В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, представляла собой нечто большее, чем сугубо образовательное учреждение. Несмотря на то, что народное образование России, в отличие от элитарного, всегда находилось на периферии государственного сознания, исторически роль школы в просвещении и повышении культурного уровня сельского населения была весомой на всех этапах развития российского общества [1,2,3].
В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни страны в целом, в последние годы на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, растущей безработицей, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, свое благополучное будущее. В связи с этим многие молодые, перспективные семьи переезжают на постоянное проживание в городскую местность [4,5,6].
В связи со снижением количества обучающихся сельские школы стали закрывать.
В наши дни процесс закрытия школ не прекращается, а активизируется. Так, в первую «пятилетку» XXI века закрылись 6,5 тыс. школ, а во вторую — почти 13 тысяч.
Сельские дети вынуждены совершать ежедневные поездки в городские школы.
Переход ребенка в новую школу - это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, которые могут отличаться от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой. У ребенка сразу возникает множество вопросов: "Как меня примут?", "Понравятся ли мне учителя?", "Как подружиться с ребятами?". Ребенок первое время будет сравнивать прежнюю школу с новой, старые требования с новыми. А если в родной школе остались друзья - то переход вдвойне будет происходить тяжелее. Поэтому от взрослых, родителей, учителей, школьного психолога и социального педагога потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы [7,8,9].
От успешности адаптации зависит содержание и успешность прохождения последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации. Результаты адаптации, интеграции и индивидуализации составляют "наиболее важные социально-психологические процессы, от которых во многом зависит субъективное благополучие личности".
Школьная адаптация имеет две стороны:
- приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
- включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей (социальная адаптация).
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая выражаются в виде активного (враждебность) либо пассивного протеста (избегание), повышенной тревожности и неуверенности в себе [10,11].
В норме процесс адаптации может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
В Лукояновском районе в 2012-2013 учебном году были закрыты 2 школы и реорганизованы 2 школы. 23 ученика вынуждены были поменять место учебы. Семеро из них были зачислены в 5 «а» класс МБОУ СОШ №1 г. Лукоянова Нижегородской области.
Мы решили изучить социально-педагогические условия адаптации сельских учащихся в городской общеобразовательной школе.
Первоначальная диагностика (методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса) проведенная школьным психологом с целью выявления уровня тревожности сельских детей связанная с переходом в новую школу показала, что у 4 учащихся повышенная общая тревожность, у 3 – повышенное эмоциональное состояние [12].
Для выявления трудностей, с которыми столкнулись учащиеся, было проведено анкетирование. В анкетировании приняло участие 25 человек (учащихся 5 «а» класса).
Самой предполагаемой трудностью при смене школы является негативное отношение со стороны одноклассников - его опасаются 4 опрошенных. Второе место по количеству набранных голосов 2 "не знаю", "другое" – 1. Несмотря на то, что наибольшие опасения при переходе вызывает негативное отношение со стороны одноклассников, самый популярный путь решения проблем – вести себя как все ученики, быть собой - 3. Двое опрошенных предлагают проявлять дружелюбие. 1 предполагает, что их не будет, и 2 не знают, что предпринять.
Что касается учащихся, то новых учеников в своем классе приветствовали 17 опрошенных:
8 опрошенных утверждают, что отнеслись к новому ученику положительно, 6 заняли нейтральную позицию. 3 опрошенных честно признают, что им все равно.
Отношение к новому ученику зависело в большинстве случаев от его личности и характера или поведения.
Чтобы понравиться опрошенным, новый ученик должен в первую очередь проявлять дружелюбие, при этом оставаясь собой или сливаясь с коллективом.
С целью оказания эффективной поддержки сельским учащимся в период адаптации в среднем звене, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новой обучающей среде классным руководителем были проведены классные часы: «Будем знакомы, будем друзьями», «Планета друзей», «Создание позитивных дружеских отношений», Мы – это много я!», и другие.
Для снижения уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями психологом были проведены психологические тренинги «Давайте познакомимся!», «Путешествие в мир детства», «Добру пусть откроется сердце».
В течение адаптационного периода с детьми проводились дополнительные занятия по предметам, индивидуальные занятия с психологом. Все эти мероприятия были направлены на выстраивание отношений с одноклассниками и учителями.
Для предупреждения дезадаптации учащихся участниками образовательного процесса проводилась большая работа с родителями. В начале четверти проведено родительское собрание «Адаптация младшего подросткового возраста к новым условиям школьной жизни», где родителям были даны рекомендации с целью оказания максимальной помощи детям с их стороны в преодолении адаптационного кризиса (были составлены и выданы соответствующие памятки). Проводилась своевременная индивидуальная работа с родителями, чьи дети испытывали трудности адаптации.
Повторная диагностика (методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (методика СПА), проведенная школьным психологом, в декабре месяце дала возможность определить уровень школьной адаптации детей. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: детям нравится ходить в школу, не только учиться, но и общаться. Школа принимается ими с положительной стороны. Радует и тот факт, что дети имеют в школе друзей и ценят дружбу с одноклассниками. Но сожалеют о том, что у них нет возможности общаться с одноклассниками во внеучебное время. Из-за ограниченного пребывания в школе, связанного с переездами, у детей нет возможности посещать внеклассные мероприятия, секции, кружки [13,14].
Одним из показателей успешной адаптации является успеваемость. Анализ результатов учебной деятельности за первое полугодие подтверждает о том, что для сельских детей были созданы все условия для успешной адаптации.
На основании проведенного исследования нами были сформулированы рекомендации по преодолению трудностей в процессе адаптации
Учителям:
- необходимо инициировать общеклассные мероприятия, в которых может принять участие - совместные походы в музей, на природу, классные часы, посвященные торжественным датам.
- Учителям-предметникам следует давать ученикам групповые задания таким образом, чтобы «новый» ученик оказывался в наиболее дружелюбно настроенной группе учащихся.
- дать «новому» ученику время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно снизиться по сравнению с теми результатами, на которые он реально способен.
Новичок входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, поделены зоны компетентности, и он должен найти свое место в новом коллективе ребенку могут быть даны следующие советы:
- изучить традиции существуют в школе и в данном классе;
- есть ли в классе группы и группировки, каковы формальные и неформальные лидеры;
- принято ли здесь помогать друг другу;
- существует ли в классе жесткая иерархия статусов и ролей;
- насколько свободно все одноклассники общаются друг с другом или класс разделен на несколько групп, внутри которых и замкнуто общение;
- как строятся отношения с учителями, между мальчиками и девочками [15,16].
Важная роль в период адаптации отводится родителям. Они должны понимать, какой сложный, стрессовый период происходит в жизни их ребенка, и должны помочь ему. Родители - это те люди, на чьё мнение он может и должен опираться.
- помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах;
- помогать в выполнении заданий, но не делать вместо него;
- быть самим более оптимистичными;
- чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем.
Установлено, что средовые социально-психологические условия, в которых оказались сельские учащиеся, обусловливают специфику их социально-педагогической адаптации. Повышение эффективности в преодолении адаптационных затруднений достигается при реализации городской общеобразовательной школой дополнительной функциональной обязанности [17,18].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: успешность адаптации достигается при создании условий и использования определенной системы средств и методов для достижения ожидаемого результата и выхода на достаточный уровень социальной адаптированности учащихся.