Естественное правосознание

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Содержание институционально-правовых реформ в России предполагает, в сущности, создание качественно иного правового пространства, характер которого наряду с обновленным законодательством определяется массовой ориентацией населения в своей повседневной жизнедеятельности на правовые ценности демократического общества, и такой же ориентацией деятельности структур государственного управления. При этом соответствующие институциональные изменения осуществляются легче, чем изменения в сфере действия субъективного фактора - в области формирования намерений и мотиваций правового поведения личности.

Ключевые слова

ПРАВО, МОРАЛЬ, ПРАВОСОЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

Идеи, высказанные выдающимся русским мыслителей эпохи мировых войн и революций, помогают многое понять в сущности разрушительных процессов, происходящих в общественном и государственном организме современной Россиих[1,c.70].В жизни любого народа рано или поздно возникает «эпоха великого духовного разоблачения и пересмотра».Всякая культура – это культура духа. Всякая культура имеет духовную основу [2].

В соответствии с традицией, идущей еще от римских юристов, Ильин различает естественное право и положительное право. Обычно под естественным правом понимается некое идеальное право, а под положительным – реальное, исторически существующее[3]. Характерно, что Ильин естественное право понимает как право каждого человека на самостоятельное, свободное существование: "Ценность, лежащая в основании естественного права есть достойная, внутренне-самостоятельная и внешне-свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество... Единичное человеческое существо есть единственная возможность одухотворенной жизни; вести такую жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно, есть основное и безусловное право каждого. Его можно назвать естественным правом, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека"[4]. По Ильину цель права, законов – оградить личность от посягательства со стороны других личностей. Иначе говоря, его идеал в точности совпадает с западной концепцией "прав человека".

В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой ее природе. И.А. Ильин писал, что "человеку дано от Бога и от природы некое инстинктивное чувствилище для объективно лучшего, и воспитать ребенка - значит пробудить и укрепить в нем на всю жизнь это инстинктивное чувствилище"[4]. В русском искусстве это называется художественным вкусом, в науке - чувством истины, в религии - Богосозерцанием, а в правовой (а значит, и нравственной) сфере - совестью.

Только естественное правосознание как предмет знания о едином праве должно лежать в основе положительного права, всякого правового и судебного решения, в основе деятельности политических институтов. Отсюда вполне очевидно, что чем развитее и глубже будет естественное правосознание, тем совершеннее окажется положительное право и руководимая им внешняя жизнь людей. И, напротив, неприглядное, сбивчивое, смутное и слабое естественное правосознание, вне всякого сомнения, породит неверное, несправедливое право. В этом случае единое и верное по своей идее право неизбежно вступит в противоречие с самим собой, ибо естественное правосознание «говорит» совсем не то, что требует знание положительного права. Указанная коллизия приведет к возникновению параллельно с правосознанием естественным правосознания положительного, не совпадающего с ним по содержанию. Такое раздвоение права явится свидетельством постигшей политической неудачи правотворчества, неудавшейся попытки осознать содержание естественной правоты и положить его в основу писаного права.

В современных условиях особое место проблемы правосознания объясняется тем, что оно является источником правопорядка, то есть правовых норм и соответствующих институтов, поэтому оно выступает в качестве предмета осмысления права[5].

Ключевой категорией философии права у Ивана Александровича Ильина становится правосознание. «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность». Правосознание не мыслимо без личности, без человеческой духовности, а оно предполагает человеческое уважение к праву.

Таким образом, это понятие в работах ученого обозначает некий рационально-волевой акт, соединяющий как психологически-аффективный аспект, так и онтологически-правовой. Правосознание понимается Ильиным как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" - как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение. Правосознание не тождественно "законосознанию" и не сводится к правильному усвоению гражданами норм позитивного права.

Читайте также

Список литературы

  1. Томсинов В.А. Российская правовая культура как альтернатива идеологии глобализма: Межвуз. Сборник трудов. Барнаул., 2010.
  2. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  3. Коваленко К.Е. Формы проявления принципа разумности в праве//Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2. № 2 (78).
  4. Ильин И.А. Теория права и государства. М., 1999.
  5. Kovalenko K.E. Some aspects of the new objective reality//
  6. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 6.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Естественное правосознание / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2628 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться