Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход

NovaInfo 4
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 34
CC BY-NC

Аннотация

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Текст научной работы

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне — систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Мы согласны с Е.А. Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию (курсив наш — С.Д.) сознания, психики человека» [8, с. 387].

Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

Психологический феномен профессионализма рассматривается нами как системное образование (система), характеризующее организацию психики человека-профессионала в целом. Применяя термин «система» по отношению к феномену профессионализма мы выражаем тем самым не только сущность рассматриваемого явления, но и свое отношение к сущности объекта изучения, подчеркиваем класс свойств, которые представляются интересными, точку зрения, — отсюда разноплановость описания и многочисленность возможных декомпозиций («членений») системы и выделения подсистем.

С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению профессионализма человека, выявления динамики изменения профессионализма человека на разных этапах его профессионального развития (профессионализации), мы будем основываться на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения психологического феномена профессионализма.

Во-первых, профессионал — это человек в целом, и как биологический индивид, и как личность, и как индивидуальность и как субъект деятельности и жизни в целом. Поэтому феномен профессионализм человека необходимо рассматривать во всех указанных аспектах: биологической индивидности, личности, индивидуальности и субъектности. Это относится к изучению становления профессионализма, его развития, а также к проявлениям профессиональных деформаций [4].

Во-вторых, анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма как 1) свойства, 2) процесса и 3) состояния человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

  1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство (качество) — это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации;
  2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

  1. Стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;
  2. Стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;
  3. Стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к «акме», т.е. вершине профессиональных достижений;
  4. Стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализации, как правило, характеризуется существенной немонотонностью смены фаз и стадий [5].

  1. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [6]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма — это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма — это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам.

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды.

В соответствии с теорией систем, описание профессионализма как системы следует проводить с трех точек зрения или подходов: функционального, морфологического и информационного [6].

Функциональное описание профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.

Мы исходим из понимания того, что профессионализм предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает система профессиональной деятельности. Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей, которые выполняет специалист в той или иной профессиональной деятельности, а в к смысле круга задач, которые решает феномен профессионализма человека в преобразовании действительности. Критерии определяют те совокупности признаков и их значения, которые позволяют судить о степени выполнения обобщенных и конкретных функций данного системного объекта.

Функции профессионализма. В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений. С процессуальной стороны основная функция профессионализма (как объекта изучения) представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач: а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня; б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения; в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом.

Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Выполнение функций в общем случае сопровождаться не только получением полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые могут быть как материальными (объективными), так и нематериальными (социальными, психологическими). В теории систем принято считать, что система выполняет свои функции, если параметры системы и процессы ограничены определенными пределами, вне которых система разрушается либо радикально меняет свои свойства. Поэтому функциональный подход требует изучения тех условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки полученных результатов.

Критерии профессионализма. Критерии, т.е. показатели (признаки), на основании которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные) [5]. В первую группу критериев профессионализма входят такие показатели результативности деятельности, как количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д. Во вторую группу критериев оценки уровня профессионализма могут следующие показатели: а) профессионально важные качества; профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способности к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность. В качестве критериев результативности возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику изучаемой профессии.

С учетом активной роли человека в процессе становления профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П. Поваренковым [9]:

  • профессиональная продуктивность;
  • профессиональная идентичность;
  • профессиональная зрелость.
  1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.

Мы считаем, что важнейшей составляющей данного обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие [3]. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД) с профессиональной Я-концепцией [2]. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества). При отсутствии профессиональной идентичности следует говорить уже не о профессионализме, а о профессиональном маргинализме человека. Е.П. Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма как психологического явления: при внешней формальной причастности к профессии, — внутренняя непринадлежнось к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей) [7].

3. Критерий профессиональнойзрелости, предложенный Д. Сьюпером, свидетельствует об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и стрессоустойчивость человека-профессионала и др. Профессиональную самооценку мы рассматриваем как важнейший компонент профессиональной Я-концепции. В структуре профессиональной самооценки, по А.А. Реану (с соавторами), целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный аспект и б) личностный аспекты [10]. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельностии выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции.

При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата и самооценку потенциала. Первая из них связана с оценкой достигнутых результатов деятельности и отражает удовлетворенность-неудовлетворенность достижениями. Вторая — связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей и отражает, таким образом, уверенность человека в своих силах. Отметим, что низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, как показали наши собственные наблюдения, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) [1] человека является фактором его саморазвития.

Морфологическое описание дает представление о строении изучаемой системы. В общем случае оно включает описание состава образующих ее элементов (подсистем), их назначения, а также структуры связей между ними. Морфологическое описание иерархично: конкретизация морфологии дается на нескольких уровнях. Профессионализм представляется нам в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

Структура профессионализма как системы определяется совокупностью устойчивых связей между элементами, ее образующих. Рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга [8], что позволяет предположить существование трех подсистем профессионализма, каждая из которых имеет свою структуру. Будем выделять подсистему профессиональной продуктивности, подсистему профессиональной идентичности и подсистему профессиональной зрелости. Кратко охарактеризуем каждую из трех подструктур профессионализма.

  1. Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты указанные выше составляющие эффективности профессиональной деятельности;
  2. Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью;
  3. Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека как целостного процесса. В качестве значимых элементов в этой системе выступают такие факторы, как смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание.

Информационное описание в общем случае должно давать представление об организации системы, мерой которой является негэнтропия [6]. В соответствии с энтропийным подходом, развитие любой системы определяется изменением во времени количества составляющих ее элементов, сложности структуры, проявляющейся в изменении числа значимых связей между образующих систему элементами, а также изменением энтропии системы. Сопоставление указанных показателей позволяет сделать выводы о векторе развития системы (интенсивное или экстенсивное развитие, стагнация, деградация и др.) [11].

В нашем случае методическая сторона подхода сводится к следующим процедурам. Каждая из подсистем профессионализма описывается совокупностью образующих ее компонентов, находящихся в определенной взаимосвязи, что может быть представлено в виде соответствующих корреляционных плеяд. Разные фазы профессионализма характеризуются разным составом компонентов (факторов), а также и разной структурой и теснотой корреляционных связей между ними. Для каждой из анализируемых подсистем имеется свой (один или несколько) системообразующий фактор, вытекающий или непосредственно связанный с соответствующим критерием профессионализма. Наличие статистически значимой корреляционной связи того или иного фактора с системообразующим (критериальным) фактором служит основанием считать рассматриваемый фактор в качестве «профессионально значимого элемента» данной подсистемы.

Информационный подход, базирующийся на сопоставлении количественных показателей выделенных структур, позволяет проводить анализ профессионализма и его составляющих его подсистем в динамике их становления.

Читайте также

Список литературы

  1. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека // Международныйжурнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145-148.
  2. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество  (ОТО): ежекварт. рецензир. Междунар. электронный журн. Международного Форума «Образовательные Технологии и Общество». Том 13. 2010. № 4. С. 299-318. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf.
  3. Дружилов С.А.Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии: научно-теретич. журн. 2010. № 1. С. 71-73.
  4. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста // Фундаментальные исследования: научный журн. 2011. № 5. С.  56-61.
  5. Дружилов С.А.Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный Центр. 2011. 296 с.
  6. Дружинин В.В., Конторов Д.С.Проблемы системологии. М.: Советское радио. 1976. 296 с.
  7. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Изд-во «Институт психологии РАЕ», 2008. 347 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.
  9. Поваренков Ю.П.Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
  10. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.
  11. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: Изд-во МГПУ, 1999. 264 с.

Цитировать

Дружилов, С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход / С.А. Дружилов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 4. — URL: https://novainfo.ru/article/277 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться