Тенденции развития потребительского рынка в Республике Башкортостан

NovaInfo 28, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье проводится анализ потребительского рынка в Республике Башкортостан, рассмотрены тенденции развития, выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова

РАЗВИТИЕ, ТОРГОВЛЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Текст научной работы

Потребительский рынок — это сфера купли-продажи товаров и услуг для личного потребления. Рынок продуктов и услуг в современной экономике является одним из важных её элементов. Кроме того, входящие в него рынки продовольственных, непродовольственных и услуг вызывают интерес у представителей крупных отечественных и зарубежных компаний (рисунок 1).

Чтобы понять состояние рынка в Республике Башкортостан нужно её проанализировать.

Потребительский рынок в республике широко представлен магазинами розничной торговли ориентированных на отдельных видов товаров, предприятиями сферы услуг, ремонтными мастерскими, развиваются предприятия фирменной торговли, частные оптовые предприятия и т.д. Из тенденций характеризующий развитие торговли в республике следует отметить: быстрый рост числа торговых площадей, появление современных форматов. Строятся торговые центры и торговые комплексы, где размещаются торговые бутики, развлекательные центры, объекты общественного питания, офисы! Каждый год в республике в эксплуатация вводятся 300-350 тысяч квадратных метров торговых площадей.

Состав потребительского рынка
Рисунок 1. Состав потребительского рынка

Значительно развивается сфера общественного питания направленная на повышение качества, доступности услуг общепита для всех категорий граждан. Растет число ресторанов национальной кухни. Выросло число предприятий общедоступной сети, кафе, магазины кулинарии, бистро, бистро формата фаст-фуд, оснащенные современным оборудованием и внедряющие высокие стандарты обслуживания. Высокий стабильный спрос связан с повышение покупательской способности граждан, и формирование среднего класса потребителей и развитием недорогого быстрого питания. Оборот общественного питания в 2013 году составил 29 миллиардов рублей.

В настоящее время в Республике Башкортостан более 25 тысяч торговых предприятий оптовой и розничной торговли, общепита и около 900 торговых сетей. Среди крупнейших международных торговых предприятий являются: «Ашан», «ИКЕА», «Леруа Мерлен», «Касторама».Среди отечественных, крупнейшими по числу магазинов являются сети: «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит»(270 магазинов), «Байрам»(120 магазинов), «Полушка»(125 магазинов)

Сфера услуг является одним из приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Башкортостан. На сегодняшний день эту отрасль представляют около девяти тысяч предприятий. Рынок услуг развивается и востребован населением республики, за последние 7 лет объем услуг оказываемые населению вырос почти в три раза. Наиболее востребованными остаются услуги ремонта и строительства жилья, обслуживание транспортных средств, парикмахерские и косметические салоны, расширяют свою нишу на рынке, предприятия оказывающие услуги по пошиву, ремонту и химической чистке одежды.

Республика Башкортостан по объему оказанных услуг на одного жителя входит в тройку лидеров среди субъектов Приволжского федерального округа. Эта сумма составила 4780 рублей.

В настоящее время разработана долгосрочная целевая программа

« Развитие торговли в Республике Башкортостанна 2013-2018 годы», утвержденная Постановлением Правительства РБ от 03.03.2014 N 89. Основными целями это программы является:

  • улучшение условий для полного удовлетворения спроса потребителей на потребительские товары широкого ассортимента, по доступным ценам;
  • создание современной торговой инфраструктуры в республике;
  • создание благоприятной среды на потребительском рынке;
  • создание экономических и политических условий для обеспечения стабильного развития потребительской кооперации в республике;
  • удовлетворение потребностей жителей, обеспечение устойчивого функционирования и развития в сфере бытового обслуживания;
  • координация и функциональное регулирование в сфере общественного питания.

Таким образом, нынешний потребительский рынок в Республике Башкортостан характеризуется развитием торговых центров и сферы услуг. Несмотря на это в республике существует ряд проблем. Существует проблема ценообразования на продовольственные товары, иногда цены на них бывают неоправданно завышены как производителями так и торговыми организациями.

Недостаточна конкурентоспособность местных и отечественных производителей.

