Смена типа цивилизации влечет за собой изменение содержания образования. В аграрной цивилизации во главу угла ставились опыт и навыки, индустриальной – научные знания, в постиндустриальной же – методологии деятельности; при этом изменяется роль человека: мастеровой – оператор – творец.
Основным противоречием современной системы образования является противоречие между колоссальным опытом, накопленным человечеством и ограниченными возможностями отдельного человека по его усвоению. В связи с этим, если в 60-80-е годы формула образования выглядела как «знать немного, но обо всем», то теперь она меняется на «знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Поэтому не рационально при обучении математике «нагрузить» обучающихся как можно большим количеством информации, но необходимо сделать так, чтобы после завершения обучения в вузе бакалавр обладал неким таким внутренним стержнем, который бы позволял критически осмыслять поступающую информацию, выуживать необходимые сведения, рационально осмыслять и творчески их. Помочь в решении этой нелегкой задачи может и должно такое интегральное внутреннее единство, которое называется математическая культура.
Понятие «математическая культура» изоморфно понятию «культура». Они являются понятиями одинаково устроенными, имеющими связи одной природы между своими компонентами. Поэтому обратимся для начала к исходному, родовому для понятия «математическая культура» понятию «культура».
Культура – одно из самых сложных понятий, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Это объясняется отчасти тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, и, отчасти тем, что оно используется для обозначения крайне сложных понятий в различных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
Многоаспектность понятия «культура» во многом определяется его фундаментальностью, многоплановостью проявлений. Философский энциклопедический словарь приводит следующее определение: «Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, почитание) – универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными) [7, 411].
Впервые термин встречается у Цицерона для обозначения воздействия на человеческий ум философии – «культура ума есть философия». Изначально понятие «культуры», противопоставляемое «натуре», трактовалось как «возделанное, обработанное». В России определение понятия «культура» впервые отмечено в Карманном словаре иностранных слов Кириллова в 1845 году.
Емкость и неоднозначность понятия культуры привели к тому, что появилось большое количество ее дефиниций. П. С. Гуревич писал о том, что проникновение в тайну культуры связано с выходом за ее пределы и выявлением критериев, трансцендентных ей. В середине двадцатого века А. Кребер и К. Клакхон систематизировали более 150 определений, разбив их на шесть основных типов:
- описательные (в них указываются компоненты культуры);
- исторические (акцент делается на социальное наследие);
- нормативные (трактуют культуру либо в связи с образом жизни, либо с ценностями);
- психологические (определяют культуру либо через научение, либо через формирование привычек, либо с позиций адаптации);
- структурные (выявляют компоненты культуры);
- генетические (трактуют культуру через ее происхождение) [3].
В. Г. Волков выделяет в современных языках 4 основных смысла слова «культура» [1]:
- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов; в этом смысле понятие культура и цивилизация тождественны.
- указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственные какому-либо обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллекта и, прежде всего художественной деятельности, музыка, живопись, театр.
Сложившееся положение во многом должен был изменить состоявшийся в 1983 году в Монреале Всемирный философский конгресс, посвященный проблеме «Философия и культура». Однако его работа показала отсутствие единства не только в определении культуры, но и в путях ее изучения.
На сегодняшний день в литературе имеется более 500 определений понятия культуры. По мнению В. Г. Волкова, наиболее удачное определение было дано Э. Тайлором в 1871 году: «Культура … это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».
При определении понятия «культура» возможны различные специфические подходы. При философско-антропологическом подходе культура рассматривается как выражение естества человека, его природы. В философско-историческом (деятельностном) подходе понятие культуры связывается с понятием действие, которое понимается как осмысленное преобразование действительности. При социологическом подходе культура рассматривается как нечто, лежащее в основе жизни общества, как фактор его организации. Помимо этого выделяют структуралистический, гуманитарный и другие подходы.
Однако, несмотря на все разнообразие проявлений культуры в жизни, многие исследователи выделяют некоторые положения, присущие любой культуре.
Так, Л. Г. Ионин отмечает общие суждения о культуре, относительно которых возможно, по его мнению, согласие среди исследователей в социальных и гуманитарных науках: культура отличает человека от животного; она присуща лишь человеческому обществу; она наследуется не биологически, а посредством обучения; она связана с идеями, существующими и передающимися в символической форме [3] .
П. С. Гуревич указывает, что в многочисленных интерпретациях «феномен культуры предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей» [2, 23]. В. Налимов продолжает эту мысль: «Существует множество определений того, что есть культура. Бессмысленно предлагать что-либо еще. Достаточно обратить внимание на то, что основной ее задачей является социальная терапия» [4, 17].
Итак, одной из особенностей культуры является ее внебиологический способ передачи. В культурологии принято деление культуры на материальную и нематериальную (духовную). Под материальной культурой понимаются физические объекты, созданные руками человека: электрическая лампочка, одежда, книги и т. д. К духовной культуре относятся нормы, правила, образцы, идеи и т.д., то есть все то, что тоже делано человеком, но скорее его разумом.
Усвоение духовной культуры осуществляется посредством обучения. Известный психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что если бы на Земле погибли все взрослые, то «хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрывать для новых поколений… Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» [5, 409-410].
Человек является носителем культуры, поэтому представляет особый интерес проблема формирования культуры личности, в частности профессионала. К указанной проблеме имеется несколько подходов. Философский подход раскрывает общие закономерности формирования личностной культуры, ее сущности и проявления. Частнонаучный подход описывает особенности становления культуры на основе частных научных теорий (педагогики, дидактики, этики, психологии, теории управления и т. д.). Социально-психологический и конкретно- психологический вскрывают социальные функции, условия и механизмы действия личностной культуры в общественной жизни. Каждый из походов ставит и решает конкретные задачи и изучается средствами конкретной общественной науки.
Роль математики в профессиональном становлении будущего бакалавра трудно переоценить. Формируя математическую культуру обучаемого, педагог не просто передает определенную порцию, «квант» знаний, умений и навыков, приобретенных человечеством, но участвует в формировании его мировоззрения.
Говоря о математической культуре, следует разграничить «степень» ее проникновения в человеческую общность. Так, можно говорить о математической культуре отдельного человека, группы людей, всего человечества. Благодаря этому удастся избежать смешения многих понятий.
Математическая культура отдельной личности – ее порция присвоенной и переработанной ею части всего математического наследия человечества. Равно как и приобретение знаний, преобразование математической культуры осуществляется в деятельности.
Систематическое целенаправленное изучение математики как науки оказывает воздействие на развитие личности. Математическое моделирование жизнедеятельности общества в конечном итоге вызывает изменения в самой математике; применение математики в научном знании о природе и обществе влечет за собой возникновение новых разделов в науке, реальных ее приложений. Посредством математики через саморазвитие сущности человеческого знания происходит ее упорядочение и структуризация.
Одно из положений психологии профессионального развития заключается в том, что оно составляет цель и ценность профессиональной культуры. А. М. Новиков указывает, что для каждого человека профессиональное образование рассматривается в двух аспектах:
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;
- как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда» [6,14].
Э. Кассирер отмечал, что по мере вхождения в культуру человек все больше и больше посредством символического мира отдаляется от реальности, и все больше входит в рефлексию. В этом плане показательными являются сложности при изучении математики. Известно, что уже в начальной школе ученики с гораздо меньшим числом ошибок справляются с примерами. Большинство задач же вызывает значительные затруднения. «Перевод» теста задачи с обыденного языка на математический язык (математическое моделирование) является сложнейшей мыслительной операцией и у большинства учащихся отсутствует комплекс, названный Л. М. Фридманом «культурой поведения при встрече с задачей».
Наличие у человека более высокого уровня математической культуры корреллирует с большей эффективностью его профессиональной деятельности. Хаотичная, случайная, эпизодическая работа по формированию математической культуры обучаемых влечет за собой не только отсутствие динамики, стагнацию в уровне их математической культуры, но и общей культуры личности.
Математическая культура, как феномен, во многом зависящий от своего собственного, математического языка, есть и явление, и процесс и результат математической деятельности человека, оперирования математическими объектами. Поскольку вся окружающая нас действительность фактически создана математикой, то можно утверждать, что мы живем в математически культурном окружении и сами же его создаем.
Математическая культура является понятием более сложным, чем «совокупность знаний, умений и навыков». Она (математическая культура) благодаря значимости, полисоставности становится профессиональной философией, внутренней ценностью, личным его богатством. Только тогда она превращается в убежденную философию профессионального бытия.