Вытеснение малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 9

Аннотация

В статье рассмотрена проблема вытеснения малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах, ее причины, формы проявления. Выявлены причины исследуемого явления, предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, РЫНОК, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ТОРГОВЫЕ СЕТИ, РИТЕЙЛЕРЫ

Текст научной работы

В 1990-е годы, после распада СССР многие поняли, что торговать намного проще, чем производить что-либо, и что экономическая политика, проводимая государством, дала возможность всем желающим и имеющим хотя бы какой-нибудь капитал, начать собственный бизнес.

Если в первое время процесс развития торговли был в очень активном состоянии (широкое распространение приобрел челночный бизнес, начало появляться огромное количество разнообразных ларьков), то на сегодняшний момент времени наступила фаза укрупнения и консолидации торговых мощностей, что соответствует множеству теорий кооперации.

Малым предприятиям становится все сложнее выживать в крупных городах и получать прибыль в условиях конкуренции в торговыми сетями. И в связи с этими условиями, которые сложились на рынке за последнее время, малый бизнес остро нуждается в государственной поддержке.

Поэтому в 1990-е годы, когда, как теперь кажется, время для малого бизнеса было почти идеальным, занятость в нем практически не менялась, составляя около 6 млн человек (менее 10 проц. от числа занятых в экономике [6]).

Затяжной спад экономики не способствовал росту малого бизнеса, даже несмотря на либеральное по нынешним меркам регулирование.

Зато первая половина 2000-х годов стала для малого бизнеса «золотым» временем. Экономика прибавляла по 6—8 проц. в год, бурно увеличивался спрос во всех секторах. Только за 2003—2004 годы число малых предприятий выросло на 16 проц., занятость на них — на 8 проц., а выручка — на 57 проц. (с поправкой на инфляцию) [2]. Число индивидуальных предпринимателей (ИП) достигло 4,8 млн (6,7 проц. экономически активного населения). За девять лет уверенного экономического роста (1999—2007) занятость в малом бизнесе выросла на треть, почти до 13 проц. от числа занятых в экономике. На этом уровне она остается и сейчас (13,7 процента).

Сильный импульс для развития был задан быстрым распространением по территории РФ больших торговых сетей, а также повышающейся доступностью современных форматов торговли, таких как супермаркеты, гипермаркеты (магазины с очень большой площадью и с очень широким товарным ассортиментом), «магазины у дома» и интернет-магазины.

Ценовые различия становятся все менее заметными, очень быстро растет роль интернета и рекламы, а покупатели привыкают в формату «все в одном».

Средний годовой доход россиянина в 2013 году составил около 250 тыс. рублей. Развивается рынок потребительского кредитования, который с 2007 года увеличился практически вдвое.

Потребители со временем становятся все более требовательными и современными, это в первую очередь касается жителей крупных городов, где уровень сервиса и проникновение технологий на порядок выше, чем в регионах.

Торговые сети бурно развиваются и продолжат развитие практически во всех крупных городах РФ. А это значит, что у малого бизнеса будет оставаться все меньше шансов на какие-либо успехи на рынке.

Значение и важность малого и среднего бизнеса в экономике РФ зачастую преуменьшают и ставят их на второй план, уделяя больше внимания проблемам крупного бизнеса.

А ведь основные показатели в этих сферах, такие как численность рабочих мест и выручка, составляют очень солидные цифры даже в масштабах экономики в целом.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (2012)

 

индивидуальные

предприниматели*

микро

предприятия**

малые предприятия***

средние предприятия****

Всего

Количество действующих, млн

2,6

1,8

0,238

0,016

4,6

Средняя численность работников, млн

2,2

4,6

6,8

21*****

15.7

Выручка, трлн руб.

8,7

8,3

15,1

3,9

36,1

* Без учета ИП, зарегистрированных до 2004 года (около 1,4 млн)

** До 15 человек занятых, выручка до 60 млн руб.

***До 100 человек занятых, выручка до 400 млн руб.

**** До 250 человек занятых, выручка до 1 млрд руб.

***** За 2011 год

Источник: Росстат, НИСИПП

Зарубежные крупные ритейлеры с большой осторожностью относятся к выходу в регионы и в основном захватывают рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Отечественные же сети уже достаточно прочно закрепились во всех городах-миллионниках страны.

На фоне торговых гигантов, таких как MediaMarkt, Ашан, Окей, М-Видео и подобных им сетей, предприятия малого бизнеса кажутся заведомо неуспешными и малоприбыльными.

Малый бизнес проигрывает крупным конкурентам по причине эффекта масштаба, так как с ростом объемов снижаются издержки на единицу товара и за последнее время этот эффект только усилился. Крупные ритейлерские сети вытесняют малые торговые предприятия точно так же, как когда-то крупные заводы вытесняли кустарные производства.

Малый бизнес очень чувствителен к деловому климату в стране. Бюрократия при оформлении документов, разнообразные барьеры для входа на рынок, высокие ставки налогов и любые другие несовершенности в деловом климате малый бизнес ощущает гораздо острее, нежели средний или крупный.

Предприниматели как никто знают, с какими проблемами приходится сталкиваться при ведении бизнеса.

НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПО ДАННЫМ «ОПОРЫ»

проблема

доля опрошенных предпринимателей *, считающих ее острой, в % **

Низкая доступность персонала

47

Высокий уровень налогов

36

Низкая доступность финансов

22

Общий спад производства в отрасли

18

Несправедливая конкуренция

17

* Сумма превышает 100 проц.: можно было выбрать до 3 вариантов ответа.

** В рамках параллельно проводившегося «ОПОРой» опроса руководители предприятий называли также серьезными проблемами высокие тарифы на электричество и сложность подключения к энергомощностям, доступ к земельным участкам и производственным помещениям, обременительность таможенных процедур, высокие административные барьеры, коррупцию при доступе к госзаказу.

Источник: «Опора», 2012

Хотя малый бизнес достаточно неплохо пережил финансовый кризис 2008-2009, увеличив выручку в 2010 на 7 % после падения ее на 17% в 2009, сейчас о таких темпах роста остается только мечтать. Остановка роста явилась результатом непреднамеренных ошибок государства и ухудшение делового климата. Прекращение роста малого бизнеса – непредвиденное последствие политических решений, ужесточение регулирования экономики.

Стагнация продолжается не первый год. В 2012 году выручка малых предприятий (с учетом инфляции) сократилась на 2,4 проц., перестали расти занятость и число малых предприятий. За апрель 2012 — март 2013-го число малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось на 2,8 процента [3]. Оборот малого бизнеса в первом полугодии 2013-го оставался на уровне предыдущего года [7] (с учетом инфляции это означает фактическое снижение выручки). Уменьшилось и число предпринимателей, видящих новые возможности для организации компании. В 2011 году таковых было, согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства» (GEM), 40 проц., а в 2012-м — всего 30 процентов. [1]

По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в РФ в 2012 году составил 21,32 трлн руб. (+5,9% к 2011 году). Из них на продуктовую розницу пришлось 9,9 трлн. руб., оставшиеся 11,4 трлн. руб. - на торговлю непродовольственными товарами. На долю совокупной выручки десяти крупнейших продуктовых ритейлеров по итогам 2012 года приходится 19,5% оборота розничной торговли — 1,9 трлн. руб., следует из рейтинга топ-10, составленного агентством Infoline.

Крупнейшие российские продуктовые ритейлеры по итогам 2012 года

N

Ритейлер

Торговые сети

Количество магазинов

Выручка в 2012 году, млрд. руб.

Изменение к 2011 году, %

 

1

X5 Retail Group

«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.

3702

490,1

8,1

 

2

«Магнит»

«Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит-Косметик»

6884

448,7

33,6

 

3

Auchan Group

«Ашан», «Ашан-Сити», «Радуга», «Ашан-Сад», «Атак»

151

271,7

19,8

 

4

Metro Group

Metro Cash & Carry, Real

86

198,9

17,3

 

5

«Дикси групп»

«Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Дешево», «Кэш»

1499

147,0

43,8

 

6

«О'Кей»

«О'Кей», «О'Кей-Экспресс»

83

115,5

24,1

 

7

«Лента»

«Лента»

56

109,9

22,4

 

8

«Седьмой континент»

«Седьмой континент», «Наш гипермаркет»

159

60,0

13,2

 

9

«Элемент Трейд»

«Монетка», «Монетка Супер», «Райт»

532

49,0

32,1

 

10

«Мария-Ра»

«Мария-Ра»

501

40,8

32,0

 
 

Изучив подобную статистику, становится понятно, что торговым предприятиям малого бизнеса не возможно тягаться с гигантами рынка на одном уровне. И раз все выглядит столь бесперспективно стоит ли вообще думать о малом бизнесе?

Что же делать? Уровень развития малого бизнеса — не второстепенный, а важнейший индикатор, характеризующий развитие конкурентной экономики. Так же он может служить показателем того, насколько хорошо или плохо в стране развита конкуренция, насколько она вообще пригодна для ведения любого бизнеса.

Что необходимо предпринять для роста доли малого бизнеса в экономике страны и не допустить вытеснения малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах?

В общем малый бизнес объективно проигрывает торговым сетям в связи с несопоставимостью возможностей, однако и для него при таком раскладе существуют рыночные ниши.

В первую очередь, это маленькие магазинчики «шаговой доступности» на товары повседневного спроса, ради которых нет надобности ехать в гипермаркет или идти лишних 100-200 метров до ближайшего крупного магазина сетевого ритейлера.

Конкурентными преимуществами и достоинствами могут быть свежие продукты местных производителей, «домашняя» атмосфера, любимая многими возможность выйти за покупками, так сказать, в тапочках (ввиду близкого расположения магазина).

Следует обратить внимание на такой малозатратный резерв развития малого бизнеса, как страхование от всевозможных рисков. Ими могут быть:

  • страхование непогашения кредита;

  • страхование дебиторской задолженности предприятия или предпринимателя;

  • страхование риска утраты права собственности (титульное страхование);

  • страхование ущерба от остановки производства (деятельности);

  • страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;

  • накопительное страхование жизни самого учредителя бизнеса или ближайших его заместителей [4], [5].

Ну и, конечно же, стоит обратить внимание на развитие Интернет-торговли, для которой существование крупных игроков с выставленным огромным ассортиментом товара является даже плюсом, так как покупатель перед приобретением товара в Интернете сначала внимательно изучит его в магазине, и лишь затем купит в интернет-магазине по более низкой цене. В таком случае издержки ложатся на торговые центры, а выручка достаётся владельцам интернет-магазинов.

Но каким будет наилучший способ совместного существования крупного и малого бизнеса в будущем, покажет лишь время.

Читайте также

Список литературы

  1. Глобальный мониторинг предпринимательства. Национальный отчет Россия 2012. GEM, Высшая школа менеджмента СПбГУ (http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf).
  2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг. М., 2005 (http://www.nisse.ru/netcat_files/176/136/h_82f76a298f1719ee40a67170f5a18694).
  3. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе—марте 2013. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М., 2013 (http://www.nisse.ru/netcat_files/176/136/h_b6120b9cb80b67839ac7f1ffe822051b).
  4. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  5. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  6. Зубаревич Н. Региональные рынки труда России: Cходство непохожих. От чего зависит занятость в малом бизнесе // Демоскоп Weekly. 2008. С. 337—338 (http://demoscope.ru/weekly/2008/0337/tema06.php).
  7. Социально-экономическое положение России – 2013 г. Янв.-авг. Институциональные преобразования. Малые предприятия (без микро-предприятий) // Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d08/2-3-2.htm

Цитировать

Ефимов, О.Н. Вытеснение малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах / О.Н. Ефимов, М.Ю. Майоров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2693 (дата обращения: 09.06.2023).

Поделиться