Уточнение методов развития инновационной деятельности

NovaInfo 27
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье выполнен обзор совокупности методов развития инновационной деятельности на уровне национальной инновационной системы.

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ, МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Текст научной работы

Перед Российской Федерацией, которая уже давно идет по пути рыночной экономики, сейчас стоит задача интеграции во всемирное экономическое сообщество в новом качестве: как производителя инновационных технологий. В последние годы научно-технический сектор в нашей стране показывает отрицательную динамику развития, в то время как в мире наоборот наблюдается его активный рост. Российские инновации составляют всего 0,3% от их мирового объема, и этот показатель только уменьшается. Нужна реальная, а не декларативная заинтересованность государства в решении этой проблемы. Также нужны программы различного уровня для развития инновационной деятельности, обеспеченные соответствующими источниками финансирования. И, наконец, нужно оформить правовое поле, в котором свободно могли бы развиваться инновационные отрасли экономики. Если всего этого не будет, то Россия в ближайшие десятилетия, если не годы, растеряет свой научно-технический потенциал и попадет в зависимость от иностранных инновационных разработок.

Первоочередная задача государства сейчас в том, чтобы максимально уменьшить зависимость экономики от сырьевого сектора и увеличить долю в ней высокотехнологичных производств. Новые приоритеты государственной политики должны быть выдержаны в духе общемировых тенденций и опираться на уже существующие в России наработки в образовательной и научно-технической сферах. Должна быть сформирована общероссийская инновационная система, которая стала бы органичной частью экономической жизни страны. Очевидно, что Россия обладает рядом конкурентных преимуществ, таких как многоотраслевая развитая промышленность, богатая сырьевая база, необходимое количество квалифицированных кадров, как технарей, так и научных работников (1/8 от общего числа ученых в мире). Тем не менее, мы занимаем мизерную часть рынка наукоемкой продукции невоенного назначения – 0,3%. Для сравнения, на США приходится 36% этого рынка, на Японию – 30%. Анализируя государственную политику этих и ряда других успешных в этом отношении стран, мы видим, что основой такой политики является поддержка малого бизнеса, специализирующегося в инновационных отраслях. Корпорация РОСНАНО делает некоторые шаги в отношении развития малого предпринимательства в научно-технической инновационной сфере. Сейчас в России работают более 70 техно- и научных парков, 50-ти бизнес-инкубаторов. Строится сеть инжиниринговых и консалтинговых компаний. Главным источником финансирования этой деятельности, как и раньше, остаются собственные, весьма скромные средства предпринимателей. Бюджетные и частные инвестиции привлекаются в крайне малых объемах, что катастрофически сказывается на конкурентных качествах этих малых компаний. Данная ситуация требует вмешательства государства, так как структурная деформация экономки страны налицо. Нужна цельная инфраструктура, элементы которой уже внедрены в жизнь и активно работают, доказывая свою эффективность уже несколько лет. Имеется более 40 технологических инновационных центров, в которых производится опто- и микроэлектроника, софт, приборы для научной деятельности и пр. Создаются научно-образовательные центры и венчурные фонды. Новым механизмом инновационной политики стала разработка и внедрение инновационных проектов общероссийского значения. Эти проекты охватывают различные области производства и сектора рынка высокотехнологичных товаров и содержат в себе полный цикл подобных производств.

РОСНАНО составило список инновационных проектов первоочередного значения, включающий основные направления инновационной деятельности в современном мире:

  • телекоммуникационные и информационные технологии, электроника;
  • химические технологии, разработка новых материалов;
  • авиационно-космические технологии;
  • современные транспортные технологии;
  • военные технологии, производственные технологии, специализированная техника;
  • экология и бережное природопользование;
  • энергосберегающие технологии.

Государственное финансирование этих направлений будет осуществляться наравне с привлечением частных инвестиций. Результат реализации данных проектов принесет не только технологический и экономический эффект в масштабах страны, но и оформит методологию, соберет команды исполнителей, выявит предпринимателей, способных в дальнейшем самостоятельно справляться с подобными задачами. Правильный баланс в цепочке «идея – технология – производство – занятие рыночной ниши» на различных этапах реализации инвестиционного проекта со временем позволит изменить масштаб деятельности до такой степени, что они будут отвечать вызовам, стоящим перед экономикой страны.

В имеющихся на данный момент условиях переход России на инновационную модель развития в промышленности является единственно верным и неотложным стратегическим выбором. Такой переход в среднесрочной перспективе (5 – 10 лет) позволит преодолеть кризис производства, перестроить и обновить промышленность, восстановить здоровую конкурентную среду и насытить внутренние рынки продукцией отечественного производства. В перспективе такой путь развития поможет России снова занять достойное место среди влиятельных стран мирового сообщества.

Принимая во внимание с одной стороны долговременный характер новой инновационной политики, а с другой стороны недостаточно сильные мотивации участников рынка, правительство на начальном этапе стимулирует проведение необходимых научно-технических разработок за государственный счет. Это нужно и для сохранения уже существующих конструкторских, научных школ, повышения престижа научного труда, и для создания предпосылок новых достижений, и для мотивирования бизнеса к использованию разработок, внедрению результатов в жизнь. Первоочередное внимание уделяется фундаментальной науке и ведущим КБ всероссийского значения. В области прикладных исследований, где доля государственных ассигнований значительно ниже, практикуется распределение средств через систему госзаказов и конкурсов. Вместе с тем государство начинает процедуру замещения старых бюджетных схем развития и финансирования новыми механизмами и мотивациями рыночного характера для последующего самофинансирования всех процессов в сфере инноваций.

Чем больше экономика страны насыщена инновациями, тем быстрее идет процесс развития и легче переживаются кризисные явления. Но инновации следует понимать не просто как новые знания в области науки и технологии, а как такие знания, конвертированные в коммерческий успех (по определению ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития). Внедрение инноваций является делом сложным. Поэтому обычной практикой развитых и активно развивающихся стран является создание и поощрение национальных фондов и программ, основная цель которых – организация финансирования и другой поддержки инновационной деятельности. Некоторая часть таких фондов и программ поддерживает развитие фундаментальной науки, но основная часть занята внедрением разработок с целью получения прибыли, по определению ОЭСР, приведенному выше.

Инновационную деятельность только тогда можно считать успешной, когда она привела к созданию нового продукта: услуг, товаров, технологий. Это возможно только после изучения рынка, целевой аудитории нового продукта, пожеланий, потребностей потребителей, определения основных конкурентов и анализа их деятельности. То есть, должен быть проведен тщательный анализ рынка. Другим важным элементом работы является подготовка кадров, то есть специалистов в области разработки инновационных проектов, производства и продвижения на рынке, сервисного обслуживания продуктов.

Есть необходимость создания новых производств и модернизации старых, налаживания кооперации, отладки систем маркетингового продвижения продуктов. Существует не меньшая необходимость в защите будущих результатов интеллектуальной деятельности, воплощенных в новом продукте либо с помощью патентов, либо как ноу-хау (коммерческой тайны).

Практика показывает, что на разработку уходит примерно 25 – 30% от всех сумм, инвестируемых в инновационные проекты. Часто разработку инновационных решений осуществляют не только крупные респектабельные компании, но и небольшие предприятия, и даже отдельные специалисты. Таким разработчикам особенно нужна помощь от государственных структур.

Такая поддержка в России успешно осуществляется. На федеральном уровне ею занимаются около 50 организаций, на региональном уровне намного больше – 1000, и на муниципальном уровне – 200 организаций. Еще 10 межрегиональных учреждений заботятся о развитии инновационных проектов.

Мировая экономическая наука считает неоспоримым тот факт, что для развитых стран доля высокотехнологичной продукции в ВВП может быть 50% и более. Это значит, что с помощью научных достижений и конструкторских разработок можно обеспечить половину ВВП страны. Участие лидирующих стран в мировом рынке наукоемкой продукции таково: 39% приходится на США, 30% - на Японию, 16% - на Германию. На Россию приходится только 0,3%. Общий объем этого рынка на сегодня оценивается в 2 трлн. 300 млрд. долл.

Существует ряд механизмов, разработанных странами с высокоразвитой рыночной экономикой для обеспечения работы инновационных проектов [1, 2]. Это эффективные экономические и административные механизмы, разработанные с учетом следующих принципов:

  • адекватный, предметный и динамичный алгоритм оценки государством ситуации, складывающейся в инновационных отраслях. Предмет оценки: какие именно достижения высоких технологий и технологического прогресса могут рассматриваться как ключевые в данный момент?
  • весомая, надежная, подкрепленная соответствующими правовыми актами законодательная, политическая и экономическая поддержка инновационных отраслей со стороны государства;
  • запуск мер государственной поддержки, доведенный до автоматизма, по формальным основаниям, без участия чиновников и функционеров на местах.

Задействуются так называемые прямые методы экономического регулирования. Это:

  • государственные инвестиции, принимающие форму целевого, проблемно-направленного, предметно-тематического финансирования, а также кредитования, фондовых операций, лизинга, государственного предпринимательства.

К примеру, в Канаде государственная поддержка и стимулирование НИОКР часто заключается в предоставлении коммерческого кредита под государственные гарантии или в прямом финансировании со стороны государства. В Японии практикуется кредитование на льготных условиях и бюджетное субсидирование государством как различных ведомственных НИИ и госкорпораций, так и научно-исследовательских центров, частных компаний, осуществляющих НИОКР. В Германии правительство финансово поддерживает перспективные, но рисковые или долговременные исследования в некоторых ключевых областях производственной, хозяйственной и научно-технической сферы.

Существуют также косвенные методы стимулирования и регулирования инновационной деятельности [3]. Их цель, с одной стороны, прямое стимулирование инвестиций в инновационные проекты, с другой стороны, создание необходимых предпосылок для научно-технического развития(а именно: благоприятная социально-политическая среда, экономические условия и пр.). Косвенные меры ни в коей мере не ограничивают предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, в принятии коммерческих решений. Государство не влияет, а лишь создает необходимый деловой климат для бизнеса. Такие методы работают хорошо, если они способствуют тому, чтобы формировались общественные условия для хозяйственной деятельности, а не индивидуальные. Традиционно чаще всего из многообразия косвенных методов используются амортизационное и налоговое регулирование, ценовое регулирование, кредитная и финансовая политика. Налоговые льготы играют крайне важную роль, так как поощряют адресно именно те направления корпоративной деятельности, в которых заинтересовано государство. Эти льготы чаще всего бывают направлены на стимулирование научно-технических разработок, деловой активности и экспортной составляющей инновационного бизнеса.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 209-214.
  2. Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100-103.
  3. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

Цитировать

Платонова, Е. Уточнение методов развития инновационной деятельности / Е. Платонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2623 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться