В современное время найти человека, который бы не жаловался на чрезмерность налогового бремени крайне сложно. Все привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика – несовместимые вещи, тем не менее, зарубежный опыт показывает обратное. Примером этому является Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, и которая одной из процветающих стран мира.[2] Ключ к пониманию сути шведской национальной модели лежит именно в ее налоговой системе.
Стоит отметить, в России в настоящее время широко обсуждаются перспективы реформы налога на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения[3], думается, первым шагом на пути реализации реформы должно стать изучение зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц.
Налогообложение Швеции имеет отличия по отношении к российской системе налогообложения, что вытекает из следующего:
Налогообложение согласно Шведскому законодательству производиться либо в стране, где продавец ведете свою хозяйственную деятельность т.е. действует принцип происхождения, при этом подоходный налог взимается в размере - 57%, либо в стране, где находиться покупатель (принцип назначения)
Особенностью системы налогообложения Швеции в том, что она используется в качестве эффективного регулятора перераспределения доходов населения, т.е. практика такова: налогообложения доходов лиц, получающие крупные доходы, теряют большую их часть, а пенсионеры и одинокие родители, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят[4] (на долю социального страхования и социального обеспечения приходится 44%, еще 25% составляют расходы на образование и здравоохранение) [5]. Из этого можно сделать следующий вывод: большая часть собранных налогов возвращается населению в виде социальных выплат. ВВП на душу населения в Швеции почти в три раза выше, чем у нас.
В таблице приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения в России и Швеции. [6]
Показатель |
Россия |
Швеция |
---|---|---|
Налог на прибыль |
20,0% |
28,0% |
Подоходный налог (НДФЛ) |
«Плоская» шкала 13,0% |
Прогрессивная шкала до 57% |
|
26,0% — основная ставка Регрессия: |
32,82% — основная ставка Регрессия: |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
18,0% — основная ставка 10,0%; 0% |
25,0% —основная ставка12,0%; 6,0% |
Налог на имущество |
2,0% |
3,5% |
Объем налогового отчета, стр. |
50–100 |
1 (отчет по НДС, ЕСН, НДФЛ) |
Количество жителей на 1 работника налоговой службы |
9–10 тыс. чел. |
12–13 тыс. чел. |
ВВП на душу населения |
14 611,70 USD (2013) |
57.297 USD (2013) |
Словом, шведскую налоговую политику едва ли можно считать вольготной для предпринимательства. Но стабильно высокая внутри- и внешнеэкономическая эффективность подавляющего большинства шведских отраслей позволяет им справляться с налоговыми платежами внутри страны и укреплять свои позиции на зарубежных рынках. Вероятно, именно это сочетание («жесткие» налоги - высокорентабельная экономика) предопределило старт российско-шведского сотрудничества в налоговой политике. [7]
Стоит отметить слова действующего Президента РФ: «Нам нужно добиться ситуации, при которой наша налоговая система, налоговый механизм будет самым чутким образом оперативно реагировать на реально меняющуюся рыночную конъюнктуру». [8]
Связи с этим, целесообразно дополнить Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и ч.2), следующим образом:
1) Дополнить частью 3 статьи 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» Налогового кодекса РФ следующим образом:
Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов
часть 3 Статья 19 Обязанность по уплате налогов и сборов предусмотренное частью 2 Настоящей статьи применяются в отношении филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций, расположенных на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором и (или) соглашением.
Так же, целесообразно дополнить частью 1. статьи 38 Налогового кодекса РФ, следующим образом:
Статья 38. Объект налогообложения
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога как на территории РФ так и за ее пределами в соответствии с Настоящим кодексом и иными соглашениями, договорами, конвенциями в соответствии со статьей 42 Настоящего кодекса.
Считаем, также целесообразным посвятить отдельный раздел – налогообложению на недвижимое имущество находящиеся на территории иностранного государства созданного в соответствии с действующим Российским законодательством и законодательством иностранного государства.
Внести изменения в часть 2 Налогового кодекса РФ [9], дополнив разделом (далее Раздел XI Налог на недвижимое имущество находящиеся на территории иностранного государства созданного в соответствии с действующим Российским законодательством и законодательством иностранного государства.
Не так давно, Россия вошла в число мировых лидеров по эффективности налогообложения для бизнеса и инвесторов, подсчитала Ассоциация международных бухгалтерских фирм BKR International, но вместе тем, одной из главных задач нашей страны как гласит Конституция РФ «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» (статья 7 Конституция РФ)/ [10]