К вопросу о развитии математической культуры бакалавра

NovaInfo 29
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье две составляющие математической культуры бакалавра и решение олимпиадных задач как средство развития математической культуры бакалавра.

Ключевые слова

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ТВОРЧЕСТВО, БАКАЛАВР, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, ОЛИМПИАДНАЯ ЗАДАЧА

Текст научной работы

Рассмотрение математической культуры обучаемых, как педагогического феномена, требует интеграции знаний различных наук: философии, математики, культурологи, психологии, педагогики и др. Вероятно, поэтому описание данного феномена на понятийном уровне вызывает затруднения.

Неоднозначность трактовки понятия культуры в повседневной жизни привело к «размытости» феномена математической культуры. Практически любая инновация в области обучения математике имеет одной из целей повышение математической культуры учащихся.

В понятии «математическая культура» наблюдается интеграция понятий наук сильной (математики) и слабой (философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и др.) гносеологической версии. Мы считаем, что именно подобная комбинация порождает различные теории понятия «математическая культура».

По мнению Т.М. Банниковой, Н.А.Барановой, Н. И.Леонова к основным задачам профессиональной математической подготовки бакалавров являются развитие умений анализа явлений окружающего мира, создание моделей и умений их анализа в зависимости от целей исследования [1].

В подготовке бакалавра мы выделяем две составляющие: технологическую и методологическую. Технологическая определяется через способность претворения в жизнь определенной технологии. Ведь преподавателю необходимо в том числе и обучить студента. Мы считаем, что на занятиях по математике необходимо не обучать математике, а обучать математикой посредством методологической сущности.

В качестве инструмента развития математической культуры бакалавров рассматривается решение олимпиадных задач. Мы под олимпиадной задачей будем понимать задачу, содержащую в себе оригинальное начало, которая требует от обучаемого творческого напряжения, поиска идей и открытий [2].

Олимпиадные задачи обладают определенной спецификой. Выделяют следующие позиции, характеризующие олимпиадные задачи: оригинальность (интересная формулировка, неожиданная идея решения, посильный уровень сложности) и разнообразие дизайна задачи (разнообразие идей решения). Вместе с тем, олимпиадная задача – это идеальная модель некоторого явления реальной, повседневной жизни.

Чтобы обучаемый научился решать олимпиадные задачи, ему необходимо овладеть методологией творческой деятельности.

Творчество возможно и необходимо в любом виде деятельности, в том числе и в математической.

Многие авторы отмечают, что структура творческого процесса и структура процесса решения задачи совпадают [2]. В. В. Дрозина, В. Л. Дильман, отождествляя творческую деятельность с решением нестандартных задач, выделяют основные умения, необходимые для их решения: умения анализа, синтеза, предвидения, являющиеся неотъемлемыми элементами творческого акта.

Мы согласны с И. П. Калошиной, которая отмечает, что для решения любой творческой задачи (в том числе олимпиадной задачи) необходим особый инструментарий – методологические знания, которые имеют «интер-, меж-, надпредметный характер, позволяющий их применять в разных предметных областях … для построения метода решения задач» » [3].

Для развития методологического компонента математической культуры будущего учителя полезно: решение задач, в которых составление математической модели не очевидно, а само по себе является достаточно сложной задачей; выявление всех факторов и меры их влияния на конечный результат; решение системы задач, которые позволят оценить степень адекватности модели рассматриваемому явлению; решение задачи разными способами и выбор наиболее рационального из них.

Именно методологический аспект олимпиадных задач ведет за собой развитие математической культуры бакалавра. Методологическая фундаментализация профессиональной подготовки бакалавра – главнейшее условие развития его математической культуры.

Читайте также

Список литературы

  1. Банникова, Т. М., Баранова, Н.А., Леонов Н.И. Профессиональная математическая подготовка бакалавра: компетентностный подход / Т. М. Банникова , Н.А. Баранова, Н. И. Леонов – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 152 с.
  2. Дрозина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи: учебное пособие / В. В. Дрозина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 255с.
  3. Калошина,  И. П. Психология творческой деятельности: учеб. Пособие для вузов / И. П. Калошина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.

Цитировать

Манаева, Е.Н. К вопросу о развитии математической культуры бакалавра / Е.Н. Манаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2851 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться