Легковой автомобиль давно уже является удобным средством транспорта и элементом престижа. Чем лучше автомобиль, тем престижнее им владеть.
Понятие «лучший автомобиль» можно трактовать не однозначно. Например, в Википедии лучший автомобиль (best car) понимается как наиболее хорошо продаваемый (best-selling car) [1].
В предлагаемом обзоре воспользуемся следующими разумными критериями лучшего автомобиля:
- На автомобиле было успешно реализовано новое инженерное решение какой-либо системы, затем примененное и на других моделях;
- Автомобиль выпускался длительное время, т.е. исходная конструкция была удачной и пригодной для развития и модернизации;
- Автомобиль имел лучшие характеристики, чем другие модели того же времени: удобство эксплуатации, комфорт, срок службы, экономичность, цена, качество, безопасность и т.д.
Лучшие легковые автомобили выбирались по десятилетиям прошлого века.
Информация для составления обзора в большом объеме представлена в Интернете, например в [1], в журналах для специалистов автомобильного транспорта Automotive Engineering International, издаваемых в США, например в [2], рекламных проспектах прошлых лет.
1920 — 1929: Chrysler Six 1924 года
Модель Chrysler Six (Рис.1) задумывалась как недорогой, легкий, экономичный в эксплуатации пятиместный автомобиль с длительным сроком службы [3]. В первый год было выпущено 25000 штук. Для тех лет это рекорд. В корпорации Chrysler модель сначала именовалась Chrysler В70, но затем, как это было принято в те годы, получила название по двигателю и публика знает этот автомобиль под именем Chrysler Six.

Шестицилиндровый двигатель автомобиля Chrysler Six имел камеры сгорания типа Рикардо (Рис.2). Турбулизация поступающего в цилиндры воздуха делала двигатель более мощным по сравнению с другими. Степень сжатия 4.7:1 казалась невероятной для середины двадцатых годов прошлого века, нормой было 4.1:1. Двигатель имел характеристики: объем 3.3 л, мощность 68 л.с. при 3000 об/мин, крутящий момент 184 н∙м при 1000 об/мин, диаметр цилиндра 76.2 мм, ход поршня 120.4 мм. Блок цилиндров литой чугунный, поршни алюминиевые, карбюратор двухступенчатый.

Автомобиль развивал скорость до 112 км/час, имел гидравлические тормоза на всех колесах. Для моделей такого класса это было большой редкостью, как правило, применялись механические тормоза. Chrysler адаптировал для автомобильного применения тормозную систему самолета Lockheed.
1930 — 1939: Cadillac V16 1930 года, ГАЗ-М1 1936 года
Модель Cadillac V16 (Рис.3) выпускалась до 1940 года и создала для фирмы Cadillac (отделение General Motors) репутацию производителя роскошных элегантных автомобилей [4]. Базовыми были шасси и двигатель, остальное изготовлялось по заказу. В 1930 году покупатель Cadillac V16 мог выбрать по каталогу до 30 различных стилей корпуса. В 1930 году выпустили 2887 автомобилей V16, но затем вмешалась великая депрессия, сократившая число заказов.

Некоторые характеристики модели Cadillac V16: колесная база 3759 мм, длина 5639 мм, ширина 1971 мм, снаряженная масса 2400 — 2600 кг, скорость 130 — 160 км/час.
Для тяжелого автомобиля класса люкс требуется мощный, приемистый, хорошо сбалансированный двигатель. Вот почему для Cadillac V16 разработали двигатель (Рис.4), имеющий 16 цилиндров с V-образным расположением, диаметр цилиндра 76.2 мм, ход поршня 101.6 мм, объем 7.4 л, мощность 165 л.с, компрессия 5.35:1.
Двигатели с шестнадцатью цилиндрами редко используются на серийных автомобилях из-за их сложности. Известно только три таких случая [5, с.368]: два двигателя выпустил Cadillac (в 1930 и 1938 гг.) и один Bugatti (в 1915 г.).

Цены на Cadillac V16 варьировались от 5300 до 10000 долларов, при том, что средний Chevrolet мог стоить менее 500 долларов.
Довоенные автомобили Cadillac V16 выпускались с высоким качеством и расчетом на длительную эксплуатацию, некоторые до сих пор на ходу. Сегодня автомобили Cadillac V16 стоят от 80 до 500 тысяч долларов в зависимости от состояния и типа кузова, кабриолеты обычно дороже седанов.
Автомобиль ГАЗ М-1 («Эмка») выпускался Горьковским автозаводом в 1932 — 1943 гг., всего было произведено более 62000 шт. [6, с.128]. ГАЗ М-1 не был на передовом рубеже автомобилестроения, но был символом своего времени в СССР, широко использовался различными государственными службами (индивидуальных автовладельцев тогда почти не было).

Прототипом для ГАЗ М-1 послужил Ford B 40A 1934 года выпуска, документация на него передавалась Горьковскому автозаводу американской компанией согласно договору (ГАЗ был построен при помощи специалистов Ford). Советские инженеры значительно модернизировали американский автомобиль с учетом советских условий производства и эксплуатации: плохие дороги, низкоквалифицированный производственный и обслуживающий персонал. Получился добротный, прочный, надежный, современный автомобиль.
Характеристики автомобиля: длина — 4625 мм, ширина — 1770 мм, колесная база — 2845 мм, снаряженная масса 1370 кг, двигатель четырех цилиндровый со степенью сжатия до 4.6:1 мощностью 50 л.с., максимальная скорость 105 км/час.
1940 — 1949: Volkswagen Beetle 1949 года
Известный конструктор транспортных средств Фердинанд Порше начал разработку автомобиля Volkswagen (народный автомобиль) по заказу немецкого правительства еще в тридцатых годах [7]. Требования были такими: в салоне проектируемого семейного автомобиля предусматривалось место для двух взрослых и троих детей, скорость до 100 км/час, расход топлива не более 7 литров на 100 км пути, двигатель воздушного охлаждения для упрощения безгаражной эксплуатации зимой, цена 990 марок — почти как у мотоцикла (средняя недельная зарплата в Германии тогда была 32 марки).
Задание было выполнено. Автомобиль Volkswagen 1200 с задним расположением двигателя и приводом на задние колеса имел очень хорошую управляемость и устойчивость, что особенно важно на зимних дорогах. Бензобак располагался в переднем багажнике.
Четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1.13 литра развивал 25 л.с. при 3000 об/мин. Горизонтально расположенные цилиндры имели диаметр 75 мм и ход поршня 64 мм, степень сжатия 5.8:1.
Из-за начавшейся мировой войны серийное производство автомобиля началось только после 1945 г. Завод фирмы Volkswagen в Вольфсбурге оказался в британской зоне оккупации и сначала выполнял заказы британской армии, с конвейера сходили автомобили цвета хаки. В 1946 году Volkswagen выпускал по 1000 автомобилей в месяц, а в 1955 году выпустил уже более миллиона штук.
За свою характерную форму автомобиль Volkswagen 1200 (Рис.6) получил название Beetle, т.е. Жук.
Первые VW Beetle появились в США в январе 1949 года по цене 800 долларов, за год продали всего две штуки. К 1970 году в США было импортировано уже более 5000 000 VW Beetle. Последний VW Beetle был импортирован в США в 1977 году по цене 3599 долларов.

Автомобиль периодически модернизировался, неизменным оставался только внешний вид. Удачную модель выпускали заводы в различных странах мира, наиболее крупные в Мексике и Бразилии. Последний автомобиль Volkswagen Beetle был выпущен в 2003 году в Мексике, таким образом Volkswagen Beetle стал самым массовым автомобилем в истории, их было произведено 21529464)штук.

1950 — 1959: Mercedes–Benz 300 SL 1955 года
Двухместная спортивная модель Mercedes–Benz 300 SL (Рис.8) имела открывающиеся вверх двери, для облегчения посадки [8]. В открытом виде эти двери напоминали крылья чайки (Рис.9).


Сухой вес автомобиля составлял 1295 кг. Шестицилиндровый двигатель объемом 3 литра, развивал мощность 220 л.с. при 6100 об/мин, максимальный момент на валу — 294 н∙м при 4800 об/мин. Диаметр цилиндров 84.8 мм, ход поршня 88.1 мм, компрессия 8.55:1. Максимальная скорость до 260 км/час, автомобиль был самым быстроходным из серийно выпускавшихся в то время. Двери, крылья и впрыск топлива автомобиль унаследовал от своих гоночных собратьев.
В двигателе применялся непосредственный впрыск топлива в цилиндры, что было новинкой для того времени. Система впрыска была механической, в отличие от современных электронных, и требовала высококвалифицированного обслуживания.
Mercedes–Benz 300 SL дорогой автомобиль, например, в США он продавался по цене 11000 долларов (Volkswagen Beetle стоил только 500 долларов). Сегодня 300 SL Gullwind у коллекционеров стоит до миллиона долларов.