В 1990-е годы, после распада СССР многие поняли, что торговать намного проще, чем производить что-либо, и что экономическая политика, проводимая государством, дала возможность всем желающим и имеющим хотя бы какой-нибудь капитал, начать собственный бизнес.
Если в первое время процесс развития торговли был в очень активном состоянии (широкое распространение приобрел челночный бизнес, начало появляться огромное количество разнообразных ларьков), то на сегодняшний момент времени наступила фаза укрупнения и консолидации торговых мощностей, что соответствует множеству теорий кооперации.
Малым предприятиям становится все сложнее выживать в крупных городах и получать прибыль в условиях конкуренции в торговыми сетями. И в связи с этими условиями, которые сложились на рынке за последнее время, малый бизнес остро нуждается в государственной поддержке.
Поэтому в 1990-е годы, когда, как теперь кажется, время для малого бизнеса было почти идеальным, занятость в нем практически не менялась, составляя около 6 млн человек (менее 10 проц. от числа занятых в экономике [6]).
Затяжной спад экономики не способствовал росту малого бизнеса, даже несмотря на либеральное по нынешним меркам регулирование.
Зато первая половина 2000-х годов стала для малого бизнеса «золотым» временем. Экономика прибавляла по 6—8 проц. в год, бурно увеличивался спрос во всех секторах. Только за 2003—2004 годы число малых предприятий выросло на 16 проц., занятость на них — на 8 проц., а выручка — на 57 проц. (с поправкой на инфляцию) [2]. Число индивидуальных предпринимателей (ИП) достигло 4,8 млн (6,7 проц. экономически активного населения). За девять лет уверенного экономического роста (1999—2007) занятость в малом бизнесе выросла на треть, почти до 13 проц. от числа занятых в экономике. На этом уровне она остается и сейчас (13,7 процента).
Сильный импульс для развития был задан быстрым распространением по территории РФ больших торговых сетей, а также повышающейся доступностью современных форматов торговли, таких как супермаркеты, гипермаркеты (магазины с очень большой площадью и с очень широким товарным ассортиментом), «магазины у дома» и интернет-магазины.
Ценовые различия становятся все менее заметными, очень быстро растет роль интернета и рекламы, а покупатели привыкают в формату «все в одном».
Средний годовой доход россиянина в 2013 году составил около 250 тыс. рублей. Развивается рынок потребительского кредитования, который с 2007 года увеличился практически вдвое.
Потребители со временем становятся все более требовательными и современными, это в первую очередь касается жителей крупных городов, где уровень сервиса и проникновение технологий на порядок выше, чем в регионах.
Торговые сети бурно развиваются и продолжат развитие практически во всех крупных городах РФ. А это значит, что у малого бизнеса будет оставаться все меньше шансов на какие-либо успехи на рынке.
Значение и важность малого и среднего бизнеса в экономике РФ зачастую преуменьшают и ставят их на второй план, уделяя больше внимания проблемам крупного бизнеса.
А ведь основные показатели в этих сферах, такие как численность рабочих мест и выручка, составляют очень солидные цифры даже в масштабах экономики в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (2012) | |||||
индивидуальные предприниматели* |
микро предприятия** |
малые предприятия*** |
средние предприятия**** |
Всего |
|
Количество действующих, млн |
2,6 |
1,8 |
0,238 |
0,016 |
4,6 |
Средняя численность работников, млн |
2,2 |
4,6 |
6,8 |
21***** |
15.7 |
Выручка, трлн руб. |
8,7 |
8,3 |
15,1 |
3,9 |
36,1 |
* Без учета ИП, зарегистрированных до 2004 года (около 1,4 млн)
** До 15 человек занятых, выручка до 60 млн руб.
***До 100 человек занятых, выручка до 400 млн руб.
**** До 250 человек занятых, выручка до 1 млрд руб.
***** За 2011 год
Источник: Росстат, НИСИПП
Зарубежные крупные ритейлеры с большой осторожностью относятся к выходу в регионы и в основном захватывают рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Отечественные же сети уже достаточно прочно закрепились во всех городах-миллионниках страны.
На фоне торговых гигантов, таких как MediaMarkt, Ашан, Окей, М-Видео и подобных им сетей, предприятия малого бизнеса кажутся заведомо неуспешными и малоприбыльными.
Малый бизнес проигрывает крупным конкурентам по причине эффекта масштаба, так как с ростом объемов снижаются издержки на единицу товара и за последнее время этот эффект только усилился. Крупные ритейлерские сети вытесняют малые торговые предприятия точно так же, как когда-то крупные заводы вытесняли кустарные производства.
Малый бизнес очень чувствителен к деловому климату в стране. Бюрократия при оформлении документов, разнообразные барьеры для входа на рынок, высокие ставки налогов и любые другие несовершенности в деловом климате малый бизнес ощущает гораздо острее, нежели средний или крупный.
Предприниматели как никто знают, с какими проблемами приходится сталкиваться при ведении бизнеса.
НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПО ДАННЫМ «ОПОРЫ» | |
проблема |
доля опрошенных предпринимателей *, считающих ее острой, в % ** |
Низкая доступность персонала |
47 |
Высокий уровень налогов |
36 |
Низкая доступность финансов |
22 |
Общий спад производства в отрасли |
18 |
Несправедливая конкуренция |
17 |
* Сумма превышает 100 проц.: можно было выбрать до 3 вариантов ответа.
