Рациональность правосознания

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 21
CC BY-NC

Аннотация

Усилия Ильина направлены на раскрытие потенциальных возможностей права как способа реализации духовных устремлений человека. Ведь право по существу предписывает и ограничивает только внешние поступки людей. Оно предполагает в каждом человеке наличие соответствующих душевных состояний, пока не доказано противоположное, т.е. право определяет лишь внешний порядок жизни. И в тех случаях, когда этот порядок оторван от внутренних состояний духа, начинается вырождение права, ведущее к унижению человека и гибели духа.

Ключевые слова

ПРАВО, МОРАЛЬ, ПРАВОСОЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

В современных условиях особое место проблемы правосознания объясняется тем, что оно является источником правопорядка, то есть правовых норм и соответствующих институтов, поэтому оно выступает в качестве предмета осмысления права.

Ключевой категорией философии права у Ивана Александровича Ильина становится правосознание. «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»[1]. Правосознание не мыслимо без личности, без человеческой духовности, а оно предполагает человеческое уважение к праву.

Это понятие в работах ученого обозначает некий рационально-волевой акт[2], соединяющий как психологически-аффективный аспект, так и онтологически-правовой. Правосознание понимается Ильиным как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" - как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение[1]. Правосознание не тождественно "законосознанию" и не сводится к правильному усвоению гражданами норм позитивного права.

По мнению ученого, правосознание «есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру,... надо искать в религиозном чувстве и совести. Можно представить себе, конечно, правосознание вне религии и вне совести, но это будет что-то вроде воли, лишенной неба и земли, это будет дисциплина влечений, а не качественное и не творческое начало жизни, черствая форма, лишенная дара любви и дара созерцания»[1]. Определяя здесь правосознание через категорию духа, И.А. Ильин отмечает две главные составляющие правосознания - признание права и признание духа, без которых оно не считается полноценным.

Ученый дает и антропологические и социально-опосредованные определения правового сознания[3]; определяет этот феномен как «правовое чувство», добавляя, что правосознание охватывает также и волю, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного опыта; исходит из того, что оно не просто формально-юридическая, но и универсальная онтологическая категория, из которой выводятся все основные эмпирические опосредованные социальные и правовые реалии; рассматривает его как основу мироздания, мирового порядка и вместе с тем как органическую часть мировой культуры[1] и др.

И.А. Ильин считает, что правосознание есть синтез человеческих чувств, воли человека к соблюдению права и закона, воли к законопослушанию и лояльности своего поведения. Человек как общественное существо обязан осознавать свои права и обязанности, то, что ему запрещено. Человек обязан признавать и уважать права каждого человека в отдельности, так как его собственные права живут чужими обязанностями и запретами, а также его собственные права ограничивают и связывают чужие права. Совершенно очевидно, человеку присуще особое чувство правоты, чувство справедливости, чувство ответственности и чувство свободы, которыми ему подобает руководствоваться в общественной жизни. Правосознание есть чувство уважения к закону и законности; чувство преклонения перед авторитетом законной власти и суда, и соответственно чувства долга и связанности им, живое чувство связывающей дисциплины[4,5].

Решение проблем уголовной вины и наказания возможно только на основании целостного и зрелого учения о правосознании. Виновность и невиновность человека, устанавливаемая судом, а именно на основе судейского отношения к цели права, а потому и к праву. Согласно этому, правонарушитель будет виновен в том случае, если он нарушил норму положительного права и будет невиновен в том случае, если «верный правопорядок был его целью и его мотивом». По мнению И.А. Ильина признание и последовательное осуществление такого понимания уголовной вины - решение одной из великой задачи уголовной науки и практики.

Читайте также

Список литературы

  1. Ильин, И.А. О сущности правосознания : в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 99.
  2. Томсинов В.А. Российская правовая культура как альтернатива идеологии глобализма: Межвуз. Сборник трудов. Барнаул., 2010.
  3. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  4. Коваленко К.Е. Формы проявления принципа разумности в праве//Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2. № 2 (78).
  5. Kovalenko K.E. Some aspects of the new objective reality//
  6. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 6.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Рациональность правосознания / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2627 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться