В настоящее время социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, - актуальное поле для исследования. Эта сфера привлекает внимание и ученых, и практиков в силу ряда предпосылок [1]:
состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних выступает фактором риска для распространения неправомерного поведения в детской и подростковой среде;
межпредметный характер изучения социально-опасного поведения несовершеннолетних психологами, социологами, юристами и др. требует интеграции теории и практики в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних;
имеющие технологические ресурсы работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, нуждаются в пересмотре в связи с решением задач социальной реабилитации, а не наказания виновного.
В достаточной степени сегодня изучены, как показывает анализ научной литературы и социальной практики, причины, обусловливающие конфликт несовершеннолетних с законом, среди них [2]:
Биологические и психологические причины. В период полового созревания у подростков появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Особую значимость имеют возрастные особенности несовершеннолетнего, прежде всего, это недостаток жизненного опыта, юношеский максимализм, нигилизм, эмоциональная возбудимость, высокая подверженность влиянию со стороны, протестное поведение, ярко выражена потребность в самоактуализации.
Семейное неблагополучие. Семья – микрофактор социализации личности. Семья закладывает в сознание человека ценности, которыми он руководствуется в течение жизни. Низкий воспитательный потенциал семьи приводит к развитию преступных наклонностей еще в раннем детстве. Широкое распространение разводов, дизгармонизация детско-родительских отношений, отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий, заботы в семейных условиях оказывают значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних.
Беспризорность несовершеннолетних. Семейное неблагополучие влечет беспризорность. Оказываясь на улице, дети, чтобы выжить, начинают воровать, и если не последовало наказание, то у ребенка начинают «развязываться руки», и масштаб преступления становится крупнее.
Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Такие подростки становятся менее активными в общественной и трудовой деятельности. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность, внушаемость, склонность к проявлению агрессии и другим асоциальным поступкам.
Снижение воспитательной функции системы образования. Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, вместе с тем мы видим, что вся система образования ориентирована на знания, так как именно этот аспект проверяется в форме различных экзаменов, и сформированность системы знаний у учащихся выступает одним из показателей эффективности работы школы.
Средства массовой информации и Интернет. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, систематически культивируют среди молодежи преступную идеологию. Пропаганда праздного образа жизни является мощным виктимизирующим фактором несовершеннолетней аудитории. Доступность Интернет-ресурсов влечет бесконтрольность поведения подростка со стороны взрослых.
Вместе с тем, технологическое обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, требует совершенствования и развития. Так, проведенный нами опрос среди молодежи показал, что значимыми являются традиционные социальные технологии, ориентированные на реализацию функций социально-психологической поддержки, информирования, социального контроля. Нами получены следующие данные:
социально-психологический тренинг - 40%;
социальный патронаж семьи - 50%;
разъяснительная беседа - 30%;
организация деятельности подросткового клуба по интересам - 55%;
социальный рейд по месту жительства - 30%;
правовой лекторий - 5%;
индивидуальное консультирование подростка - 30%;
включение подростка в добровольческую деятельность - 15%;
постановка на учет и социальный надзор - 0%;
родительское собрание - 10%;
социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, - 30%.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества и системы профессиональной помощи и поддержки личности, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач, в том числе в социальной работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
В этой связи целью должна выступать профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:
обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;
содействия духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия;
воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры.
Достижение этих целей возможно посредством организации деятельности, например, инициативной оперативной дружины как общественного субъекта патриотического воспитания. Дружинники, в числе которых и несовершеннолетние, способны решать задачи формирования у подростков системы ценностей, ориентированной на ведение образа жизни, соответствующего нормам общества и права, а также обогащать ресурсы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность. Поэтому инициативная оперативная дружина не дублирует деятельность военно-патриотических клубов и объединений, а расширяет сферу социально-реабилитационного влияния на подростков, участвуя в таких видах деятельности, как:
волонтерская работа;
проведение встреч с известными людьми, с ветеранами Великой Отечественной войны;
изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
организация детских творческих конкурсов патриотической направленности (конкурс чтецов «Дети о войне», конкурс рисунков «Война глазами детей», конкурс патриотической песни и др.);
участие в школьных классных часах на тему «Герои и подвиги»;
Создание инициативных оперативных дружин в образовательных и социозащитных организация, по нашему мнению, будет способствовать принятию несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, смысложизненной позиции согласованной с правомерным поведением.