** В рамках параллельно проводившегося «ОПОРой» опроса руководители предприятий называли также серьезными проблемами высокие тарифы на электричество и сложность подключения к энергомощностям, доступ к земельным участкам и производственным помещениям, обременительность таможенных процедур, высокие административные барьеры, коррупцию при доступе к госзаказу.
Источник: «Опора», 2012
Хотя малый бизнес достаточно неплохо пережил финансовый кризис 2008-2009, увеличив выручку в 2010 на 7 % после падения ее на 17% в 2009, сейчас о таких темпах роста остается только мечтать. Остановка роста явилась результатом непреднамеренных ошибок государства и ухудшение делового климата. Прекращение роста малого бизнеса – непредвиденное последствие политических решений, ужесточение регулирования экономики.
Стагнация продолжается не первый год. В 2012 году выручка малых предприятий (с учетом инфляции) сократилась на 2,4 проц., перестали расти занятость и число малых предприятий. За апрель 2012 — март 2013-го число малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось на 2,8 процента [3]. Оборот малого бизнеса в первом полугодии 2013-го оставался на уровне предыдущего года [7] (с учетом инфляции это означает фактическое снижение выручки). Уменьшилось и число предпринимателей, видящих новые возможности для организации компании. В 2011 году таковых было, согласно «Глобальному мониторингу предпринимательства» (GEM), 40 проц., а в 2012-м — всего 30 процентов. [1]
По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в РФ в 2012 году составил 21,32 трлн руб. (+5,9% к 2011 году). Из них на продуктовую розницу пришлось 9,9 трлн. руб., оставшиеся 11,4 трлн. руб. - на торговлю непродовольственными товарами. На долю совокупной выручки десяти крупнейших продуктовых ритейлеров по итогам 2012 года приходится 19,5% оборота розничной торговли — 1,9 трлн. руб., следует из рейтинга топ-10, составленного агентством Infoline.
Крупнейшие российские продуктовые ритейлеры по итогам 2012 года
N |
Ритейлер |
Торговые сети |
Количество магазинов |
Выручка в 2012 году, млрд. руб. |
Изменение к 2011 году, % |
|
1 |
X5 Retail Group |
«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др. |
3702 |
490,1 |
8,1 |
|
2 |
«Магнит» |
«Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит-Косметик» |
6884 |
448,7 |
33,6 |
|
3 |
Auchan Group |
«Ашан», «Ашан-Сити», «Радуга», «Ашан-Сад», «Атак» |
151 |
271,7 |
19,8 |
|
4 |
Metro Group |
Metro Cash & Carry, Real |
86 |
198,9 |
17,3 |
|
5 |
«Дикси групп» |
«Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Дешево», «Кэш» |
1499 |
147,0 |
43,8 |
|
6 |
«О'Кей» |
«О'Кей», «О'Кей-Экспресс» |
83 |
115,5 |
24,1 |
|
7 |
«Лента» |
«Лента» |
56 |
109,9 |
22,4 |
|
8 |
«Седьмой континент» |
«Седьмой континент», «Наш гипермаркет» |
159 |
60,0 |
13,2 |
|
9 |
«Элемент Трейд» |
«Монетка», «Монетка Супер», «Райт» |
532 |
49,0 |
32,1 |
|
10 |
«Мария-Ра» |
«Мария-Ра» |
501 |
40,8 |
32,0 |
|
Изучив подобную статистику, становится понятно, что торговым предприятиям малого бизнеса не возможно тягаться с гигантами рынка на одном уровне. И раз все выглядит столь бесперспективно стоит ли вообще думать о малом бизнесе?
Что же делать? Уровень развития малого бизнеса — не второстепенный, а важнейший индикатор, характеризующий развитие конкурентной экономики. Так же он может служить показателем того, насколько хорошо или плохо в стране развита конкуренция, насколько она вообще пригодна для ведения любого бизнеса.
Что необходимо предпринять для роста доли малого бизнеса в экономике страны и не допустить вытеснения малого торгового бизнеса торговыми сетями в крупных городах?
В общем малый бизнес объективно проигрывает торговым сетям в связи с несопоставимостью возможностей, однако и для него при таком раскладе существуют рыночные ниши.
В первую очередь, это маленькие магазинчики «шаговой доступности» на товары повседневного спроса, ради которых нет надобности ехать в гипермаркет или идти лишних 100-200 метров до ближайшего крупного магазина сетевого ритейлера.
Конкурентными преимуществами и достоинствами могут быть свежие продукты местных производителей, «домашняя» атмосфера, любимая многими возможность выйти за покупками, так сказать, в тапочках (ввиду близкого расположения магазина).
Следует обратить внимание на такой малозатратный резерв развития малого бизнеса, как страхование от всевозможных рисков. Ими могут быть:
страхование непогашения кредита;
страхование дебиторской задолженности предприятия или предпринимателя;
страхование риска утраты права собственности (титульное страхование);
страхование ущерба от остановки производства (деятельности);
страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;
накопительное страхование жизни самого учредителя бизнеса или ближайших его заместителей [4], [5].
Ну и, конечно же, стоит обратить внимание на развитие Интернет-торговли, для которой существование крупных игроков с выставленным огромным ассортиментом товара является даже плюсом, так как покупатель перед приобретением товара в Интернете сначала внимательно изучит его в магазине, и лишь затем купит в интернет-магазине по более низкой цене. В таком случае издержки ложатся на торговые центры, а выручка достаётся владельцам интернет-магазинов.
Но каким будет наилучший способ совместного существования крупного и малого бизнеса в будущем, покажет лишь время.