Налоги в России: уроки налогообложения в Швеции

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 50

Аннотация

В статье рассматривается налоговая система России и Швеции, приводится анализ, сформулированы предложения по совершенствованию отечественной налоговой системы.

Ключевые слова

РОССИЯ, НАЛОГИ, ШВЕЦИЯ, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

Текст научной работы

В современное время найти человека, который бы не жаловался на чрезмерность налогового бремени крайне сложно. Все привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика – несовместимые вещи, тем не менее, зарубежный опыт показывает обратное. Примером этому является Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, и которая одной из процветающих стран мира.[2] Ключ к пониманию сути шведской национальной модели лежит именно в ее налоговой системе.

Стоит отметить, в России в настоящее время широко обсуждаются перспективы реформы налога на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения[3], думается, первым шагом на пути реализации реформы должно стать изучение зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц.

Налогообложение Швеции имеет отличия по отношении к российской системе налогообложения, что вытекает из следующего:

  • Налогообложение согласно Шведскому законодательству производиться либо в стране, где продавец ведете свою хозяйственную деятельность т.е. действует принцип происхождения, при этом подоходный налог взимается в размере - 57%, либо в стране, где находиться покупатель (принцип назначения)

Особенностью системы налогообложения Швеции в том, что она используется в качестве эффективного регулятора перераспределения доходов населения, т.е. практика такова: налогообложения доходов лиц, получающие крупные доходы, теряют большую их часть, а пенсионеры и одинокие родители, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят[4] (на долю социального страхования и социального обеспечения приходится 44%, еще 25% составляют расходы на образование и здравоохранение) [5]. Из этого можно сделать следующий вывод: большая часть собранных налогов возвращается населению в виде социальных выплат. ВВП на душу населения в Швеции почти в три раза выше, чем у нас.

В таблице приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения в России и Швеции. [6]

Показатель

Россия

Швеция

Налог на прибыль

20,0%

28,0%

Подоходный налог (НДФЛ)

«Плоская» шкала

13,0%

Прогрессивная шкала

до 57%

 

26,0% — основная ставка

Регрессия:

32,82% — основная ставка

Регрессия:

Налог на добавленную стоимость (НДС)

18,0% — основная ставка 10,0%; 0%

25,0% —основная ставка12,0%; 6,0%

Налог на имущество

2,0%

3,5%

Объем налогового отчета, стр.

50–100

1 (отчет по НДС, ЕСН, НДФЛ)

Количество жителей на 1 работника налоговой службы

9–10 тыс. чел.

12–13 тыс. чел.

ВВП на душу населения

14 611,70 USD  (2013)

57.297 USD (2013)

Словом, шведскую налоговую политику едва ли можно считать вольготной для предпринимательства. Но стабильно высокая внутри- и внешнеэкономическая эффективность подавляющего большинства шведских отраслей позволяет им справляться с налоговыми платежами внутри страны и укреплять свои позиции на зарубежных рынках. Вероятно, именно это сочетание («жесткие» налоги - высокорентабельная экономика) предопределило старт российско-шведского сотрудничества в налоговой политике. [7]

Стоит отметить слова действующего Президента РФ: «Нам нужно добиться ситуации, при которой наша налоговая система, налоговый механизм будет самым чутким образом оперативно реагировать на реально меняющуюся рыночную конъюнктуру». [8]

Связи с этим, целесообразно дополнить Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и ч.2), следующим образом:

1) Дополнить частью 3 статьи 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» Налогового кодекса РФ следующим образом:

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

часть 3 Статья 19 Обязанность по уплате налогов и сборов предусмотренное частью 2 Настоящей статьи применяются в отношении филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций, расположенных на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором и (или) соглашением.

Так же, целесообразно дополнить частью 1. статьи 38 Налогового кодекса РФ, следующим образом:

Статья 38. Объект налогообложения

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога как на территории РФ так и за ее пределами в соответствии с Настоящим кодексом и иными соглашениями, договорами, конвенциями в соответствии со статьей 42 Настоящего кодекса.

Считаем, также целесообразным посвятить отдельный раздел – налогообложению на недвижимое имущество находящиеся на территории иностранного государства созданного в соответствии с действующим Российским законодательством и законодательством иностранного государства.

Внести изменения в часть 2 Налогового кодекса РФ [9], дополнив разделом (далее Раздел XI Налог на недвижимое имущество находящиеся на территории иностранного государства созданного в соответствии с действующим Российским законодательством и законодательством иностранного государства.

Не так давно, Россия вошла в число мировых лидеров по эффективности налогообложения для бизнеса и инвесторов, подсчитала Ассоциация международных бухгалтерских фирм BKR International, но вместе тем, одной из главных задач нашей страны как гласит Конституция РФ «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» (статья 7 Конституция РФ)/ [10]

Читайте также

Список литературы

  1. СМИ: Издание Правительства РФ «Российская газета» - «Налоги по новой логике» – [Электронный ресурс] - www.rg.ru Режим доступа: URL www.rg.ru/2011/11/21/putin-nalogi-site.html (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  2. «Финансовые и бухгалтерские документы» - «Статья: Налоги Швеции» («Финансы», 2001, N 3) – [Электронный ресурс] - http://fin-buh.ru/text/85233-1.html (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  3. Федеральный образовательный портал «ЭСМ» - «Налогообложение физических лиц в Зарубежных странах: перспективы применения в России» © 2011 О.И. Изотова, Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации – [Электронный ресурс] - ecsocman.hse.ru Режим доступа: URL http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/21/1269118420/Izotova.pdf (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  4. Там же.
  5. ЭАЦ «Мо­дер­ни­за­ция» - «За­ру­беж­ный опыт: Швеция»– [Электронный ресурс] - rmodern.ru Режим доступа: URL http://rmodern.ru/zarubejny_opyt_shveciya.html (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  6. СМИ: Издание Правительства РФ «Российская газета» - «ШВЕДСКИЕ НАЛОГИ: ЕСТЬ ЧТО ПЕРЕНЯТЬ» – [Электронный ресурс] - www.rg.ru Режим доступа: URL http://www.rg.ru/bussines/rinky/157.shtm (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  7. Архив сайта Председателя Правительства РФ В. В. Путина 2008 – 2012 - «Совещание по налогообложению в газовой отрасли» – [Электронный ресурс] - archive.premier.gov.ru Режим доступа: URL http://archive.premier.gov.ru/events/news/15372/print/ (Дата обращения: 29.09.2014г.)
  8. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014), «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
  9. Конституция Российской Федерации – [Электронный ресурс] - www.constitution.ru Режим доступа: URL http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (Дата обращения: 29.09.2014г.)

Цитировать

Тимурзиев, А.М. Налоги в России: уроки налогообложения в Швеции / А.М. Тимурзиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2618 (дата обращения: 11.06.2023).

Поделиться