В целях поддержания конкурентоспособности на рынке многие предприятия России применяют управленческие методы и инструменты, разработанные еще в прошлом веке для рутинных операций, которые лишь замедляют темпы их развития и конкурентоспособные преимущества.
Управляя инновациями, позволяющими значительно улучшить положение предприятия на рынке и его конкурентоспособные преимущества необходимо разрабатывать и применять новые подходы к управлению.
Все это приводит к необходимости разрабатывать и реализовывать на предприятии Программу инновационного развития. Программа включает определенную совокупность проектов, различающихся составом стадий инновационного процесса, типом реализуемых инноваций, объемом и видами используемых ресурсов. Эти различия представляют собой характеристики и условия реализации инновационных проектов, называемые параметрами. Неопределенности и риски, вызванные инновационным характером проектов, включенных в программу, приводят к необходимости управления параметрами инновационных проектов, имеющих также неопределенный характер. Управление параметрами позволяет с меньшими затратами достигать высокий уровень конкурентоспособных преимуществ.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии). Чтобы успешно конкурировать в условиях современной экономики, правительства, учебные заведения и предприятия должны управлять инновациями эффективно.
Следовательно, цель любой организации заключается в преобразовании политики, реализации новых инициатив, повышении рентабельности инвестиций в исследования, или запуск нового продукта.
Таким образом, инновационная программа необходима для:
улучшения организационной составляющей того, что инновации действительно требуются.
увеличения внимания к нуждам и требованиям заказчика,
увеличение эффективности развития бизнеса.
разработки сильные инновационной политики.
реализации процессов лицензирования, например, лицензирования или регистрация авторских прав на интеллектуальную собственность.
увеличение вероятности обеспечения финансирования новых предприятий и/или проектов.
управление инновациями для текущих и планируемых проектов.
Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения эффективности расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Однако эмпирические исследования свидетельствует о том, что в корпоративных структурах до 1/3 всех затрат на инновационные разработки впоследствии признаются как расходы, не приведшие к созданию нематериальных активов. Для большинства компаний рост таких расходов связан с существенным риском и часто рассматривается как преимущественно имиджевый фактор, а не как реальный вклад в создание критических факторов успеха, повышение стратегической конкурентоспособности, и роста рыночной стоимости компании.
Современный этап развития российской экономики связан с изменением приоритетов её роста. Потенциал преимущественно экстенсивного восстановительного роста в большинстве отраслей национального хозяйства практически исчерпан.
В системе международного разделения труда Россия воспринимается как поставщик ресурсов (углеводородов, металла, зерна), что не соответствует имеющимся научным заделам и истории советского периода. Сложившаяся специализация российской экономики даже при благоприятной конъюнктуре на сырьевых рынках делает экономический рост неустойчивым, а его темпы – затухающими, что в итоге сказывается на формировании инновационных программ. Далее рассмотрим условия и особенности формирования инновационных программ предприятия.
В связи с этим становится актуальной задача управления параметрами инновационных проектов, включенных в инновационную программу. Решением данной задачи является построение оптимизационной модели распределения ресурсов при внутрифирменном планировании.
Очевидно, что задачи модернизации (еще одно важное условие формирования программ инноваций) определили необходимость в стимулировании привлечения, концентрации и целевого вложения российских и иностранных инвестиций с ориентацией на повышение эффективности удовлетворения спроса на инновации потенциальных покупателей товаров с высокой добавленной стоимостью в региональных производственных комплексах.
В сложившихся условиях требуется совершенствование системно-структурной оптимизации управления через реинжиниринг управленческих процессов на основе оптимизации инновационно-технологических цепочек в региональных производственных комплексах путем использования принципиально новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями.
В связи со сложностью процессов повышения конкурентоспособности участников инновационно-технологических цепочек всех форм собственности необходимо комплексирование программ развития инновационно-технологических сетей как основы решения проблем стимулирования инновационных трендов в региональных производственных комплексах для решения сложных задач оптимизации инновационно-технологических цепочек.
Использование инновационно-технологических сетей в региональных производственных комплексах позволит обеспечить налаживание инновационно-технологических цепочек в инновационной сфере для покупателей товаров с высокой добавленной стоимостью.
Переход к инновационно-технологическому формату управления задает направление модернизации, формирования инновационных программ, как фактора, который со временем будет достаточно сильно влиять на конкурентоспособность на основе оптимизации инновационно-технологических цепочек в региональных производственных комплексах с учетом тенденций инновационного развития развитых и новых индустриальных стран.
Важным условием повышения эффективности управленческих механизмов с опорой на повышение точности и эффективности регулирования процессов вложения и использования российских и иностранных инвестиций в региональных производственных комплексах на всех уровнях управления является координация стратегий развития производственных и исследовательских структур.
Координация корпоративных стратегий позволяет оптимизировать динамическое взаимодействие предприятий региональных производственных комплексов на базе современных программно-технических средств, реализации экономических и технологических мер модернизации производства, наращивания объемов инвестиций для осуществления программ повышения конкурентоспособности участников инновационно-технологических цепочек в региональных производственных комплексах с учетом критериев экономической целесообразности с обеспечением:
- системной эффективности мер, направленных на сбалансированность интересов производителей и потенциальных покупателей товаров с высокой добавленной стоимостью для реализации возможности сокращения нерациональных финансовых издержек;
- рыночной эффективности процессов решения проблем перехода к качественно иной структуре научно-технического потенциала с территориальной дифференциацией инновационных центров в зависимости от различных характеристик инновационно-технологических цепочек в инновационной сфере, месторасположения потенциальных покупателей товаров с высокой добавленной стоимостью и выбора вариантов замещения источников инноваций;
- технологической и производственной кооперации с участием как государственных, так и негосударственных собственников в рамках модернизационных приоритетов.
Данные возможности реализуются с ориентацией на оптимизацию процессов вложения и использования российских и иностранных инвестиций.
Мультиресурсная сетевая инфраструктура может быть использована для оптимизации инновационно-технологических цепочек по инвестициям из различных источников в российской экономике на всех уровнях управления.
Такая стратегия позволяет рационально организовать и размещать элементы гибкой структуры инновационно-технологических цепочек в рамках региональных производственных комплексов и сформулировать направления преобразования организационных структур управления в соответствии с приоритетами системно-структурного изменения объектно-сетевой архитектуры научных и производственных структур путем обеспечения организационно-технологической эффективности перехода от существующей технологической базы экономики к новой постиндустриальной базе с минимально возможными издержками в рамках формирования нового научно-производственного базиса.
В итоге будет достигнуто формирование управляющих воздействий с целью обеспечения оптимизации инновационно-технологических цепочек в условиях участия нашей страны в ВТО с использованием системно-структурных принципов.