К вопросу о развитии математической культуры бакалавра

№29-1,

педагогические науки

В статье две составляющие математической культуры бакалавра и решение олимпиадных задач как средство развития математической культуры бакалавра.

Похожие материалы

Рассмотрение математической культуры обучаемых, как педагогического феномена, требует интеграции знаний различных наук: философии, математики, культурологи, психологии, педагогики и др. Вероятно, поэтому описание данного феномена на понятийном уровне вызывает затруднения.

Неоднозначность трактовки понятия культуры в повседневной жизни привело к «размытости» феномена математической культуры. Практически любая инновация в области обучения математике имеет одной из целей повышение математической культуры учащихся.

В понятии «математическая культура» наблюдается интеграция понятий наук сильной (математики) и слабой (философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и др.) гносеологической версии. Мы считаем, что именно подобная комбинация порождает различные теории понятия «математическая культура».

По мнению Т.М. Банниковой, Н.А.Барановой, Н. И.Леонова к основным задачам профессиональной математической подготовки бакалавров являются развитие умений анализа явлений окружающего мира, создание моделей и умений их анализа в зависимости от целей исследования [1].

В подготовке бакалавра мы выделяем две составляющие: технологическую и методологическую. Технологическая определяется через способность претворения в жизнь определенной технологии. Ведь преподавателю необходимо в том числе и обучить студента. Мы считаем, что на занятиях по математике необходимо не обучать математике, а обучать математикой посредством методологической сущности.

В качестве инструмента развития математической культуры бакалавров рассматривается решение олимпиадных задач. Мы под олимпиадной задачей будем понимать задачу, содержащую в себе оригинальное начало, которая требует от обучаемого творческого напряжения, поиска идей и открытий [2].

Олимпиадные задачи обладают определенной спецификой. Выделяют следующие позиции, характеризующие олимпиадные задачи: оригинальность (интересная формулировка, неожиданная идея решения, посильный уровень сложности) и разнообразие дизайна задачи (разнообразие идей решения). Вместе с тем, олимпиадная задача – это идеальная модель некоторого явления реальной, повседневной жизни.

Чтобы обучаемый научился решать олимпиадные задачи, ему необходимо овладеть методологией творческой деятельности.

Творчество возможно и необходимо в любом виде деятельности, в том числе и в математической.

Многие авторы отмечают, что структура творческого процесса и структура процесса решения задачи совпадают [2]. В. В. Дрозина, В. Л. Дильман, отождествляя творческую деятельность с решением нестандартных задач, выделяют основные умения, необходимые для их решения: умения анализа, синтеза, предвидения, являющиеся неотъемлемыми элементами творческого акта.

Мы согласны с И. П. Калошиной, которая отмечает, что для решения любой творческой задачи (в том числе олимпиадной задачи) необходим особый инструментарий – методологические знания, которые имеют «интер-, меж-, надпредметный характер, позволяющий их применять в разных предметных областях … для построения метода решения задач» » [3].

Для развития методологического компонента математической культуры будущего учителя полезно: решение задач, в которых составление математической модели не очевидно, а само по себе является достаточно сложной задачей; выявление всех факторов и меры их влияния на конечный результат; решение системы задач, которые позволят оценить степень адекватности модели рассматриваемому явлению; решение задачи разными способами и выбор наиболее рационального из них.

Именно методологический аспект олимпиадных задач ведет за собой развитие математической культуры бакалавра. Методологическая фундаментализация профессиональной подготовки бакалавра – главнейшее условие развития его математической культуры.

Список литературы

  1. Банникова, Т. М., Баранова, Н.А., Леонов Н.И. Профессиональная математическая подготовка бакалавра: компетентностный подход / Т. М. Банникова , Н.А. Баранова, Н. И. Леонов – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 152 с.
  2. Дрозина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи: учебное пособие / В. В. Дрозина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 255с.
  3. Калошина,  И. П. Психология творческой деятельности: учеб. Пособие для вузов / И. П. Калошина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.