Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.
К сожалению, приходиться констатировать, что осуществление правовой реформы происходит на фоне негативных факторов, к числу которых можно отнести рост наркомании, злоупотребление алкогольными и табачными изделиями, увеличение преступности. Поэтому первоочередная задача государства и общества становиться создание условий для оздоровления нации, в том числе и реализации системы мер по повышению правосознания и правовой культуры граждан.
Чтобы узнать каков уровень правосознания у населения можно провести внутренний опыт, предложенный профессором И.А. Ильиным: «Надо только представить себе однажды со всею силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишен все прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня огражденных полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди могут делать со мной все, что угодно; я подобен как бы беспризорному ребенку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию…»[1, c.322] Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и увидит себя погибающим от него, тот поймет, какого значение правосознания, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
О незрелости правосознания российских граждан свидетельствует и тот факт, что люди не спешат соблюдать законы. Это происходит оттого, что они не верят в силу закона, не ценят его роль в обществе (правовой нигилизм), либо готовы использовать закон лишь в корыстных личных целях (правовой цинизм, негативизм). Но, зачастую, люди не исполняют предписания закона из-за того, что они противоречат их внутренним убеждениям и установкам [2].
Как можно говорить о зрелости правосознания в государстве, в котором принимаются федеральные законы, закрепляющие такие обязанности как уважение интересов, проявление корректности друг к другу. Это закреплено в частности в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе»[3]. А в ст. 9 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы»[4] закреплена обязанность депутата соблюдать этические нормы.
К тому же Россия идя по пути Западных демократических стран принимает все больше моральных кодексов. Например, кодекс судейской этики был принят в 2004 году[5].
Нравственные правила должны быть самими собой разумеющимися для людей со зрелым правосознанием, а не превращаться в юридические нормы. К тому же в законе нецелесообразно закреплять обязанности, исполнение, которых на практике просто невозможно проверить[6]. С этой позиции абсурдно звучит предложение некоторых авторов принять ФЗ «О нравственности». Неслучайно еще Лао Цзы сказал: «Обилие законов – это нищета морали».
Некоторые авторы указывают нам на высокий уровень правосознания граждан США. Но так ли это? Чтобы ответить, достаточно вспомнить недавние события с отключением света в Нью-Йорке. Разве люди со зрелым правосознанием станут выбегать на улицу и быть витрину магазинов с целью наживы? Ответ очевиден.
В данном случае человек выступает именно таким, каким его с восторгом описывал Фридрих Ницше, когда взывал к дикому и злому человеку с веселым брюхом и грубым нравом. Человек, который повинуется закону лишь из страха, превращается в волка, как только страх отступает.
Решение видится в нравственном воспитании и фундаментальном образовании[8]. Однако, прежде всего, необходима выработка национальной идеи, которая смогла бы объединить людей. Ведь важно, чтобы люди исполняли законы не механически, а из чувства причастности к общему делу. Исследование правосознания учащейся молодежи важно для решения конкретных практических проблем предупреждения преступности, повышения правовой культуры молодежи. В более тщательном изучении нуждается правосознание отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, школьников коррекционных образовательных учреждений. Изучение их правовой психологии может стать одним из важнейших направлений в теории права. Требуют самостоятельного исследования вопросы правового регулирования образования, воспитательной функции образовательного законодательства, обеспечения активизации деятельности общественных организаций по правовому воспитанию граждан.