Появление термина «информационно-коммуникативная компетенция (компетентность)» в научном обиходе закономерно и обусловлено тесной связью между двумя компетенциями - информационной и коммуникативной, наличие которых свидетельствует о готовности личности к грамотному и результативному взаимодействию в условиях информационного общества.
Информатизация затронула все сферы деятельности человека, в том числе, и сферу образования, изменив характер и динамику образовательного процесса. Возросшая роль информации, появление новых информационно-технологических и коммуникационных условий актуализировали проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о непосредственной связи формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов и информационно-коммуникативным характером самого педагогического процесса. Исследователи отмечают, что востребованность информации в педагогической системе является показателем активности образовательного процесса, в то время как возможность контролировать и анализировать информационный поток обусловливает эффективность управления педагогическим процессом [1].
Педагогическая система, как и любая другая, характеризуется набором определенных условий, соблюдение которых является показателем успешности и результативности функционирования системы. Термин «педагогические условия» применительно к педагогической системе подразумевает совокупность всех компонентов процесса обучения, а именно, целей, содержания, методов и форм.
Поскольку любая деятельность тем или иным образом связана с передачей и обменом информацией, а информация, в свою очередь, передается в ходе коммуникативной деятельности - взаимодействии двух и более людей, направленном на достижение общего результата [8], информационно-коммуникативная компетенция рассматривается некоторыми исследователями (А.В. Вишнякова, Н.В. Ходякова, Е.М. Шевченко) как целостный психолого-педагогического феномен [2, 3, 4].
Под информационно-коммуникативной компетенцией в данной статье понимается комплекс знаний основ теории коммуникации, информационных технологий, особенностей специфического (присущего той или иной области знаний) дискурса, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды [5].
Представление информационно-коммуникативной компетенции как единства структурных компонентов позволяет рассматривать ее как «…интегративное качество личности, необходимое для овладения способами работы с информацией» [10], именно поэтому во многих исследованиях, посвященных проблеме формирования информационно-коммуникативной компетенции, отмечена важность выявления ее структуры. В частности, можно назвать исследования Ю.А.Абрамовой [6], О.Н. Астафьевой и О.А. Захаровой [7], Н.А. Качалова [8], А.А. Мелиховой [9], И.Г. Смирновой [5].
Анализ структурно-содержательных планов информационно-коммуникативной компетенции, представленных в работах вышеназванных авторов, выявил сходство в компонентном составе компетенции и позволил выделить следующие компоненты:
когнитивный - в определении, данном Мелиховой А.А., когнитивный компонент включает в себя более узкие коммуникативный, информационный и лингвистический компоненты;
технологический – представляется неотъемлемым компонентом информационно-коммуникативной компетенции в виду всевозрастающей роли информации, всеобщей информатизации общества;
мотивационный - мотивационные побуждения, влияющие на отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом (Астафьева О. Н., Захарова О. А.); коммуникативная мотивация; ориентация на восприятие и передачу информации (Смирнова И.Г.)
рефлексивный - коммуникативная рефлексия; способность к анализу своих коммуникативных умений и навыков; стремление к их совершенствованию (Смирнова И.Г.).
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, а также содержании понятия информационно-коммуникативной компетенции и определения ее структурных компонентов, мы пришли к выводу, что успешное формирование данной компетенции студентов в образовательном процессе вуза возможно при реализации совокупности двух блоков педагогических условий:
- психолого-педагогические условия:
формирование мотивационных установок на реализацию информационно-коммуникативной компетенции в учебной деятельности;
развитие рефлексивной сферы личности, способствующей формированию информационно-коммуникативной компетенции;
реализация равноправных отношений между студентом и преподавателем в процессе учебной деятельности;
- организационно-методические условия:
использование комплекса методов обучения, соответствующих задачам формирования информационно-коммуникативных умений будущих специалистов;
интеграция различных форм организации информационно-коммуникативной деятельности;
организация самостоятельной коммуникативной деятельности студентов, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками, составляющими информационно-коммуникативную компетенцию студентов.
Первый блок условий - психолого-педагогические условия - включают рефлексивный и мотивационный компоненты компетенции и подразумевают приобретение учащимися опыта выполнения системы учебных заданий, направленных на рефлексию учебной деятельности и мотивационной сферы.
Второй блок - организационно-методические условия - включают когнитивный и технологический компоненты компетенции и подразумевают освоение студентами умений логически корректно структурировать и представлять учебную информацию, способствующих успешному решению учебно-познавательных задач в процессе овладения информационно-коммуникативной компетенцией.
Представляется целесообразной апробация предложенных педагогических условий для выявления их результативности и коррекции полученных результатов.