К вопросу о структуре информационно-коммуникативной компетенции

NovaInfo 29, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются структурные особенности информационно-коммуникативной компетенции.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Тенденция к рассмотрению понятия компетенции как совокупности структурных компонентов все чаще прослеживается в педагогических исследованиях, в частности, в исследованиях, посвященных проблемам формирования информационно-коммуникативной компетенции, в некоторых исследованиях отмечена важность выявления структуры информационно-коммуникативной компетенции (компетентности). В качестве послуживших основой для проводимого исследования следует назвать работы Ю.А. Абрамовой [1], О.Н. Астафьевой и О.А. Захаровой [2], Л.В. Бочаровой [3], Н.А. Качалова [4], А.А. Мелиховой [5], И.Г. Смирновой [6].

Наиболее часто встречаются когнитивный и технологический компоненты, характеризуемые как знание основ теории коммуникации; знание информационных технологий; знание особенностей построения дискурса (Смирнова И.Г.) и способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности (Мелихова А.А.) соответственно.

Далее следуют такие компоненты, как мотивационный, (ценностно-мотивационный), деятельностный, коммуникативный, оценочно-рефлексивный (рефлексивный), аксиологический (ценностно-мотивационный), личностный, профессиональный.

Наименьшее количество раз встречаются такие компоненты, как управленческий, информационный, лингвистический, межкультурный.

Проанализировав перечисленные выше структуры, можно выделить следующие компоненты:

  1. когнитивный - в определении, данном Мелиховой А.А., когнитивный компонент включает в себя более узкие коммуникативный, информационный и лингвистический компоненты;
  2. технологический представляется неотъемлемым компонентом информационно-коммуникативной компетенции в виду всевозрастающей роли информации, всеобщей информатизации общества;
  3. мотивационный - мотивационные побуждения, влияющие на отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом (Астафьева О. Н., Захарова О. А.); коммуникативная мотивация; ориентация на восприятие и передачу информации (Смирнова И.Г.)
  4. рефлексивный - коммуникативная рефлексия; способность к анализу своих коммуникативных умений и навыков; стремление к их совершенствованию (Смирнова И.Г.).

Выделение структуры компетенции позволяет подобрать диагностический инструментарий и методическое сопровождение, что способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова Ю.А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/02/formirovanie-informatsionno
  2. Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/86387.html
  3. Бочарова Л.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя. Электронный научно-педагогический журнал "Письма в Emissia.Offline". Электронный ресурс. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2006/1085.htm
  4. Качалов Н.А. Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы //Вестник Томского государственного педагогического университета. № 6 / 2011
  5. Мелихова А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста в техническом вузе// Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 101-108 (106)
  6. Смирнова И.Г. Средства обучения в процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза / И.Г. Смирнова // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: Материалы 4-ой все-рос. науч.-практ. конф. неязыковых вузов на базе ВГИФК. - Воронеж: Науч. кн., 2011.-С. 121-124.

Цитировать

Королькова, Ю.С. К вопросу о структуре информационно-коммуникативной компетенции / Ю.С. Королькова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2782 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться