Общий подход к формированию конкурентной стратегии АПК

NovaInfo 29
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье затронута достаточно актуальная тема формирования конкурентной стратегии АПК. Автор исследования достаточно широко раскрыл заявленную тему, показал умение конструктивно мыслить и логически излагать материал. Работа носит законченный характер.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ, КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ АПК, ЛИДЕРСТВО ПО ИЗДЕРЖКАМ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, СТРАТЕГИЯ ФОКУСИРОВАНИЯ

Несмотря на некоторые положительные тенденции развития экономики страны в последние годы, отечественные предприятия, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции испытывают, достаточно серьезные проблемы. В первую очередь это связано с отсутствием четкого механизма государственной поддержки сельского хозяйства, а так же из-за высокой конкуренции со стороны иностранных производителей. К тому же по различным оценкам, примерно 70-75 % отечественных производителей являются неконкурентоспособными на международном рынке.

Поэтому, в таких сложных условиях, возникает необходимость в формировании четкой и эффективной конкурентной стратегии, с целью закрепления и успешного функционирования на рынке.

Конкурентная стратегия — это определенная программа развития предприятия, направленная на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности

Выделяют следующие основные виды, конкурентных стратегий, которые могут быть использованы предприятиями агропромышленного комплекса:

  1. Стратегия лидерства по издержкам;
  2. Стратегия диверсификации продукции;
  3. Стратегии фокусирования на отдельных сегментах рынка.

Выбор той или иной стратегии зависит как от внешней среды, так и от внутренних возможностей самого предприятия.

Например, если предприятие функционирует в среде с высокой ограниченностью ресурсов производства, а так же с небольшими финансовыми возможностями, то наиболее правильным для данного предприятия будет сфокусироваться на производстве конкретного вида товара для определенных слоев населения.

В общем виде процесс разработки и выбора конкурентной стратегии для предприятия АПК можно изобразить на следующей схеме (рисунок 1):

Процесс выбора конкурентной стратегии
Рисунок 1. Процесс выбора конкурентной стратегии

Каждый этап имеет самостоятельное значение и требует использования различных специфических методик.

Стоит сказать, что процесс разработки конкурентной стратегии должен удовлетворять некоторым условиям:

  1. Разработка конкурентной стратегии должна основываться на объективном анализе экономических законов. Например, предприятие должно учитывать закон спроса и предложения, закон конкуренции и др;
  2. Нужно учитывать ряд экономических индикаторов, например, объем рынка, текущая ресурсоемкость, доля рынка предприятий конкурентов и многие другие;
  3. Следует использовать различные методы планирования и прогнозирования, а так проводить анализ, например, факторный, функционально-стоимостной или системный анализ;
  4. Необходимо учитывать меры государственной поддержки в области сельского хозяйства и др.[1].

Главным условием выбора конкурентной стратегии является конкретная ситуация на рынке, потому как у каждой другой организации есть своя конкурентная стратегия и свой план развития, поэтому предприятию необходимо выбрать такую стратегию, которая являлось бы одновременно современной и высокоэффективной, и могла реагировать на различные негативные изменения рынка.

Как сказано выше, главным фактором является конкретная ситуация на рынке, т.е в первую очередь под этим понимается место и доля самой компании на конкретном рынке, поэтому целесообразно на последнем этапе процесса выбора конкурентной стратегии делать упор именно на данный фактор.

Стратегия диверсификации продукции чаще всего используется компаниями, долгосрочно функционирующими на рынке. Стратегия реализуется, когда потребительские запросы и предпочтения уже невозможно удовлетворить стандартными товарами. Дифференциации можно достичь разными способами: уникальными качествами продукции, большим выбором, новым дизайном и др. Например, фермерская компания Azienda Agricola Giacomo Ferraris (Италия) нашла способ дополнительно заработать на интересе городских жителей к сельскому хозяйству. Сотрудники подметили, что многие потребители хотят не просто покупать свежие овощи и фрукты в магазине — они готовы сами участвовать в их выращивании. Компания создала в Интернете сервис Le verdure del mio orto («Овощи из моего сада»), теперь за дополнительную плату покупатели продукции могли выращивать собственные экологически-чистые овощи, не отходя от экранов своих компьютеров: купить собственный участок, наблюдать за ростом овощей с помощью фото и видео съемки и многих других функций [2].

Не стоит исключать стратегию лидерства по издержкам, доминирующие компании могут позволить себе использование более эффективных технологий производства, а так же дополнительную экономию ресурсов из-за “эффекта масштаба”, что позволит существенно снизить цену и тем самым создать сложные условия для входа на рынок другим предприятиям.

Стратегия фокусирования на отдельных сегментах рынка, на наш взгляд, больше подходит компаниям с незначительной долей на рынке, а так же компаниям-новичкам. Компаниям с небольшой долей на рынке сложнее экономить на издержках и устанавливать свою цену на рынке, поэтому им удобнее сфокусировать свою деятельность на отдельных сегментах рынка и не выходить за ее рамки, так предприятие может оградить себя от конкурентной борьба с предприятиями-лидерами и постепенно завоевать доверие потребителей. Хорошим примером применения стратегии фокусирования является компания “Актамыр” действующая на рынке республики Башкортостан с 2014 года и специализирующаяся на производстве и реализации только козьего молока. Стоит сказать, что ниша на реализацию данного вида продукции в республике достаточно свободна, поэтому молодое предприятие служит примером выбора успешной стратегии конкуренции для фирмы новичка.

Таким образом, можно сказать, что процесс разработки и выбора конкурентной стратегии является очень сложным и важным алгоритмом, который включает в себя не только изучение внутренних возможностей и особенностей предприятия, но и детальное изучение рынка, на котором собирается функционировать предприятие. Поэтому к данному процессу необходимо подходить очень серьезно, так как правильный выбор конкурентной стратегии фирмы сильно влияет на ее успешное или неуспешное функционирование в будущем.

Читайте также

Список литературы

  1. Гончаров А.А., Лыгина Н.И. Актуальные подходы к разработке конкурентных стратегий предприятиями АПК [текст]/ А.А Гончаров, Н. И. Лыгина // Современная экономика: проблемы и решения – 2010. - №3.
  2. Чередниченко Ю.А Эффективное продвижение товара [Электронный ресурс], Режим доступа:URL: http://narfu.ru/agtu/www.agtu.ru

Цитировать

Галиуллина, Р.Р. Общий подход к формированию конкурентной стратегии АПК / Р.Р. Галиуллина, О.А. Тупиков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2785 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться