Налоговая система России всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими веками. Одной из наиболее обсуждаемой темой в налоговой политике является введение налога на роскошь. Налоги на роскошь представляют собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности[1] .
Стоит отметить, что Россия стала второй в мире страной, после Великобритании, которая еще в царствование Александра Первого ввела налог на роскошь. Позднее, налог на предметы роскоши был в РФ почти 10 лет в составе акцизов и до 2001 года в России применялась прогрессивная ставка подоходного налога (1990г.- 50 % с суммы, более 3000 руб.) [3].
Наряду с Россией, многие зарубежные страны имеют многолетний опыт результативного функционирования данного вида налога. В связи с непрерывным экономическим развитием возникает необходимость преобразования налоговой политики.
В современной России налоговая система не является идеальной. В Налоговый кодекс постоянно вносится множество изменений.
Так и на сегодняшний день в налоговом кодексе может появиться ряд изменений, одно из которых - это введение налога на роскошь. Налог на роскошь обоснован и необходим, об этом заявил Владимир Путин.
Тема является очень актуальной, так как идёт множество споров и разногласий о введении налога на роскошь. Исследуя данную тему, в работе хотелось бы определить положительные и отрицательные стороны этого налога, который на сегодняшний день заинтересовал практически всё население. Необходимо как можно точнее определить понятие налога на роскошь и рассмотреть все его стороны, преимущества, плюсы и минусы, так как основные элементы налогообложения не конкретизированы.
Отказ стран от налога на роскошь не означает полное прекращение его деятельности, а зачастую, означает его преобразование, путем применения изменений в иные налоговый платежи. Практически во всех развитых странах обеспеченные граждане облагаются более высокими налогами, чем другие жители. Верхний и низший уровни налога отличаются там, как правило, в 2-8 раз (Япония, Бразилия, Финляндия и др.). В Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5-45%. [2].
А в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса "люкс", взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18% на имущество небольшой стоимости и до 55% на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов). В настоящее время ярким примером реализации налога на роскошь является Франция. Жесткая политика в данной сфере вызвала ряд недовольств среди богатого слоя населения и оказала негативное влияние на авторитет главы государства (налог на роскошь составляет 75%).
Налоги на роскошь являются прекрасным коррективом общей системы налогообложения, особенно там, где остальные налоги падают преимущественно на низшие классы населения и не существует прогрессивного обложения доходов, а вместе с тем имеется значительное число лиц богатых[1].
В 2013 году, обращаясь к представителям крупнейших российских предприятий, Владимир Путин отметил: «Этот налог не носит фискального характера. Это скорее морально-этическая норма, и я хочу, чтобы и в предпринимательском сословии это тоже было понято» [2].
Налог на роскошь может сгладить социальную напряженность в стране, вызванную чрезмерным уровнем дифференциации доходов населения, во-вторых, продемонстрировать ответственность состоявшихся крупных предпринимателей и повысить тем самым уровень доверия к бизнесу.
Можно выделить основные положительные черты введения налога на роскошь:
- мера в борьбе с социальным неравенством
- пополнение федерального бюджета
- эффективное средство корректирования общей системы налогов
Как и в любой системе, существуют как положительные, так и отрицательные моменты:
- расширение теневого бизнеса
- перемещение капиталов в иные страны (где отсутствует данный вид налога)
- может сказаться на кошелек среднего класса.
Эксперты, изучающие новый вид налога, считают, что под него могут попасть от 2 до 10 % населения [2].
Больше всего поступлений, связанных с этим налогом, приносит обложение налогом на роскошь дорогой недвижимости. Но данная система работает уже давно, и она хорошо отлажена. А в России же:
- не до конца сформулирован перечень предметов роскоши
- нет четкого определения понятия «роскошь»
К законопроекту о налоге на роскошь будут возвращаться еще не раз (последний раз законопроект о введении налога на роскошь был отклонен Государственной Думой 23 апреля в 2014 г.) и будет ли он принят и как скоро, вопрос остается открытым.
Введение нового вида налога в налоговое законодательство, а именно налога на роскошь это подражание Западу. Но как уже было сказано ранее, такой налог не принёс плодотворных результатов на Западе, и многие страны отказались от такого налога. Напротив Россия предвидит, что налог на роскошь принесет больший доход в казну государства, не взирая на значительные его недостатки.
С одной стороны, введение именно такого налога, как налог на роскошь, по моему мнению, необходимо, так как в некоторых регионах, особенно в небольших, присутствует большое разграничение между богатыми и бедными. Такой налог в какой-то мере поможет среднему слою населения не чувствовать себя слишком ущемлёнными. С другой же стороны, как было сказано ранее, этот налог может коснуться и среднего слоя населения, что ещё в большей степени будет способствовать уменьшению и так невеликого дохода.
Главная цель налога на роскошь - прекратить паразитическое, сверхизбыточное потребление богатых россиян. Вместе с другими изменениями в налоговой политике (например, снижением налога на капитальные вложения) это должно перенаправить средства в реальный сектор экономики. Олигарху будет выгоднее купить новые станки для своего завода (это считается капиталовложением и налогом облагаться не будет), чем заплатить солидный налог за новую яхту.
Отметим, что ранее Президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию о том, что закон о налоге на роскошь, в том числе о налогообложении на дорогую недвижимость и элитные автомобили, должен был быть принят в первой половине 2013 года [2]. Следовательно, оставалась нерешенной задача: как бороться со схемами уклонения от уплаты нового налога.
Таким образом, рассматриваемый налог мог бы решить многие проблемы социальной политики, улучшить уровень населения, но вместе с тем остаются и многие нерешенные вопросы.