Медленно продвигаются преобразования в организации торгового обслуживания в сельской местности. Розничный товарооборот в сельской местности составляет 18 процентов от общего розничного оборота в республике, учитывая, что в сельской местности проживает около 40 процентов населения республики Башкортостан. Одной из причин является слабо развитая инфраструктура торговли в сельской местности. Так же имеется огромный разрыв в показателях оказываемых услуг на душу населения в городах и районах.

Плохо обеспечена доступность предприятий потребительского рынка, объектов торговли и общественного питания для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Мало развит сегмент общественного питания для населения с невысоким доходом, мало предприятий со средней ценовой категорией, специализированных на диетическом питании, молодёжных кафе и т.д.

С одной стороны потребительский рынок наполнен деньгами и ресурсами, и по покупательской способности республика Башкортостан является одним из лидеров в Российской Федерации. Но по средней заработной плате республика не в лидерах, а где то по середине списка российских регионов.

Поэтому необходимо повысить уровень торгового обслуживание в сельской местности, совершенствовать материально- техническую базу сельской торговли, путём строительства и реконструкции торговых объектов с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства.

На потребительском рынке предприятиями торговли плохо используется такой резерв повышения собственной эффективности, как страхование от разнообразных рисков, непременно присутствующих в коммерческой деятельности. Можно было бы порекомендовать менеджерам торговых предприятий следующие виды страхования [1; 2; 3]:

  • Страхование непогашения кредита;
  • Страхование доходов от производственно-хозяйственной деятельности;
  • Страхование оборудования предприятий;
  • Транспортное страхование грузов;
  • Страхование риска банкротства предприятия;
  • Страхование обязательных платежей;
  • Страхование готовой продукции на складе предприятия;
  • Страхование задолженности по приобретению сырья, материалов (ТМЦ);
  • Страхование непогашения долгосрочных кредитов;
  • Страхование ответственности предприятия — заемщика за непогашение кредита;
  • Страхование займов с учетом процентов;
  • Страхование дебиторской задолженности предприятия;
  • Страхование доходов от торговой деятельности;
  • Страхование риска неплатежа по коммерческим сделкам;
  • Страхование прибыли предприятия;
  • Страхование несвоевременной уплаты процентов за кредит;
  • Страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса;
  • Страхование ответственности за исполнение служебных обязанностей работников предприятия, организации (гарантийное страхование);
  • Страхование неуплаты налогов в бюджеты.

Нужно обеспечить доступностью торговых мест для продукции республиканского агропромышленного комплекса на предприятиях розничной торговли.

Рынок услуг во многом зависит от органов местного самоуправления к формированию и его развитию. Необходимо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для повышения качества обслуживания, улучшению оказываемых услуг, внедрению инновационных технологий, повышению квалификации работников в данной отрасли, учитывая что сфера услуг является приоритетным направлением территориального развития в республике.

Активное оснащение предприятий торговли и общественного питания пандусами, лифтами для инвалидов и других маломобильных групп граждан.

Наиболее эффективным способом введения бизнеса в сфере общественного питания является франчайзинг и внедрение сетевых форм организации предприятий общественного питания, особенно для населения со средним уровнем дохода.

Читайте также

Список литературы

  1. Ефимов О.Н. Страховое дело: Учебно-методический комплекс. - Уфа: БЭК, 2008.- 126 с.
  2. Ефимов О.Н. Об имущественном интересе в страховании (статья)// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «Состояние, проблемы и перспективы развития АПК» (30 сентября – 1 октября 2010г.) Часть III. –Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – С. 43-47.
  3. Ефимов О.Н. Несколько тезисов по поводу определения объекта и предмета страхования// Управление экономикой: методы, модели, технологии: Одиннадцатая международная конференция с элементами научной школы для молодежи: сб. науч. тр. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2011. – 373 с.
  4. Омаров М. М. Развитие Российского потребительского рынка в условиях глобализации экономики. 2007. – № 11 – стр. 99-101.
  5. Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12
  6. Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан [сайт]. http://www.npa.bashkortostan.ru
  7. Федеральная служба государственной статистики по Республике Башкортостан. Официальный Интернет- портал [сайт]. http://bashstat.gks.ru

Цитировать

Ефимов, О.Н. Тенденции развития потребительского рынка в Республике Башкортостан / О.Н. Ефимов, А.А. Фаезов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 28. — URL: https://novainfo.ru/article/2700 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться