Перспективы создания системы неформального образования в России

№30-1,

педагогические науки

Материал содержит обзор по результатам анализа отечественного опыта развития вариативных форм неформального образования детей и подростков

Похожие материалы

Идея непрерывного образования, сформулированная Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века, представленная в ключевом тезисе «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» реализуется сегодня в России. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» [1] обозначен приоритет российской образовательной политики: образование в течении всей жизни человека. Происходит институализация различных видов образования, направленных на развитие разнообразия образовательных услуг, в связи с чем в систему образования вводится и закрепляется новая терминология: формальное, неформальное и информальное образование.

Неформальное образование – образование, которое осуществляется за пределами формальной образовательной системы, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, это могут быть индивидуальные занятия с репетитором или тренером, а также различные курсы, тренинги, короткие программы, потребность в которых возникает на любом этапе жизни человека [2].

По мнению отечественных экспертов Т.В. Мухлаевой [3], О.В. Ройтблат [4] и др. развитие потенциала неформального образования способно наиболее полно реализовать идею непрерывного образования в течение жизни. Это позволяет выделить целый ряд специфических характеристик неформального образования, безусловно востребованных в современном российском обществе:

  • ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;
  • особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);
  • высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;
  • внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;
  • развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;
  • развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
  • гибкость в организации и методах обучения;
  • организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре.

Отталкиваясь от идеи личного интереса обучающегося как одного из базовых оснований неформального образования, есть необходимость обратить внимание на специфику его инструментального обеспечения. В этом отношении нам может помочь гуманистическая психология как один из источников неформального образования. Карл Рождерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, взамен того, что он назвал традиционным образцом учения, предложил парадигму экспериментального обучения. Здесь гуманистический подход раскрывается в следующих позициях:

  • добровольность обучения, опирающаяся на нужды и опыт обучающихся;
  • уважительное отношение к обучающимся как к отдельным уникальным индивидуальностям;
  • разделение ответственности за обучение среди всех членов группы, принимающих участие в обучении;
  • высокая значимость критической рефлексии знаний, веры, ценностей и поведения;
  • самоуправляемое обучение и циклическое взаимодействие обучения и деятельности.

Опираясь на теоретические основы гуманистической психологии, в частности методы, разработанные и описанные Карлом Роджерсом, необходимым условием для возникновения и развития процесса неформального образования является выбор участника как проявление истинного интереса к той или иной проблеме или предмету познания. Проявление выбора или в традиционном понимании познавательного интереса в условиях неформального образования рассматривается не как разовое явление, а как источник постоянно возникающего возбуждения, следующего вслед за удовлетворенной образовательной потребностью («в настоящее время хочу знать…», «сейчас меня интересует…», «а как это происходит…») и действующего по принципу цепной реакции.

Наиболее эффективным инструментом возбуждения такого устойчивого интереса может служить метод организации исследовательской деятельности. Ряд современных авторов (Д. и Н. Зицер, Н. Чекалева, Н. Суртаева [5, 6]) рассматривают настоящий метод в качестве основного метода неформального образования, где каждый участник на протяжении всего процесса ведет многоплановое исследование при помощи различных инструментов. А также особо подчеркивается тот факт, что исследование в неформальном образовании происходит на разных уровнях: не только интеллектуальном, но и прикладном, чувственном и др. Результатом такого исследовательского процесса становятся непосредственные открытия обучающегося, происходящие с ним в классе, группе, в диалоге с самим собой.

История отечественного образования свидетельствует, что традиционно образовательная практика осуществлялась как неформальная, отвечающая на запросы общества с целью трансляции знаний и опыта в процессе формирования культуры. Из поколения в поколения под руководством опытных учителей, наставников, передавалась система знаний, ценностей, технологий их воспроизводства.

Анализ предпосылок создания системы неформального образования в России в современных условиях позволяет усмотреть ряд аналогий в трактовке сходных педагогических понятий. Качественные характеристики неформального образования, описанные в трудах западных ученых сопоставимы (но не тождественны!) с определениями терминов «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность» в интерпретации российских авторов.

Неформальное образование («non-formal education») с точки зрения P. Coombs и M. Ahmed – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить клиентам обучения и цели обучения [7, 8].

В отечественной педагогике термин «дополнительное образование» определяется как: «особо ценный тип образования», «зона ближайшего развития» личности ребенка [9, 10], «тип образования, опирающийся на свободный выбор ребенком видов деятельности» [11], «процесс и результат личностно-ориентированной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности на основе усвоения систематизированной совокупности знаний, умений и навыков, находящихся за пределами государственных образовательных стандартов» [12]. Термин «внеурочная деятельность» интерпретируется как система мер, направленная на решение задач воспитания, социализации и развития интересов детей.

В отечественных диссертационных исследованиях последних лет происходит осмысление накопленного опыта в сфере неформального образования детей и подростков, обозначаются подходы к внедрению инновационных идей в системе российского образования. Заформализованность традиционных подходов, тотальный контроль, авторитарные установки взаимодействия педагога с воспитанниками не могут на сегодняшний день обеспечить требований информационного общества, что обусловливает тенденции реформирования и трансформаций.

В диссертации С.Ю. Гороховой «Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности» акцентируются проблемы современного российского села. На сегодняшний день, по мнению диссертанта, село отличается рядом характеристик, которые отнюдь не являются благоприятными условиями для гармоничного развития детей: «замкнутость социальной общности людей, ограниченность доступа к культурным и образовательным услугам, более низкий уровень образования и культуры сельского населения, … медленное расширение кругозора, узость сферы повседневных интересов учащихся, … утрата разнообразия эмоциональных сопереживаний» [13, с. 13]. С целью преодоления указанных проблем сельских детей С.Ю. Горохова организовала в ряде сельских школ Кировской области деятельность по внедрению технологии развития коммуникативной компетентности учащихся.

Сходные вопросы и проблемы обсуждаются также и в других диссертационных исследованиях:

  • Свистунова Е.А. «Проектные технологии как средство формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности». Предметом исследования является использование проектных технологий в формировании экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности [14];
  • Свиридова Н.В. «Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования». Проблемным полем исследования являются педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования [15];
  • Богдашин А.В. «Развитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей». Работа посвящена исследованию педагогические условия развития ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования [16];
  • Иванаевская Е.А. «Формирование компетентности социального взаимодействия школьников во внеурочной деятельности». Предметом исследования является содержание и методы формирования компетентности социального взаимодействия школьников во внеурочной деятельности [17];
  • Гладкова А.П. «Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности». Проблематика работы состоит в разработке теоретических основ формирования исследовательских умений детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности [18];
  • Литвинова О.А. «Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности». Целевая установка исследования: формирование экологической компетентности младших школьников через различные направления внеурочной деятельности, среди которых особое место занимает проектная деятельность воспитанников [19].
  • Ладошкин Н.А. «Развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности средствами познавательно-досуговых проектов». Предмет исследования: процесс развития интеллектуального потенциала школьников в общеобразовательной организации посредством реализации познавательно-досуговых проектов во внеурочной деятельности [20].
  • Дроздецкая И.А. «Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе». Проблемное поле исследования: необходимость разработки и реализации организационно-педагогической модели формирования толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе [21].
  • Куприянов Б.В. «Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования». Предмет исследования: педагогические условия эффективности социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей [22].
  • Бодрова Т.Е. «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей». Проблема исследования: формирование социально-трудовых компетенций учащихся как аспект образовательной деятельности учреждения дополнительного образования [23].
  • Скрынник И.К. «Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций». Проблема исследования: каковы оптимальные содержание и организация неформального образования, способствующие повышению эффективности деятельности некоммерческих организаций [24].

Одним из приоритетных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей [25] названо усиление роли неформального и информального образования в системе образования нашей страны через: «расширение возможностей использования потенциала необразовательных организаций (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров и др.) в дополнительном образовании детей; поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы Интернета, телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции; развитие программ отрытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; поддержку развития сектора программ «учения с увлечением» (эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки и др.); нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма; реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, занятия физической культурой и спортом и др.)» [26, с. 20].

Указанные в Концепции направления являются актуальными перспективами развития неформального образования детей и подростков в России.

Список литературы

  1. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Образование иобщество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» URL: http://www.hse.ru/data/473/686/1235/20071220_report.pdf (дата обращения: 02.11.2014).
  2. Поволяева, М.Н., Попова, И.Н. Неформальное образование в современном образовательном пространстве: культурные традиции, вызовы и перспективы. – «Народное образование» № 8, 2013. – С.43-48.
  3. Мухлаева, Т.В. Международный опыт неформального образования / Т.В. Мухлаева // Человек и образование. – 2010. - № 4. С. 158 – 162.
  4. Ройтблат, О.В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // Человек и Образование № 1 (34) 2013, С.25-28.
  5. Зицер, Д., Зицер, Н. Практическая педагогика. Азбука НО URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=7600811 (дата обращения 03.11.2014).
  6. Чекалева, Н.В., Ройтблат, О.В., Суртаева, Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения: 28.10.2014).
  7. Coombs, P. H. with Prosser, C. and Ahmed, M. New Paths to Learning for Rural Children and Youth, New York: International Council for Educational Development.1973.
  8. Coombs, P. and Ahmed, M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help, Baltimore: John Hopkins Press., 1974.
  9. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации. Поиск, опыт, находки // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей», Санкт-Петербург, 20-24 марта 1995. – СПб, 1995. – С. 4-12.
  10. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального семинара-совещания, 13-15 марта 1996 г., – Петрозаводстк, 1996.
  11. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социально-культурных условиях / отв. ред. Ю.А. Горячев. – М.: Центр «Школьная книга», – 2001. – 224 с.
  12. Кувшинкова, И.А. Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Рязань, 2006, 269 с. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-regionalnogo-dopolnitelnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 03.11.2014).
  13. Горохова, С.Ю. Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Архангельстк, 2011. – 24 с.
  14. Свистунова, Е.А. Проектные технологии как средство формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.05. – Тамбов, 2011. – 25 с.
  15. Свиридова, Н.В. Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Томск, 2012. – 23 с.
  16. Богдашин, А.В. Развитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Омск, 2012. – 24 с.
  17. Иванаевская, Е. А. Формирование компетентности социального взаимодействия школьников во внеурочной деятельности : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Самара, 2012. – 28 с.
  18. Гладкова, А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Волгоград, 2013. – 14 с.
  19. Литвинова, О.А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Самара, 2013. – 26 с.
  20. Ладошкин, Н.А. Развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности средствами познавательно-досуговых проектов : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Белгород, 2013. – 26 с.
  21. Дроздецкая, И.А. Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе : автореф. дис… канд. пед. наук 13.00.01. – Томск, 2013. – 24 с.
  22. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования : дис… докт. пед. наук : 13.00.02. – Кострома, 2011. – 616 с.
  23. Бодрова, Т.Е. Формирование социально-трудовых компетенций учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей : дис… канд. пед. наук : 13.00.06. – Самара, 2006. – 240 с.
  24. Скрынник, И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 – Ставрополь, 2006. – 217 с.
  25. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://edusite.ru/DswMedia/koncepciyadopobrazovaniya.pdf (дата обращения 10.11.2014).
  26. Концепция развития дополнительного образования детей. Проект / Коллектив авторов под научным руководством директора ФГАУ «Федеральный институт развития образования» А. Г. Асмолова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 59 с.
  27. Дубовик, И.М. Становление и развитие неформального образования за рубежом. - Журнал NovaInfo, №30, 2015 URL: http://novainfo.ru/archive/30/stanovlenie-neformalnogo-obrazovaniya (дата обращения 11.01.2015).
  28. Дубовик, И.М. Состояние развития неформального образования детей и подростков на постсоветском пространстве. - Журнал NovaInfo, №30, 2015 URL: http://novainfo.ru/archive/30/razvitie-neformalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.01.2015).