Роль нравственности в правосознании

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Правосознание призвано отражать общую настроенность и состояние правового развития, служить духовным и интеллектуально-волевым ядром правовой системы. Для модернизирующегося российского общества проблема укрепления правовых ценностей и правосознания усугубляется слабой представленностью начал формально-правового мышления и правовых ценностей в отечественной культурной традиции. В связи с чем актуальным становится изучение морально-нравственных начал не только в законодательстве, но и в процессе становления и формирования правосознания.

Ключевые слова

ПРАВО, МОРАЛЬ, ПРАВОСОЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Текст научной работы

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.

К сожалению, приходиться констатировать, что осуществление правовой реформы происходит на фоне негативных факторов, к числу которых можно отнести рост наркомании, злоупотребление алкогольными и табачными изделиями, увеличение преступности. Поэтому первоочередная задача государства и общества становиться создание условий для оздоровления нации, в том числе и реализации системы мер по повышению правосознания и правовой культуры граждан.

Чтобы узнать каков уровень правосознания у населения можно провести внутренний опыт, предложенный профессором И.А. Ильиным: «Надо только представить себе однажды со всею силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишен все прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня огражденных полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди могут делать со мной все, что угодно; я подобен как бы беспризорному ребенку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию…»[1, c.322] Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и увидит себя погибающим от него, тот поймет, какого значение правосознания, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

О незрелости правосознания российских граждан свидетельствует и тот факт, что люди не спешат соблюдать законы. Это происходит оттого, что они не верят в силу закона, не ценят его роль в обществе (правовой нигилизм), либо готовы использовать закон лишь в корыстных личных целях (правовой цинизм, негативизм). Но, зачастую, люди не исполняют предписания закона из-за того, что они противоречат их внутренним убеждениям и установкам [2].

Как можно говорить о зрелости правосознания в государстве, в котором принимаются федеральные законы, закрепляющие такие обязанности как уважение интересов, проявление корректности друг к другу. Это закреплено в частности в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе»[3]. А в ст. 9 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы»[4] закреплена обязанность депутата соблюдать этические нормы.

К тому же Россия идя по пути Западных демократических стран принимает все больше моральных кодексов. Например, кодекс судейской этики был принят в 2004 году[5].

Нравственные правила должны быть самими собой разумеющимися для людей со зрелым правосознанием, а не превращаться в юридические нормы. К тому же в законе нецелесообразно закреплять обязанности, исполнение, которых на практике просто невозможно проверить[6]. С этой позиции абсурдно звучит предложение некоторых авторов принять ФЗ «О нравственности». Неслучайно еще Лао Цзы сказал: «Обилие законов – это нищета морали».

Некоторые авторы указывают нам на высокий уровень правосознания граждан США. Но так ли это? Чтобы ответить, достаточно вспомнить недавние события с отключением света в Нью-Йорке. Разве люди со зрелым правосознанием станут выбегать на улицу и быть витрину магазинов с целью наживы? Ответ очевиден.

В данном случае человек выступает именно таким, каким его с восторгом описывал Фридрих Ницше, когда взывал к дикому и злому человеку с веселым брюхом и грубым нравом. Человек, который повинуется закону лишь из страха, превращается в волка, как только страх отступает.

Решение видится в нравственном воспитании и фундаментальном образовании[8]. Однако, прежде всего, необходима выработка национальной идеи, которая смогла бы объединить людей. Ведь важно, чтобы люди исполняли законы не механически, а из чувства причастности к общему делу. Исследование правосознания учащейся молодежи важно для решения конкретных практических проблем предупреждения преступности, повышения правовой культуры молодежи. В более тщательном изучении нуждается правосознание отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, школьников коррекционных образовательных учреждений. Изучение их правовой психологии может стать одним из важнейших направлений в теории права. Требуют самостоятельного исследования вопросы правового регулирования образования, воспитательной функции образовательного законодательства, обеспечения активизации деятельности общественных организаций по правовому воспитанию граждан.

Читайте также

Список литературы

  1. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М, 2006.
  2. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3215.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №28. Ст. 3466.
  5. Кодекс судейской этики от 2.12.2004 // Российская юстиция. 2005. №1-2.
  6. Коваленко К.Е. Формы проявления принципа разумности в праве//Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 2. № 2 (78).
  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1997.
  8. Kovalenko K.E. Some aspects of the new objective reality//
  9. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 6.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Роль нравственности в правосознании / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2629 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться