году покупатель Cadillac V16 мог выбрать по каталогу до 30 различных стилей корпуса. В 1930 году выпустили 2887 автомобилей V16, но затем вмешалась великая депрессия, сократившая число заказов.

Кабриолет Cadillac V16 452D
Рисунок 3. Кабриолет Cadillac V16 452D

Некоторые характеристики модели Cadillac V16: колесная база 3759 мм, длина 5639 мм, ширина 1971 мм, снаряженная масса 2400 — 2600 кг, скорость 130 — 160 км/час.

Для тяжелого автомобиля класса люкс требуется мощный, приемистый, хорошо сбалансированный двигатель. Вот почему для Cadillac V16 разработали двигатель (Рис.4), имеющий 16 цилиндров с V-образным расположением, диаметр цилиндра 76.2 мм, ход поршня 101.6 мм, объем 7.4 л, мощность 165 л.с, компрессия 5.35:1.

Двигатели с шестнадцатью цилиндрами редко используются на серийных автомобилях из-за их сложности. Известно только три таких случая [5, с.368]: два двигателя выпустил Cadillac (в 1930 и 1938 гг.) и один Bugatti (в 1915 г.).

Двигатель автомобиля Cadillac V16
Рисунок 4. Двигатель автомобиля Cadillac V16

Цены на Cadillac V16 варьировались от 5300 до 10000 долларов, при том, что средний Chevrolet мог стоить менее 500 долларов.

Довоенные автомобили Cadillac V16 выпускались с высоким качеством и расчетом на длительную эксплуатацию, некоторые до сих пор на ходу. Сегодня автомобили Cadillac V16 стоят от 80 до 500 тысяч долларов в зависимости от состояния и типа кузова, кабриолеты обычно дороже седанов.

Автомобиль ГАЗ М-1 («Эмка») выпускался Горьковским автозаводом в 1932 — 1943 гг., всего было произведено более 62000 шт. [6, с.128]. ГАЗ М-1 не был на передовом рубеже автомобилестроения, но был символом своего времени в СССР, широко использовался различными государственными службами (индивидуальных автовладельцев тогда почти не было).

Автомобиль ГАЗ М-1
Рисунок 5. Автомобиль ГАЗ М-1

Прототипом для ГАЗ М-1 послужил Ford B 40A 1934 года выпуска, документация на него передавалась Горьковскому автозаводу американской компанией согласно договору (ГАЗ был построен при помощи специалистов Ford). Советские инженеры значительно модернизировали американский автомобиль с учетом советских условий производства и эксплуатации: плохие дороги, низкоквалифицированный производственный и обслуживающий персонал. Получился добротный, прочный, надежный, современный автомобиль.

Характеристики автомобиля: длина — 4625 мм, ширина — 1770 мм, колесная база — 2845 мм, снаряженная масса 1370 кг, двигатель четырех цилиндровый со степенью сжатия до 4.6:1 мощностью 50 л.с., максимальная скорость 105 км/час.

1940 — 1949: Volkswagen Beetle 1949 года

Известный конструктор транспортных средств Фердинанд Порше начал разработку автомобиля Volkswagen (народный автомобиль) по заказу немецкого правительства еще в тридцатых годах [7]. Требования были такими: в салоне проектируемого семейного автомобиля предусматривалось место для двух взрослых и троих детей, скорость до 100 км/час, расход топлива не более 7 литров на 100 км пути, двигатель воздушного охлаждения для упрощения безгаражной эксплуатации зимой, цена 990 марок — почти как у мотоцикла (средняя недельная зарплата в Германии тогда была 32 марки).

Задание было выполнено. Автомобиль Volkswagen 1200 с задним расположением двигателя и приводом на задние колеса имел очень хорошую управляемость и устойчивость, что особенно важно на зимних дорогах. Бензобак располагался в переднем багажнике.

Четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1.13 литра развивал 25 л.с. при 3000 об/мин. Горизонтально расположенные цилиндры имели диаметр 75 мм и ход поршня 64 мм, степень сжатия 5.8:1.

Из-за начавшейся мировой войны серийное производство автомобиля началось только после 1945 г. Завод фирмы Volkswagen в Вольфсбурге оказался в британской зоне оккупации и сначала выполнял заказы британской армии, с конвейера сходили автомобили цвета хаки. В 1946 году Volkswagen выпускал по 1000 автомобилей в месяц, а в 1955 году выпустил уже более миллиона штук.

За свою характерную форму автомобиль Volkswagen 1200 (Рис.6) получил название Beetle, т.е. Жук.

Первые VW Beetle появились в США в январе 1949 года по цене 800 долларов, за год продали всего две штуки. К 1970 году в США было импортировано уже более 5000 000 VW Beetle. Последний VW Beetle был импортирован в США в 1977 году по цене 3599 долларов.

Автомобиль VW Beetle
Рисунок 6. Автомобиль VW Beetle

Автомобиль периодически модернизировался, неизменным оставался только внешний вид. Удачную модель выпускали заводы в различных странах мира, наиболее крупные в Мексике и Бразилии. Последний автомобиль Volkswagen Beetle был выпущен в 2003 году в Мексике, таким образом Volkswagen Beetle стал самым массовым автомобилем в истории, их было произведено 21529464)штук.

Последний VW Beetle
Рисунок 7. Последний VW Beetle

1950 — 1959: Mercedes–Benz 300 SL 1955 года

Двухместная спортивная модель Mercedes–Benz 300 SL (Рис.8) имела открывающиеся вверх двери, для облегчения посадки [8]. В открытом виде эти двери напоминали крылья чайки (Рис.9).

Mercedes–Benz 300 SL
Рисунок 8. Mercedes–Benz 300 SL
Mercedes–Benz 300 SL с открытыми дверями
Рисунок 9. Mercedes–Benz 300 SL с открытыми дверями

Сухой вес автомобиля составлял 1295 кг. Шестицилиндровый двигатель объемом 3 литра, развивал мощность 220 л.с. при 6100 об/мин, максимальный момент на валу — 294 н∙м при 4800 об/мин. Диаметр цилиндров 84.8 мм, ход поршня 88.1 мм, компрессия 8.55:1. Максимальная скорость до 260 км/час, автомобиль был самым быстроходным из серийно выпускавшихся в то время. Двери, крылья и впрыск топлива автомобиль унаследовал от своих гоночных собратьев.

В двигателе применялся непосредственный впрыск топлива в цилиндры, что было новинкой для того времени. Система впрыска была механической, в отличие от современных электронных, и требовала высококвалифицированного обслуживания.

Mercedes–Benz 300 SL дорогой автомобиль, например, в США он продавался по цене 11000 долларов (Volkswagen Beetle стоил только 500 долларов). Сегодня 300 SL Gullwind у коллекционеров стоит до миллиона долларов.

Читайте также

Список литературы

  1. List of best-selling automobiles // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_best-selling_automobiles (дата обращения 25.10.2014).
  2. Best engineered cars of each decade of the 20th century. Automotive Engineering International. 2000, №3, p.128-145.
  3. History of Chrysler // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Chrysler (дата обращения 25.10.2014).
  4. Cadillac V-16 // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Cadillac_V-16 (дата обращения 25.10.2014).
  5. Sixteen cylinder motor latest auto wonder. Popular Mechanics. 1930, №3, р.368.
  6. Кочнев Е.Д. Автомобили Красной Армии 1918-1945. – М.: Яуза: Эксмо, 2009. – 544 с.
  7. Volkswagen Beetle // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Volkswagen_Beetle (дата обращения 26.10.2014).
  8. Mercedes–Benz 300 SL // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_300SL (дата обращения 27.10.2014).

Цитировать

Яковлев, В.Ф. Лучшие легковые автомобили середины двадцатого века / В.Ф. Яковлев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2587 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться