
Сокольникову Юргену Петровичу, заслуженному учителю Чувашской АССР, доктору педагогических наук, профессору, Академику АПСН, МПА, Президенту всероссийской Ассоциации «Воспитание» в конце января этого года исполнилось бы 90 лет.
Юрген Петрович Сокольников, крупный ученый-педагог в области теории воспитания, посвятил всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающих поколений, подготовке учительских, высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Он принадлежит к тем исследователям, которые пришли в педагогическую науку из потребностей школьной и вузовской практики, никогда не прерывали связи с образовательными учреждениями. Характерные черты академика: исключительное трудолюбие, ответственность, обязательность, требовательность к себе и к ученикам, порядочность, скромность. Он постоянно вел опытно-экспериментальную работу по реализации комплексного подхода к воспитанию в различных типах образовательных учреждений, вовлекая в эту работу учителей, воспитателей, аспирантов, докторантов из различных регионов России, ближнего зарубежья, до конца своих дней оставался «чернорабочим в педагогике» (В.А. Сухомлинский).
Юрген Петрович прошел большой жизненный путь, оставил нам в наследство множество монографий, книг и пособий по проблемам обучения и воспитания учащихся и студенческой молодежи.
Родился он 30 января 1925 года в г. Ядрин Чувашской АССР. Отец его, Петр Фадеевич, чуваш по национальности, обучался в Ленинграде, затем работал председателем Радиокомитета при СНК ЧАССР, в 1937 г. был репрессирован и расстрелян (в 1956 г. реабилитирован), а 13 летний Юрген стал сыном «врага народа». Семья была выселена из казенной квартиры и была вынуждена скитаться по частным квартирам. Мать Ю.П. Сокольникова, русская по национальности, была учительницей и после переезда в Чебоксары из Ленинграда работала бухгалтером обкома профсоюзов работников искусств. В июне 1942 года Юрген окончил среднюю школу с отличием, стал работать токарем электроаппаратного завода №654 г. Чебоксары.
Шла война, молодые люди уходили добровольцем на фронт. Юрген, как и многие сверстники, пришел в местный военкомат с просьбой отправить его на войну защищать Родину. Его просьбу удовлетворили. Воинская служба молодого солдата началась в батальоне, располагавшемся в Чебоксарах за Волгой. Сыпучий песок, душные, переполненные, забитые множеством солдат землянки, духота в них, напряженная учеба по овладению оружием, воинским ремеслом, физическая подготовка запомнились ему навсегда. После переезда батальона в г. Канаш (здесь находился пересыльный пункт), молодые солдаты жили в деревне Малые Бикшихи (три месяца) в здании школы, затем два месяца — в селе Шихазаны Канашского района Чувашии. В этом запасном полку молодые солдаты изучали военное дело, готовились к сражению с фашистами.
Фронтовая жизнь солдата Юргена Сокольникова началась в Калининском фронте. В октябре 1943 г. в составе маршевой роты он прибыл в 165 стрелковую дивизию, которая находилась на отдыхе после боев и нуждалась в пополнении. Ю.П. Сокольников был зачислен в разведгруппу и отправлен на фронт. В течение всего октября разведгруппа совершала ночные вылазки, прощупывала оборону немцев. Эти вылазки не раз завершались потерями: возвращались, неся на себе раненных и убитых. Немцы были сильно укреплены. Дивизия вела тяжелые бои. Каждый метр передвижения вперед давался большой кровью. Редели ряды солдат в полках дивизии. В бою Ю.П. Сокольников был ранен и оказался в госпитале, откуда после выздоровления он был направлен в прифронтовой запасной полк на курсы радистов. После окончания курсов в марте 1944 г. Юргену было присвоено звание младшего сержанта, в апреле направили в роту связи 46-й гвардейской стрелковой дивизии, затем в 51 — й отдельный истребительный противотанковый дивизион этой же дивизии. Дивизия с боями геройски продвигалась на Запад.
8 июля 1944 г. младший сержант Сокольников был ранен второй раз. Один осколок мины пробил ногу, другой — засел в боку. Его отправили в медсанбат, оттуда в госпиталь в г. Полоцк. Здесь сформировали санитарный поезд, который отвез всех раненных в стационарный, хорошо оборудованный госпиталь №1819 в г. Новель, а затем в Латвию.
После выписки из госпиталя Ю.П. Сокольников проходил воинскую службу в составе 5-го танкового учебного полка 2-го Прибалтийского фронта. 1943 года Юрген Петрович на фронте, в действующей армии. Воевал на Калининском, во 2-м Прибалтийском фронтах. В начале марта 1945 г. его откомандировали в Новоземляндскую группу радистов, расположившуюся на подступах к г. Кенигсбергу (2-й Белорусский фронт). В апреле г. Кенигсберг был взят, Новоземлиндский полуостров был очищен от фашистов. За мужество и героизм в борьбе с немецкими фашистами Юрген Сокольников был награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
В 1947 г. продолжая служить в армии, он экстерном сдал экзамены за первый курс исторического факультета педагогического института. В том же году с должности командира отделения радиотелеграфистов был демобилизован из рядов Советской Армии как студент, обучающийся на втором курсе высшего учебного заведения. Началась мирная жизнь в родных Чебоксарах, где проживала его мать Софья Ивановна. За лето 1947 года ему удалось сдать все положенные по учебному плану экзамены и зачеты за 2-й курс и добиться приказа о зачислении в число студентов третьего курса очного отделения.
Быстро прошли годы учебы в педагогическом институте. Успешно сдав текущие и государственные экзамены, Ю.П. Сокольников в июле 1949 года получил диплом с отличием об окончании Чувашского пединститута, с присвоением звания учителя истории средней школы.
По его личной просьбе его направили на работу в глубинную сельскую Чурачкикскую среднюю школу Комсомольского района. Школа была бедной, неухоженной, как и многие школы послевоенного времени. Не хватало дрв на отопление школы, учебного оборудования, на всю школу — три стула, четыре скамейки, в запущенном состоянии находился пришкольный участок. Прежний директор школы школьными делами не занимался. В декабре 1949 г. стало известно, что он забрал свои личные вещи и тайком уехал в неизвестном направлении.
Учитель Ю.П. Сокольников с первых дней работы в школе показал себя с хорошей стороны. У него сложились добрые отношения с учителями, с учениками и их родителями. Его единогласно избрали председателем местного комитета профсоюза. Преподавал он в школе немецкий язык, психологию, историю. В 1950 году назначили директором школы. Ему удалось в кратчайший срок отремонтировать классные помещения, обновить фундамент и крышу здания, наладить печное отопление, радиофицировать школу. На помощь директору в организации воспитательного процесса пришло педагогическое наследие А.С. Макаренко. «Мы взяли на вооружение основной закон жизни воспитательного коллектива, открытый А.С. Макаренко — закон его «постоянного движения вперед», — отмечал директор школы в своих отчетах о работе в Чурачикской школе. Макаренковские идеи коллектива и его традиций, производительного труда и коллективистской ответственности, сочетания требовательности с уважением каждого воспитанника, родителя, педагога стали духовным оружием директора школы и его заместителей. Были использованы идеи А.С. Макаренко о самоуправлении воспитанников. Шло постоянное совершенствование учебного процесса.
Опыт учебно-воспитательной работы Чурачикской средней школы был изучен и подробно освещен в книге «Коллектив сельской школы на творческом пути», изданной в 1958 г. под редакцией доц. Г.Н. Волкова, а также в книге самого Ю.П. Сокольникова «Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в школе» (Чебоксары, 1958). Можно перечислить много хорошего и нового, что делалось в школе под руководством ее молодого директора-фронтовика Юргена Петровича (электрификация и радиофикация, ремонт школы, организация деятельности ученической производственной бригады, строительство мастерской для уроков труда, методический семинар учителей, организация питания учащихся, родительский всеобуч и др.). Постепенно школа в Чурачиках из числа отсталых стала выходить в ряды лучших школ района.
Выпускники Чурачикской школы стали поступать в высшие учебные заведения, что было раньше редкостным явлением. Все это воодушевляло и учащихся, и учителей, и директора школы. Юрген Петрович переписывался с учеными педагогами Москвы и Ленинграда, много читал, обобщал опыт учителей и свой опыт воспитательной работы. В 1952 году принял решение учиться дальше — поступить в заочную аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Успешно выдержав вступительные экзамены (получил 15 баллов из 15 возможных), стал аспирантом-заочником. 1953-1957 гг. были годами напряженной учебы. Была утверждена тема кандидатской диссертации «Общественные поручения как средство воспитания ответственного отношения к обязанностям в старших классах сельской школы». В период учебы в аспирантуре директор школы продолжал экспериментальную работу в школах района. Много ценных советов ему давали известные ученые педагоги Е.Я. Голант, Н.Н. Петухов, Г.И. Щукина, Ш.И. Ганелин и др.
В 1957 г. Ю.П. Сокольников был переведен в очную аспирантуру. Диссертацию он защитил 20 ноября 1958 г. в пединституте им. А.И. Герцена. С 1958 по 1971 гг. работал в Чувашском пединституте им. И.Я. Яковлева ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, зав. кафедрой педагогики и психологии, одновременно работал учителем истории и классным руководителем в школе №4 в г. Чебоксары. Его пример вдохновил И.П. Прокопьева, директора Чурачикской школы-интерната, который впоследствии стал кандидатом, а затем доктором педагогических наук, академиком АПСН, МАНПО, МПА.
В 1965-1967 гг. Юрген Петрович в школах Чувашии организовал массовую опытную работу по проблемам организации целостного подхода к воспитанию школьников, апробацию своих методических пособий.
Большую работу Юрген Петрович проводил по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, руководил студенческим отрядом «Макаренковец». С августа 1967 г. по август 1969 г. Ю.П. Сокольников являлся старшим научным сотрудником и работал над завершением докторской диссертации. Защита диссертации «Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка» на соискание ученой степени доктора педагогических наук состоялась 9 февраля 1970 г. в Ленинградском пединституте имени А.И. Герцена. Он стал вторым доктором педагогических наук в Чувашии (первым был Г.Н. Волков).
В августе 1971 г. Ю.П. Сокольников был приглашен в Москву, в Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства просвещения РСФСР на работу в качестве старшего научного сотрудника.
С переходом на работу в МГПИ им. Ленина на должность профессора кафедры педагогики начального обучения, Ю.П. Сокольников начал создавать исследовательские группы студентов и аспирантов по проблемам комплексного подхода к воспитанию. Здесь была создана концепция системного понимания воспитания и — как практического вывода из нее — учения о логике педагогической деятельности. Ученым разрабатывается исследовательская программа, направленная на апробацию и дальнейшее развитие этой концепции, на создание на этой основе общей педагогической теории.
В своей монографии «Системный анализ воспитания школьников»(М.: Изд-во «Просвещение», 1986 г.) и в других публикациях Ю.П. Сокольников пропагандировал идею комплексного подхода к воспитанию школьников. В 1989 г. в январе месяце состоялось вхождение объединения «Педагог исследователь» в состав Ассоциации «Воспитание» педагогов-исследователей CCCР. На его базе создается Центр системного подхода к воспитанию. Ю.П. Сокольников избирается Президентом этой Ассоциации. На учредительном собрании присутствует 121 человек из 43 регионов СССР. Из них 60 преподавателей вузов (8 докторов, 39 кандидатов наук), 10 аспирантов, 29 студентов, 23 педагога из школ.
В апреле 1991 г. принял активное участие на общем собрании АПН СССР, посвященном проблемам воспитания. В своем выступлении он сформулировал ряд требований к концепции воспитания, которая должна быть создана. Однако предложенная им общая концепция воспитания на собрании АПН так и осталась не утвержденной. Этим же вопросам была посвящена Международная научно-практическая конференция «Диалектика общего, регионального и национально-особенного в воспитательных системах и пространствах», проходившая в Чебоксары в 1991 году.
Но вскоре распался СССР, а затем Академия педагогических наук. Стараниями «лжепедагогов» она была преобразована в Академию образования, откуда исчезло и само слово «педагогика». Был ликвидирован НИИ проблем воспитания.
В сложившихся условиях проводились научно-практические конференции, семинары, выездные заседания и т.д. в Москве, Чебоксарах, Белгороде, Козмодемьянске и т.д. В 1992 году Ю.П. Сокольников от имени коллективов научно-практических центров, лабораторий и творческих групп Ассоциации «Воспитание» обратился с письмом к вице-премьеру Правительства России Г.Э. Бурбулису (копии письма были адресованы в Комитет Верховного Совета РФ по науке и образованию и главному редактору «Учительской газеты» П. Положевцу) с предложением мер по улучшению разработки научных проблем воспитания.
1 февраля 1993 г. Ассоциация «Воспитание» вошла в состав Международной Академии педагогических наук и в позднее отпочковавшуюся от нее Академию педагогических и социальных наук. Здесь Ю.П. Сокольниковым было создано «Отделение методологии и теории воспитательных систем», объединив многих специалистов из стран Содружества.
Это отделение 20 апреля 1994 г. утвердило общую исследовательскую программу. Под его руководством были выполнены диссертационные исследования Т. Ахматовой, Р. Гильманова, Ж. Коидзе, З. Петровой, Б. Тажикова, З. Соловьевой, П. Клементьева и др., посвященные особенностям работы сельской школы.
Международная практическая конференция, состоявшаяся в г. Чебоксары 23-24 марта 1995 г., одобрила концепцию и программу «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества». Весьма ценными являются концепция и исследовательская программа «Единое воспитательное пространство как фактор формирования подрастающих поколений». Это направление исследовательского поиска обязано своим рождением Ю.П. Сокольникову и передовым педагогам небольшого города на реке Волге — Козьмодемьянска. Как показали итоги работы (они обсуждены на совместном заседании коллегии Министерства образования Чувашской и Марийской Республик), программа была взята на вооружение многими школами и педагогами. Базовыми экспериментальными площадками по указанной проблематике стали в Чувашии города Новочебоксарск, Канаш, Алатырь. Эту проблематику разрабатывали лаборатории воспитательных пространств, созданные в Чувашском республиканском институте образования (ректор В.Д.Данилов) и в г.Новочебоксарске (начальник управления образования В.И. Кочетов).
Под руководством Ю.П. Сокольникова, как руководителя ВНИКА в Чувашии, была разработана «Примерная программа воспитания школьников» (Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000 г). Выполнялись также региональные программы и в других областях («Формирование профессионально педагогической культуры» — в г. Белгород, «Система социально педагогической защиты детства в образовательном пространстве региона» — член-корр. АПСН В.Л. Холод, «Управление современной школой» — г. Тольятти, член-корр. АПСН Б.И.Канаев и др. Такое развитие исследовательской деятельности потребовало расширения ее экспериментальной базы. В качестве ее баз выступали университеты и институты, колледжи, профучилища, школы и дошкольные учреждения, лечебные учреждения и даже заводы. Число базовых учреждений в те годы составляло более шестидесяти. Интенсивно развивалась деятельность Академии педагогических и социальных наук, в структуре которой функционировало созданное Ю.П. Сокольниковым отделение.
Ученый-педагог до конца своих дней продолжал работу по поиску эффективных путей, форм, методов гуманистического воспитания, внес значительный вклад в развитие педагогической науки в нашей стране. Он — автор более 200 публикаций, среди них — свыше 30 монографий, пособий, книг.
Под руководством профессора Ю.П. Сокольникова выполнено более 80 кандидатских и докторских диссертаций. Он был активным членом диссертационных советов ряда вузов Москвы, Белгорода, Чебоксары, часто выступал в качестве оппонента по кандидатским и докторским диссертациям.
Зам несколько лет до своей кончины Юрген Петрович написал замечательную книгу «Бороться и не сдаваться», адресовал ее молодым педагогам, исследователям.
Вклад Ю.П. Сокольникова в области педагогической науки по достоинству оценен. Он был избран действительным членом Международной педагогической академии, Академии педагогических и социальных наук. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики». Велики его заслуги в подготовке научно-педагогических кадров. Сегодня его ученики продолжают его дело, значит, он остается с нами в строю.