Сравнительный анализ российской и таджикской конституций

№48-3,

Юридические науки

Эта статья сравнивает российскую и таджикскую Конституции для лучшего понимания их.

Похожие материалы

Конституция — важнейший нормативно-правовой акт практически любого государства. Исключением не являются и конституции Таджикистана и Российской Федерации, стран, связанных общей историей на определённых её промежутках, тесными социально-экономическими связями и многолетней дипломатической дружбой.

Обе страны входили в состав Советского Союза в качестве республик, таким образом, их конституции менялись вместе с изменением общесоветской конституции. После распада СССР страны оказались в похожих переходных ситуациях: необходимо было создать новую законодательную систему на основе демократических норм.

Актуальность данной темы заключается в том, что для общего понимания законодательной системы государства следует знать и особенности его конституции, а понять её отличия от других конституций можно только путём сравнения.

Основным сходством конституций России и Таджикистана является то, что они обе были приняты в результате народного референдума, а не законодательной сессии Парламента страны, как во многих других странах. Соответственно, оба документа отвечают общепринятым демократическим нормам, учитывают важность всех слоёв населения стран [4]

Текст каждой конституции открывается торжественной преамбулой от имени народа государства, в которой он признаёт конституцию важнейшим законом страны [4]

Разница основ конституционного строя России и Таджикистана заключается в том, что Талжикистан — унитарное государство, в то время как Россия — федеративное, соответственно, указано, что Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, посёлков и сёл, его территория предельно неделима [1, 3].

Также власть в таджикском государстве происходит от народа, а само государство называется суверенным, демократическим, правовым. Светским и унитарным. К Конституции РФ указано только то, что Россия — демократическое, правовое и федеративное государство.

Отметим, что в Таджикистане очень высока политическая роль различных организаций религиозного толка, в связи с чем в Конституции отдельно оговорено то, что они не имеют права принимать участия в государственных делах. Запрещены также политические организации, пропагандирующих вражду по религиозному, национальному, расовому или социальному признаку [1, 3].

Различием конституций является также то, что в Таджикистане любые природные ресурсы являются исключительной собственностью государства, в то время как в Российской Федерации они могут находиться в частной собственности [1, 3].

Вторая глава конституций содержит нормы, согласно которым определены права и свободы граждан страны, а в Конституции Таджикистана в этой главе говорится также и об основных обязанностях граждан [4-9].

В обеих конституциях указано, что гражданам гарантируются права и свободы в соответствии с текстом конституций и нормами международного права, причём эти права и свободы являются неотчуждаемыми и с рождения принадлежат каждому человеку, но в Конституции Таджикистана также указано, что эти права и свободы могут ограничиваться с целью обеспечения прав и свобод других граждан и безопасности государственного строя республики [2] [3]

Обязанности, указанные в конституциях, также являются основными: защищать государство от внешних нападений, платить налоги, бережно относиться к природным ресурсам [2]

Указано также, что семья, детство и материнство находятся под охраной государства, запрещено многобрачие. В Конституции Таджикистана защита детства и материнства выделены в отдельную статью/

Права и свободы могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, причём в Таджикистане права и свободы могут быть ограничены в гораздо большем объёме [3]

Важным различием является также, что граждане Российской Федерации имеют право обладать двойным гражданством, в отличие от граждан Таджикистана [2]

Разница между Парламентами заключается в том, что в Таджикистане четверть членов парламента назначается Президентом, в то время как остальные — всенародным голосованием [3]

В России система несколько иная: верхняя палата Парламента — Федеральное Собрание — состоит из представителей регионов, в то время как нижняя — Государственная Дума — составляется посредством всенародных выборов [2]

Различие в президентской власти России и Таджикистана заключается в том, что Президент Таджикистана имеет гораздо больше полномочий по сравнению с президентом Российской Федерации. Кроме того, он избирается на семь лет в отличие от Президента Российского Федерации, избираемого на шесть лет.

Сильная президентская власть в Таджикистане поддержана принятыми недавно поправками, согласно которым в стране существует Лидер Нации, который может избираться на пост Президента неограниченное количество раз.

Таким образом в плане законодательной власти у Парламента России гораздо больше возможностей, чем у парламента Таджикистана.

Обязанности Правительств России и Таджикистана схожи: они предлагают Парламенту различные социальные и экономические программы, составляют федеральный бюджет, обеспечивают исполнение новых нормативно-правовых актов. Кроме того в России Правительству может выразить недоверие Государственная Дума, в связи с чем оно может быть распущена, в Таджикистане же её распускать имеет право только Президент/

Что касается глав о местной власти и местном самоуправлении, в Таджикистане структура органов местного управления строго определена и представляет собой систему меджлисов. Подчиняющихся Парламенту. В России же структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, местные органы власти в большей степени подчиняются непосредственно населению, чем иным органам власти [3]

В Таджикистане судебная система более дробна, чем в России и включает в себя экономические суды (в том числе отдельные суды для Горно-Бадахшанской автономной области и столицы — города Душанбе).

Прокуратура в России назначается Федеральным Собранием по представлению Президента, в то время как в Таджикистане — непосредственно Президентом. Обязанности прокуратуры практически не различаются.

Изменения в Конституцию в обеих странах могут предлагать Парламент или Президент, причём в Таджикистане для этого необходимо не менее трети участников Парламента, а в России достаточно пятой части. [1].

Таким образом, имея схожий опыт в создании Конституций, сейчас Таджикистан и Россия имеют конституции, в которых имеется масса как мелких, так и весомых различий.

Основными различиями являются более строгая власть в Таджикистане, более широкие возможности Президента, причём в последнее время в Конституцию Таджикистана вносится множество изменений, ещё более усиливающих его власть.

Список литературы

  1. Самородов Д. А. Конституционное право России: учебное пособие. - М.: Экон-информ, 2011 — 306 с.
  2. Эбзеев Б. С., Прудников А. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов. - М.: Юнити-Дана, 2014 — 687 с.
  3. Текст Конституции Республики Таджикистан, 6 ноября 1994.
  4. Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н., Кутлиярова Р.Ф. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. №1 (37). С. 119-126.
  5. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 544-546.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // В сборнике:Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы III научно-практической конференции молодых ученных и аспирантов. 2009. С. 231-234.
  7. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  8. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим паевого и неделимого фондов сельскохозяйственного кооператива // Право и политика. 2007. №10. С. 66-72.
  9. Кутлиярова Р.Ф. Имущественная ответственность сельскохозяйственного кооператива по своим обязательствам // Право: теория и практика. 2008. № 6. С. 18.
  10. Хакимов Ш. К. Становление и развитие Конституции как политико-правового института в Таджикистане. - Душанбе, 2003 — 207 с.